Байкал 2011_Иркутск_Листвянка_Сахюрт_Иркутск

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Наталия_Д, 19.07.11.

  1. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Я решила выложить некоторые описания тех мест, где мы были, фотки, некоторым образом, будут повторены, уж не ругайте сильно.


    Ольхон, самый крупный остров Байкала, расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Площадь острова Ольхон около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.
    Часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое Море, говорящее об исключительности и известной самостоятельности. Юго-западная оконечность Ольхона отделена от побережья Байкала проливом Ольхонские Ворота, имеющим репутацию самого коварного места на Байкале.
    Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.
    Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова - гора Жима (1274 м), возвышающаяся над Байкалом на 818 метров. И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала - отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30 - 40 градусов.
    Южная часть Ольхона и, частично, северная оконечность степные, на остальном пространстве произрастают сосновые, лиственничные и березовые леса. В средней части западного побережья острова, начиная от мыса Хужирский до мыса Саса, берега песчаные. Поросшие соснами и лиственницами, рассеченные скалистыми мысами, они оставляют незабываемое впечатление.
    Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой, с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне; Нуку-нур, с невероятным количеством водных живых организмов.
    Рек на Ольхоне нет, известна лишь пара небольших ручейков, достигающих Байкала. В лесной части острова встречаются небольшие источники, питающие немногочисленные болота. Несмотря на маловодность, на Ольхоне на глазах возникают новые ручьи. В сентябре 2004 года я обнаружил ручей в северном конце Сарайского залива. Он был лишь немного слабее ручья, текущего вблизи поселка Харанцы. Пройдя вдоль русла вверх по течению, я обнаружил, что ручей вытекает из небольшого оврага, который, по-видимому, сам ручей и промыл. Длина ручья - 100-150 метров.
     
  2. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Климат Ольхона
    Самые теплые месяцы на Ольхоне - июль и август. Зима довольно мягкая и малоснежная, но более длинная, чем на материке. Весна и лето наступают позднее, чем на материке. На острове Ольхон выпадает очень малое количество осадков, около 200 мм в год - норма для полупустынь. Южная и юго-западная части острова - самые сухие места не только на Ольхоне, но и на всем Байкале. Виной тому - Приморский хребет, через который переваливают воздушные массы по пути к Ольхону. Преодолевая хребет и скатываясь в байкальскую котловину, они нагреваются, что приводит к падению относительной влажности. В итоге, дожди, предназначавшиеся Ольхону, выпадают на восточном побережье Байкала. Обычный ольхонский дождь - это десять капель в час, но случаются на Ольхоне и очень сильные дожди, и затяжные ненастья.
    Ветер на Ольхоне дует часто и подолгу, при этом преобладают ветры северо-западного направления. Среднее количество дней с ветром более 15 м/с равно 148. Благодаря тому, что Ольхон вытянут вдоль Приморского хребта, сам являясь его отрогом, остров испытывает на себе всю силу горного ветра, включая самую свирепую его разновидность - сарму.
    Население острова Ольхон
    Люди очень давно поселились на Ольхоне - в Сарайском заливе найдена стоянка древнего человека эпохи палеолита, возраст ее оценивается более чем в 13 тысяч лет. В настоящее время Ольхон - единственный обитаемый остров на Байкале. В нескольких небольших поселках проживает около 1500 человек, в основном, коренное население - буряты. Род занятий - рыболовство и скотоводство. Самый большой поселок на острове - Хужир с населением около 1200 человек. Здесь находится единственное на Ольхоне промышленное предприятие - самый крупный на Байкале Маломорский рыбозавод.

    Летом 2005 года на остров пришла цивилизация, провели электричество по дну Байкала. До этого электричество в посёлке «Хужир» давали по 2 часа в сутки. В Советское время свет на острове был, но в связи с перестройкой, развалом Советского Союза и последующим за всем этим бардаком электричество кончилось. Заправочных станций на Ольхоне нет, так что автотуристам рекомендуем запастись канистрами с бензином. Последняя заправка по пути на остров в посёлке Еланцы.

    Добраться до острова можно различными путями. Зимой можно проехать по официальной ледовой переправе. Обычно эта переправа открывается на МРС. Переправа оснащена дорожными знаками, вешками, двухсторонним движением транспорта. Движение разрешено со скоростью до 30 км в час и транспорту до 10 тонн. Переправа действует с начала января по конец марта. Лёд довольно крепкий, толщина более одного метра. Но не стоит лихачить и рисковать, транспорт должен быть оснащён зимней резиной. Ходит маршрутное такси «Иркутск-Ольхон - Экспресс».
    Летом можно доехать так же на маршрутном автобусе, который от МРС на пароме переправляется на остров. Паром бесплатный. Так же можно доплыть на теплоходе. На автомобиле получается гораздо быстрее. Летом, особенно в выходные дни, очень много времени уходит в стоянии в очереди на паром, можно потерять часов 12. Расстояние от Иркутска до МРС – 250 км, от Иркутска до Хужира – 293 км, до мыса Хобой – 336 км.
     
  3. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Ольхонские ворота
    Юго-западная часть Ольхона, самого крупного острова Байкала, отделяется от материка узким проливом, называемым Ольхонскими Воротами. В прежние времена местные жители называли его Амын, иногда - Ольхонский зунд.
    Посредством Ольхонских Ворот юго-западная часть Малого Моря соединяется с Большим Байкалом. Пролив открывается в Малое Море мысами Улан и Кобылья Голова, в этом месте Ворота достигают наибольшей (если не принимать во внимание материковые и островные бухты, находящиеся в проливе) ширины - около 2.7 км. Спустя 8.5 км, между мысами Уншуй и Крест, воды пролива соединяются с Байкалом, здесь ширина пролива достигает 2.4 км. Самое узкое место Ольхонских Ворот расположено между мысами в средней части пролива, его ширина здесь около 1.3 км.
    Глубина пролива 30-40 метров, северная часть пролива более мелкая, а южная, обращенная к Байкалу более глубокая, на линии мысов Уншуй и Крест глубины достигают 100 метров.
    Берега Ольхонских Ворот изрезаны глубокими бухтами. На материке самые выдающиеся бухты Куркутская, Базарная и Тутай. На Ольхоне - заливы Хул и Загли. Заливы на ольхонском берегу Ворот глубокие, закрытые от ветра, представляющие удобные укрытия для судов от непогоды. Материковые бухты в проливе мелководные.
    На севере, прямо на осевой линии Ольхонских Ворот находится ущелье реки Сарма, откуда вырывается самый сильный байкальский ветер - горный, называемый здесь Сармой. Пролив считается одним из самых опасных на Байкале районов для судоходства, здесь почти всегда дует ветер и бегут волны.
     

    Вложения:

    • Ольхонские ворота за бортом парома.JPG
    • Сахюрт_Мыс у парома_Ольхонские ворота.JPG
    • Сахюрт_Мыс у парома_Ольхонские ворота1.JPG
  4. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Малое Море
    Между северо-западным побережьем острова Ольхон и материком лежит пролив с названием, которое может легко ввести в заблуждение непосвященного, - Малое Море. Пролив так не зря назвали. Это все же море, как и Байкал, хотя и малое. Мал он только размером, сравнительно с Байкалом, Большим морем. Во всем прочем пролив Байкалу не уступит - ни ветрами, ни волнами, ни красотой побережий. Разве что вода не такая прозрачная, как в Большом Байкале, зато и не такая холодная. В прошлом Малое Море именовалось коренными жителями Нарин-Далай - Тонкое или Узкое Море.
    Малое море начинается с условной границы, проходящей по линии, соединяющей материковый мыс Зама и северную оконечность Ольхона, мыс Хобой. Иногда это место называют Большими Ольхонскими Воротами. Здесь Малое Море достигает наибольшей ширины - около 18 км.
    Постепенно сужаясь, пролив тянется на юго-запад почти на 70 километров до залива Мухор, который иногда тоже считают частью Малого Моря. В этом месте Малое Море смыкается с водами пролива Ольхонские Ворота, омывающего юго-западную оконечность Ольхона и связывающего Малое море с Большим. Здесь же, между дельтой реки Сармы и полуостровом Кобылья Голова, Малое Море достигает своей наименьшей ширины, около 4 километров.

    Площадь Малого Моря около тысячи квадратных километров, глубины пролива достигают 200 метров, наибольшие приходятся на его самую широкую часть. В проливе, не считая Ольхона и двух островков в заливе Мухор, 12 живописных скальных островов и галечниковый островок Хынык вблизи устья Сармы. На островах пролива во множестве обитают чайки, а в 2006 году появились и бакланы, исчезнувшие в середине прошлого века.
    Климат на Малом Море несколько более мягкий, чем на Большом Байкале. Здесь больше солнечных дней и выпадает меньше осадков. Береговая линия очень живописная, образующая удобные бухты и заливы. По этим причинам пролив пользуется большой популярностью, особенно у автотуристов, которые наносят большой урон хрупкой природе побережья пролива.
     
  5. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Мыс Кобылья Голова (Хорин-Ирги)
    Мыс, венчающий западную оконечность полуострова Кобылья Голова, одновременно - самая западная точка острова Ольхон. Именно этот мыс дал название всему полуострову. В профиль мыс действительно напоминает голову какого-то животного. Самая оконечность мыса откололась от основной части, фактически это изолированная скала, отделенная от острова Ольхон узким проходом шириной всего несколько метров. Через проход в тихую погоду можно совершенно спокойно пройти на байдарке. Живописные скалы мыса особенно впечатляюще выглядят с воды с северного направления - со стороны пролива Малое Море. На мысу находится маяк. Ранее мыс был культовым местом жителей острова Ольхон.
     

    Вложения:

    • Мыс Кобылья голова.JPG
    • Полуостров Кобылья голова.JPG
  6. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Байкальские ветры
    Горная, баргузин, верховик, култук, сарма, ангара

    Сильный ветер, даже без учета возникающих волн, может представлять серьезную опасность для легкого туристического судна. Поэтому стоит еще на суше в спокойной обстановке познакомиться с байкальскими ветрами и признаками, по которым можно судить о надвигающихся неприятностях.
    Байкал со всех сторон окружен горными хребтами, которые оказывают существенное влияние на климат, в частности, на формирование воздушных потоков. Определяющим фактором является наличие окружающих Байкал межгорных котловин, температура в которых значительно отличается от температуры в главной котловине - байкальской. Наибольшая разница температур имеет место осенью, она достигает 30-40 градусов, что приводит к значительному перепаду давления и возникновению мощных воздушных потоков.
    Средняя ветровая нагрузка на Байкале зависит от географического положения, времени года и времени суток. Наиболее благоприятный сезон именно тот, который нас больше всего интересует, - лето. В июне-июле 80% времени приходится на штиль или слабый ветер (высота волны не превышает 0.5 м). Наиболее часто сильные ветры случаются осенью, к примеру, в районе острова Ольхон в октябре-декабре сильный ветер в среднем дует 58 дней из 100.
    В течение суток самое спокойное время - два-три часа после восхода солнца и примерно столько же перед закатом. Штиль продолжительностью в световой день случается редко. О продолжительности штиля может дать представление приведенный ниже рисунок с розами ветров в разных местах побережья.
    Байкальский ветер имеет свойство усиливаться вблизи мысов. Даже в полный штиль напротив мысов может дуть небольшой ветерок, а в ветреную погоду увеличение скорости ветра может быть значительным. Это следует учитывать при прохождении скалистых мысов, отвесно обрывающихся в воду.
    По происхождению ветры в котловине Байкала делят на проходные и местные. Первые связаны с прохождением над озером атмосферных фронтов и воздушных масс - это наиболее сильные ветры. Местные ветры возникают из-за разницы температур воздуха над водой и сушей. Яркий и всем известный пример - бриз, днем дующий с моря на сушу, а ночью - с суши на море. Обычно местный ветер опасности не представляет. Исключением, по-видимому, является покатуха, о которой будет сказано ниже.
    В зависимости от направления выделяют два основных типа байкальских ветров - продольные и поперечные. Первые дуют вдоль котловины озера и, благодаря значительной длине разгона, поднимают большие волны, вторые дуют поперек котловины, отличаются особым коварством и свирепостью.
    Хорошее художественное описание байкальских ветров можно найти в книге О.Гусева "Натуралист на Байкале". Согласно О.Гусеву, существует около 30 местных названий ветров, часто один и тот же ветер имеет несколько названий.
    Ниже дано описание и характеристики наиболее примечательных воздушных потоков, встречающихся на Байкале. Замечу, что Байкал не зря славится буйным нравом, даже в самый спокойный сезон - летний - могут случаться сильные шторма. Нередко бывает, что одновременно дует несколько ветров и довольно трудно понять, с какими из них мы имеем дело. Ветер в таких ситуациях может почти мгновенно менять направление на противоположное.
     
  7. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Байкальские ветры
    Верховик
    Верховик, он же ангара (второе название чаще применяют в северной части озера, в южной оно вносит путаницу - ангарой также называют ветер, хозяйничающий в истоке Ангары). Иногда используются названия верховка, север, сивер. Назван так потому, что дует из долины реки Верхняя Ангара, т.е. с верхнего конца озера.
    Верховик может дуть одновременно на всем Байкале. Летом верховик добирается до южной оконечности Байкала крайне редко, ограничиваясь мысом Толстый в качестве южной границы (мысов с таким названием на Байкале шесть, в данном случае имеется в виду мыс, расположенный примерно в 10 км к востоку от поселка Листвянка). На северном Байкале верховик дует с севера, на среднем и южном Байкале - с северо-востока.
    Особо свирепые верховики случаются перед замерзанием Байкала - в декабре. Ветер не порывистый - обычно дует спокойно, погода при таком ветре сухая и ясная.
    Начинается верховик обычно утром, после восхода солнца и нередко перед закатом стихает, но может дуть и очень долго не переставая - до десяти дней. Такие затяжные ветры начинаются с середины августа. Благодаря значительной продолжительности и отсутствию порывов, верховик может создавать очень большие волны. Это один из самых известных и значимых ветров на Байкале.
    Предвестником верховика служит ярко-красный горизонт перед восходом солнца.
    Култук
    Култук, он же низовик, низовка. Ветер, дующий с нижней, южной оконечности Байкала, от залива Култук (точнее, из пади Култучная). Это юго-западный ветер, он дует в направлении, противоположном верховику, но тоже вдоль котловины озера. Култук несет с собой мощные штормы, дожди и пасмурную погоду. Иногда весной и в начале лета култук дует и при ясной погоде. Этот ветер может дуть сразу над всей котловиной озера, но не так долго, как верховик. Нередко култук налетает внезапно, и так же внезапно может уступить ветру противоположного направления - верховику. Култук приводит к самым сильным штормам на Байкале, поднимая огромные угрюмо-свинцовые волны.
    Предвестником култука служат мрачные тучи, собирающиеся в юго-западной части Байкала.
    Баргузин
    Баргузин - ровный и сильный северо-восточный ветер. Используются также названия полуночник (иногда баргузин дует ночью) и уже устаревшее - баргузник. Воздушный поток вырывается из Баргузинской долины.
    В отличие от продольных ветров - верховика и култука - баргузин дует поперек котловины озера и только в средней его части. Предполагается, что при определенных условиях баргузин может достичь южного Байкала. По продолжительности и силе он уступает верховику и култуку.
    Баргузин обычно не дует больше суток, чаще всего начинается после восхода солнца и стихает к закату. Обычно баргузин приносит с собой солнечную погоду. Скорость ветра редко превышает 20 м/c, но в Баргузинском заливе он может достигать ураганной силы.
    Горная
    Северо-западный ветер. Относится к поперечным ветрам. Холодный воздушный поток срывается с гор (отсюда и название) - со склонов Приморского и Байкальского хребтов и распространяет свое влияние только на западное побережье Байкала. Ольхонские буряты в прежние времена называли горный ветер - хойта-хальтин или барун-хойта-хальтин.
    Возникновение этого ветра обусловлено существованием на северном побережье Байкала горных гряд Приморского и Байкальского хребтов. Холодные арктические массы, подходя к Байкалу, скапливаются у этих горных массивов, не в силах перевалить их с ходу. Накопив критическую массу, холодный воздух переваливает через горы и, ускоряясь, устремляется по крутым склонам к Байкалу. В некоторых местах побережья - в долинах горных рек - существуют особенно благоприятные условия для разгона воздушных потоков. Так возникают сарма, харахаиха и другие разновидности горного ветра ураганной силы.
    Горная - самый свирепый и коварный из байкальских ветров. Налетает внезапно, скорость нарастает скачками, максимальная скорость горной может достигать 40-50 м/с. Горную часто называют сармой, хотя сарма, как и харахаиха, бугульдейка, ангара - разновидности горной.
    Существует ряд признаков, по которым можно заранее спрогнозировать возникновение горной. Летом ей часто предшествует тихая безветренная погода и изнуряющая жара, над горными вершинами появляются облака, постепенно образующие угрюмый облачный вал, вытягивающийся над горным хребтом. Достаточно надежным признаком может служить резкое падение атмосферного давления.
    По моим личным наблюдениям, летом горный ветер начинается чаще всего ночью.
     
  8. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Байкальские ветры
    Сарма

    Сильный шквалистый ветер, вырывающийся из долины впадающей в Малое Море реки Сарма, разновидность горной. Холодный арктический воздух с Приленской возвышенности, переваливаясь через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к Байкалу долину реки Сарма - природную аэродинамическую трубу, на выходе из которой достигает ураганной скорости.
    Сарма может непрерывно дуть несколько суток, ветер при этом бывает настолько силен, что валит деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Крыши домов в поселке Сарма, расположенном в долине одноименной реки, жители привязывают к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой. В среднем, в ноябре сарма дует 10 дней, в декабре - 13. Обычно сарма охватывает Малое Море и западную часть Байкала, но иногда может ощущаться и на восточном берегу озера. Скорость ветра нарастает скачкообразно и быстро достигает ураганной силы.
    Признаком надвигающейся сармы служат слоисто-кучевые облака с резко очерченными границами, собирающиеся над вершинами Приморского хребта вблизи Сарминского ущелья. Обычно от начала концентрации облаков до первого порыва сармы проходит 2-3 часа. Последним предупреждением является открытие "ворот" - появление просвета между вершинами гор и нижней кромкой туч. Иногда заметны клочья облаков, устремляющиеся вниз по горным склонам. Ветер налетает через 15-30 минут после этого.
    Харахаиха
    Разновидность горной, чрезвычайно свирепый шквалистый ветер, дующий из долины реки Голоустная. Особенно част осенью и зимой, в это же время наиболее силен и продолжителен. Название произошло от бурятского "хара" - черный.
    Бугульдейка
    Сильный поперечный ветер, вырывающийся из долины реки Бугульдейки. Как и все горные ветры может непрерывно дуть несколько дней.
    Ангара
    Разновидность горного ветра, дует из долины реки Ангара. Достигает большой силы, разгоняя свирепые волны в мелководном истоке Ангары. Обычно дует ровно, без шквалов. Приносит на восточный берег сырую холодную погоду. Особенно часто случается осенью и зимой.


    Байкальские ветры
    Селенга
    Холодный поперечный ветер юго-восточного направления, дующий из долины реки Селенга, может достигать западного берега и приводить к возникновению мертвой зыби в районе поселка Бугульдейка.
    Шелонник
    Скатываясь с хребта Хамар-Дабан, воздушные массы, пришедшие из Монголии, проявляют себя в виде теплого юго-восточного ветра. Скорость шелонника обычно не превышает 10 м/с.
    Название, скорее всего, завезено новгородцами - так называется юго-восточный ветер на реке Шелонь, впадающей в озеро Ильмень. Шелонник чаще всего наблюдается весной, осенью и в начале зимы, охватывает только южную часть озера. Приносит теплую погоду.
    Покатуха
    Сильный кратковременный локальный шквал. Предвестником его может служить вытянутое облако или полоса тумана над водой (согласно В.П.Брянскому - облако-предвестник цилиндрической формы, вращающееся вокруг продольной оси, находится в горах, на средней высоте). Через некоторое время облако начинает быстро перемещаться с мощным шквалом, переворачивая лодки, ломая деревья, сметая все на своем пути.
    Вот как описывает покатуху очевидец Л.Перминов: "Странное облако привлекло мое внимание. Оно было невелико в диаметре и ровно протянулось над озером по оси запад-восток. Облако, казалось, долго стояло на месте, но неожиданно рванулось на восток. Я счел благоразумным убраться на берег. И тут впереди увидел мчавшуюся низко над водой "дьявольскую спираль". Закручиваясь по часовой стрелке (если смотреть с востока), спираль с необычно большой для облака скоростью неслась над водой. Чем-то мистическим веяло от этой круговерти. Озеро вскипело. Вслед за облаком катились опасные высокие волны".
    Информации о покатухе довольно мало, по-видимому, этот ветер бывает только на восточном берегу Байкала на участке Выдрино-Боярский.
    В заключение следует отметить следующее. Хотя по байкальским ветрам накоплены многолетние статистические данные, ответить на вопрос, какого направления ветер будет преобладать в каком-либо районе Байкала, например, в июле, не может никто. Причина в том, что основные ветровые потоки проходные, т.е. определяются внешними условиями - проходящими через котловину Байкала атмосферными фронтами. А нынешнюю погоду даже метеорологи с трудом предсказывают.
     
  9. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    МЫС БУРХАН (СКАЛА ШАМАНКА) У ПОС. ХУЖИРА (47 км)
    Шаман-скала - одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «Камень-храм»), расположена вблизи пос. Хужира. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает "особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий". Пещера мыса считалась местопребыванием Эжина - хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона.
    Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.
    Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.
    В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один - на небесах, второй - на земле, это мыс Бурхан, третий - в подземном мире.
     

    Вложения:

    • Шаманка_сильно издалека.JPG
    • Шаманка_сильно издалека1.JPG
    • Шаманка_классический вид.JPG
  10. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    МЫС БУРХАН (СКАЛА ШАМАНКА) У ПОС. ХУЖИРА (47 км) продолжение
    Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом на поводу. Известный российский ученый В.А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т.е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник - бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещеным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».
    Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера, вход которой расположен на высоте 481 м над уровнем моря, имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. В 1952 г. археолог П.П. Хороших нашел в пещере на сланцевом отщипе изображение женщины-шаманки. Рассказывают, раньше можно было увидеть на скалах вблизи пещеры изображение шамана с бубном в руках. До наших дней сохранились только надписи на тибетском языке в небольшой нише.
    Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за целых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды - и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека.
     

    Вложения:

    • Шаманка_скалы перед.JPG
    • Шаманка_скалы справа.JPG
    • Шаманка_бухта слева.JPG
    • Шаманка_бухта слева_след от старой баржи.JPG
    • Шаманка_информационный щит.JPG
  11. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    МЫС БУРХАН (СКАЛА ШАМАНКА) У ПОС. ХУЖИРА (47 км) продолжение
    На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.
    Как известно, по одному из вариантов Хан Хутэ-баабай усыновил трех беркутов, которые впоследствии передали шаманский дар людям. От сожительства этих трех орлов с бурятскими женщинами пошел род ольхонских шаманов шабууни ноед.
    Из книги П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «В ближайшей к материку скале находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Высота скал 30 и 42 метра. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 метров, ширина от 3 до 4,5 метра, высота от 1 до 6,5 метра. Вход в пещеру возможен с двух сторон - с северо-восточной и западной. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина. Шаманская пещера с давних пор почиталась ольхонскими бурятами-шаманистами и ламаистами. По верованиям бурят-шаманистов, пещера былa местопребыванием страшного духа-хозяина острова Ольхон Хан Хутэ-баабая и его сына - орла. В честь этих духов на острове Ольхон в старину часто устраивались кровавые жертвоприношения.
    В старину в Шаманской пещере находилась ламаистская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности.
    Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема пещера на мысу Бурхан, установить трудно, потому что земля со дна пещеры еще в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры новокаменного века. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести».
    По свидетельству посетителей пещеры в 1902 г., в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. У входа в пещеру на скалах были нарисованы белой краской изображения буддийских божеств, не сохранившиеся до наших дней.
    С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. Всего удобнее рассмотреть это природное проявление зимой, со льда озера.
     
  12. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    И еще несколько примеров рекламы (подсмотрено в Иркутске)
     

    Вложения:

    • Иркутск_Реклама.JPG
    • Иркутск_Реклама1.JPG
    • Иркутск_Реклама2.JPG
    • Иркутск_Реклама2_верхняя вывеска.JPG
  13. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    А в заключении хочу занять еще немного вашего времени и привести описание Кругобайкальской железной дороги А.Чертилова (предисловие к карте маршрута). Мне показалось, что это интересно:
    КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
    Для тех, кто здесь живет, работает или бывает как путешественник, исследователь, это не просто сочетание слов или нечто загадочное, а реальная узкая прибрежная полоса южной оконечности озера Байкал, буквально вырванная у природы человеком сто лет назад для прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали, одного из ее участков кругобайкальского. «Золотая пряжка на стальном поясе России». «Подвиг, запечатленный в камне». «Одно из технических чудес света XX века». «Музей инженерной мысли». «Транссибирский тупик». Так образно и точно охарактеризовали эту Старую дорогу на берегу Священного Моря краеведы. Еще ее называют сокращенно и ласково Кругобайкалка.
    Монотонные шпалы и влекущие к горизонту рельсы. Благоухающее, цветное разнотравье железнодорожного полотна. Жужжание, стрекотание насекомых и порхание бабочек и птиц. Головокружительные, отвесные скалы, утесы. Величественные мысы. Череда горных лесов и степей. Палящее солнце и тут же вековая прохлада тоннелей и обжигающе холодные воды горных речек и чарующего Байкала. Строгие формы монументальных инженерных сооружений. Приютившиеся на полотне, в живописных долинах, распадках станционные и путевые постройки, поселки. Осиротевшие фундаменты разобранных зданий. Печально-одинокие тополя в обжитых когда-то местах. Гостеприимные бухточки. Душистый чай у ночного костра под звездным небом. Вечная смена прекрасных времен года. Шелест или раскатистое ворчание волн всегда разного, мудрого Старца. Можно и дальше перечислять щемящие, не дающие покоя воспоминания, образы, зовущие на Кругобайкалку вновь и вновь.
     

    Вложения:

    • Мосты над Ангасолкой_левый и правый.JPG
    • Мосты над Ангасолкой_левый.JPG
    • Мосты над Ангасолкой_левый1.JPG
    • Мост Большая Крутая Губа.JPG
    • Мост малая Шумиха.JPG
    • Мосты Большой Половинной_левый.JPG
    • Мосты Большой Половинной_правый.JPG
  14. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    А. Чертилов КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (продолжение)
    Предыстория
    Задолго до того, как по берегу Байкала пошли поезда, на «высочайшем» уровне и в Сибири не менее полувека обсуждался вопрос, сначала о необходимости и возможности вообще «.. .осуществления транзитного пути, соединяющего Сибирь с Центральною Россиею», потом — как обойти суровое море севернее (т. е. минуя столицу сибирского края — Иркутск) или с юга. Местное купечество и губернаторы все сделали для того, чтобы Средне-Сибирская железная дорога прошла через Иркутск, а значит, далее, Кругобайкальский участок соединил ее с Забайкальской дорогой по южному берегу озера.
    Пока велись изыскания вариантов будущей трассы в обход Байкала и строился первый кругобайкальский путь, ж/дорожные составы, грузы и пассажиры в 1900-1905 годы переправлялись от истока Ангары через озеро на другой берег в Мысовую, Танхой (где уже были уложены рельсы) паромами-ледоколами «Байкал» и «Ангара». Ледоколы были специально построены для байкальской переправы в Англии фирмой «Армстронг и К0», доставлены частями в село Лиственичное (ныне пос. Листвянка) и окончательно собраны на местной верфи уже русскими мастерами. Для подачи поездов от Иркутска к переправе по левому берегу реки Ангары в 1896-1900 гг. была проложена железнодорожная ветка, а в ее истоке, в подножье мыса Баранчук построены станция Байкал и причал для ледоколов. Эта станция позже стала первой и отправной на кругобайкальской линии.
    Зимой же, несколько месяцев, когда ледоколы не справлялись с толщиной байкальского льда, до Танхоя организовывалась гужевая переправа по ледовому тракту. А в самый напряженный для Кругобайкалки год начала русско-японской войны — 1904, паровозы в разобранном виде и вагоны перекатывались конной тягой по временным рельсам, уложенным прямо по льду (т. е. по ледовой рельсовой дороге). Обеспечивали ледовую переправу инженеры путей сообщения с привлечением казачьих войск. Иначе как героической эпопею Байкальской железнодорожной паромной и ледовой переправы не назовешь. Ведь зимы в Сибири тогда были суровыми, а с учетом коварных штормов и лютых байкальских ветров, такие мероприятия столичному начальству поначалу казались просто невыполнимыми.
     

    Вложения:

    • Станция.JPG
    • Станция_часовня.JPG
    • Станция 2.JPG
    • Станция 2_домик смотрителя.JPG
    • Станция 3_Маритуй.JPG
    • Станция 3_Маритуй_2.JPG
    • Станция 3_Маритуй_3.JPG
    • Станция 3_Маритуй_4.JPG
  15. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    А. Чертилов КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (продолжение)
    Создание ансамбля Кругобайкалки

    Сто лет назад, 12 сентября (25 — по новому стилю) 1904 года, между станциями Слюдянка и Байкал, по строящейся еще железной дороге, прошел первый поезд с министром путей сообщения князем М. И. Хилковым. И уже через два дня им было «...разрешено открыть временное движение рабочих поездов и груженых вагонов с таким расчетом и в таких размерах, чтобы не мешать работам по достройке» пути. А год спустя, 16 (29) октября 1905 г., государственная комиссия по освидетельствованию участка Байкал — Слюдянка нашла его «.. .законченным и годным для передачи... в правильную эксплуатацию» и он был «...открыт для сквозного пассажирского и товарного движения». Последний в строительстве фрагмент Транссибирской магистрали стал самым сложным и дорогим, и, при этом, самым коротким. Этот день является официальной датой рождения Кругобайкальской железной дороги, и 2005 — год ее векового юбилея.
    Горный характер прибайкальской местности заставил изыскивать разные варианты обхода Байкала. В общей сложности поиск «наивыгоднейшей» трассы велся с 1888 по 1900 год. И если направление восточного участка определили сразу по берегу озера и к его строительству приступили в намеченный срок, в 1899 году, то западный участок дался труднее. После рассмотрения вероятных четырех основных, разных направлений (все предусматривали выход к селению Култук), для детальных исследований и выбора окончательного направления, было одобрено два, наиболее приемлемых — от Иркутска по долине реки Иркут (т. н. иркутный вариант) и по берегу моря от станции Байкал (байкальский). В итоге, в 1901 г. предпочтение было отдано байкальскому варианту.
    Западный участок дороги построен за два периода. Первый путь был проложен в кратчайшие сроки, в 1902-1905 гг., всего за 2,5 года — это непревзойденное по скорости строительство (невольно вспоминается «стройка XX века» БАМ). Такая спешка диктовалась угрозой и началом войны с Японией, тем не менее, как мы видим по результату, на сроки и качество производства работ это не повлияло.
     

    Вложения:

    • Малая Шумиха_Итальянская подпорная стенка_вид от скалы.JPG
    • Малая Шумиха_Итальянская подпорная стенка_вид издали.JPG
    • Малая Шумиха_Итальянская подпорная стенка в деталях.JPG
    • Малая Шумиха_Тоннель и Итальянская подпорная стенка.JPG
    • Малая Шумиха_Тоннель и Итальянская подпорная стенка_1.JPG