1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 19

"Старинные часы еще идут". Ремонт и самостоятельное изготовление часов

Тема в разделе "Ремесленные работы", создана пользователем Denisov, 01.01.12.

  1. Йоссариан
    Регистрация:
    06.02.08
    Сообщения:
    1.237
    Благодарности:
    1.253

    Йоссариан

    nobody

    Регистрация:
    06.02.08
    Сообщения:
    1.237
    Благодарности:
    1.253
    Адрес:
    Nowhere
    Извините, опять влезу... Я не часовщик, у меня другая техника.
    Так вот, иногда приходится восстанавливать "зубы". Делается это так: в шестерне делается пропил по ширине утраченного зуба (либо пары зубьев). Лучше в форме ласточкиного хвоста, но можно и прямой. Твердым припоем впаивается "протез", потом он опиливается до нужной формы. При наличии похожей шестерни можно "пересадить" фрагмент. Также со впаиванием. Ясно, что работа сложная, требующая времени и аккуратности. Но иногда выбора на бывает, когда механизм редкий и ценный.
     
  2. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Наверное подобрать по диаметру иголку и впаять.
    В посте №70 Валера отвечал на похожий вопрос, прочитайте, может как раз вам подходит.
     
  3. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Помыл маятник, потер содой, все равно выглядит уныло. Пришлось звать на помощь двух старых знакомых - пасту ГОИ и кусочек кожи от бывшего женского сапога. Ребята справились. Осталось несколько мелких пятнышек, но это уже "налет старины".
     

    Вложения:

    • 026.jpg
    • 028.jpg
    • 027.jpg
  4. Valera2829
    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195

    Valera2829

    Живу здесь

    Valera2829

    Живу здесь

    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195
    Адрес:
    Украина
    Мда, работа- БЛЕСК! И если, Виталий, ты услышишь какой- то необычный шорох возле часового механизма- не удивляйтесь, это "страждующие" прямо таки "ломятся" от нетерпения, по быстрее уже переселиться в свое обновленное, сияющее "поместье" !
    И второе, Виталий, а где твой войлочный круг для полировки? Имея такое классное точило под столом, я не поверю, что к нему для полировки не будет установлен войлок. Да, к тому же- присмотрись к спицам маятника у француза, ой как они облизываются от предвкушения снять с себя вековую грязь об войлок с пастой ГОИ.
    Еще раз- спасибо, Виталий, за твоё творчество!
     
  5. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Да Валера, ломится то они ломятся, но "конфузы" тоже не сидят без дела. Нашел еще один нюанс, который мешал настроить чистоту боя, и который я не устранил сразу, поскольку не придал ему значения. На фотографии видно, что при опущенных молоточках в точке "2" имеется зазор между амортизационной пружиной и штифтом. А его быть не должно (как в точке "1"). Именно из-за этого зазора молоточек после падения на звуковой стержень не останавливается с легким отскоком, а еще несколько раз отскакивает. То есть пружина не выполняет свою функцию, потому что просто не достает до штифта:(. Когда механизм часов установлен в корпус, то это "отпрыгивание" почти не видно, потому, что оно гасится звуковым стержнем, что и дает неправильный звук гонга.
    На приложенном видео можно наблюдать, как по разному работают эти пружины и как по-разному ведут себя молоточки боя. Одинарный молоточек работает почти правильно, а двойной трясется как в лихорадке:)]
    А надо было просто обратить на это внимание и немного разогнуть пружину до правильного положения.
     

    Вложения:

    • 03.jpg
  6. Dalt111
    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0

    Dalt111

    Участник

    Dalt111

    Участник

    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0
    Добрый день!
    Старинные часы маятниковые 19век. бой не работал последние 60 лет бабушка говорила. что лопнуна пружина. Часы живут свое жизнью -можно до бесконечности пробовать пускать - и через минуту останавливаются. Если повезет -пойдут. тогда только заводи, но если вдруг остановишь маятник. чтобы подвести, то опять мучишься с запуском. После очередной пляски возле часов, решил разобрать. Промыл, смазал, никакого результата. Прочитал эту ветку. Механизм прокручивается без остановок. Разобрал до конца. На анкерной вилке небольшая выработка. Пружина боя не лопнула, но ус вала не цепляет. Но самое неприятное - проблема собрать. На минутной оси осталась напрессованая шестерня с двумя усами. Получается, пока ее не снимешь, механизм не соберешь. Давить сильно опасаюсь, а если и снимешь, то как при собранном механизме напрессовать.
     

    Вложения:

    • Изображение 001.jpg
    • Изображение 007.jpg
  7. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Если вы про "минутный триб" (синяя стрелка на фото), то скорее всего он не запрессован, а плотно посажен и за счет этой плотной посадки держится на оси. Должен сниматься и одеваться просто руками. Но я конечно сужу по своему механизму, поэтому ...
    А часы интересные. Хотелось бы посмотреть на фото в сборе.
     

    Вложения:

    • 04.jpg
    • MT.jpg
  8. Valera2829
    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195

    Valera2829

    Живу здесь

    Valera2829

    Живу здесь

    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195
    Адрес:
    Украина
    Виталий! Можно технически (аки предусмотрено самой конструкцией)- вращением шестигранной головки (муфты- держателя) ЭКСЦЕНТРИКА самого штифта, об который бьется амортизационная пружина, отрегулировать амортизацию. Или СЕРДИТО- гнуть саму пружину.
     
  9. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Спасибо за подсказку, Валера! Сейчас разбираю механизм (надеюсь в последний раз:)] тьфу, тьфу, тьфу) Как раз и на саму пружину гляну и на эту регулировку. Перед разборкой сфотографировал как выставлял механизм боя.
    А войлочный круг действительно надо приобрести. Или из старого валенка сделать...:|::)]
     

    Вложения:

    • 01.jpg
    • 02.jpg
  10. Dalt111
    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0

    Dalt111

    Участник

    Dalt111

    Участник

    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0
    Дело в том, что надето достаточно прочно. Попробую нагреть. А чтобы можно провернуть минутную стрелку у меня стоит пружинная шайба к шестерне.
     
  11. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Может не стоит торопиться... не сломать бы чего... Фотографии бы поподробней.
     
  12. Dalt111
    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0

    Dalt111

    Участник

    Dalt111

    Участник

    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0
    Можно попытаться собрать и так. Но будет проблема зафиксировать штифтом пружинную шайбу, когда шестеренка окажется по заводным барабаном.
     

    Вложения:

    • 102_0288.JPG
    • 102_0289.JPG
    • 102_0290.JPG
  13. Denisov
    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Denisov

    Живу, но не на форуме.

    Регистрация:
    18.10.11
    Сообщения:
    2.004
    Благодарности:
    1.783
    Адрес:
    Тольятти
    Посмотрел сейчас на своего "француза" (до чего же грязный, бедняга...) - похожая конструкция. Тоже предстоит разбирать и я тоже озадачен...
     

    Вложения:

    • мин-триб.jpg
  14. Valera2829
    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195

    Valera2829

    Живу здесь

    Valera2829

    Живу здесь

    Регистрация:
    22.01.12
    Сообщения:
    373
    Благодарности:
    1.195
    Адрес:
    Украина
    Добрый день всем, кто читает эти строки. Приятно, конечно осознавать, что есть люди с открытой и доброй душой, для которых часовой механизм представляется, как неотъемлемая толика душевной радости, а не средство наживы.
    Автор этой ветви, Denisov, в своем первом посте обратился с просьбой- как можно оживить часы своими силами. Не имея мастерской, оборудования, опыта, а только имея желание, руки и подручные средства. И если механика целая, то человек в состоянии её запустить сам, используя действительно подручные бытовые средства. Но если в часах чего- то не хватает, что- то поломано и т. д., то в таких случаях чудес не бывает и для восстановления необходим инструментарий, приспособления и возможно спец. оборудование. Что бы просверлить отверстие в оси под новую цапфу, нужно зачастую потратить не один день, чтобы изготовить цанги под сверло, саму ось, отбалансировать, выставить направляющие под сверло и т. д. А чего стоит заточить само сверло (зернистость абразива). В общем, самой работы - на пять минут, а подготовительных “операций” – до бесконечности. И только лишь потом, в отверстие прессуется сегмент швейной иголки, которая потом будет выполнять роль цапфы (кончика оськи). Но такой способ не уменьшает финансовую ценность ваших часов. Есть ещё много способов и методов восстановления цапф, но опять же всё будет упираться в оборудование. В общем, обратитесь к мастерам, может, кто по месту занимается таким делом или свяжитесь с часовщиками на их форуме.
    Но есть и “сердитые” способы. Когда- то, будучи еще киндером, пятиклашкой, я на сломанную ось надел наконечник от стержня шариковой ручки, выдавил сам шарик, а на его место вставил кусок швейной иглы, всё опаял. В платине высверлил отверстие цапфы, что бы в него могло пролезть, то что я нагородил, а сверху припаял часть от платины с простого будильника с отверстием под цапфу (под иголку). Ужасно, конечно, но часы до сих пор радуют своим ходом. Причем без проблем. А вот уже когда с армии пришел, тогда стал делать красивее и надежней. В те времена будильников было как грязи. И стоили не дорого. Но была там НАИЦЕННЕЙШАЯ вещь. Баланс (маятник) держался на камнях, которые были в винтах. Вот эти винты с камушками я всегда и использовал в таких ситуациях. На сломанной оси вытачивал новую цапфу (полегче, чем высверливать), а в родном отверстии под цапфу нарезал резьбу под винт с камушком. Все получалось красиво и надежно.
    Уважаемые Форумчане, на ветки этого форума можно получить только совет, который предостережет Вас от негативных последствий. А вот когда уже, что то сломано- тогда поздно руками разводить. И я Вас прошу- прислушайтесь к совету мастеров masterhous-спиртом и керосином мыть механизмы часов нельзя ни в коем случае. От них стальные детали покрываются ржавчиной. А чего стоят бесценные советы ЙОССАРИАНА-На сегодня лучший выбор - нефрас. Мне попадался такой, что даже "зеркальный тест" проходил - т. е. пригоден для оптики. В хозяйственном магазине в бутылках среди растворителей. Бензин-нефрас.В зависимости от производителя разное качество, чем меньше запах, тем лучше. Впрочем, для железяки типа механизма настенных часов пойдет любой нефрасПо поводу смазки: надо пойти в магазин, торгующий радиодеталями. Среди паяльников, припоев и прочей лабуды надо найти ПМС-5. Это такая жидкая силиконовая смазка, 5 - это вязкость в сантистоксах. Если нет ПМС-5, то можно и погуще (до 50, не более). Продается в бутылочках по 5 милилитров, абсолютно прозрачная…
    Перед рихтовкой цапфы- её с начало нужно было отпустить (нагреть до красна и медленно остудить). Потом, после аккуратной проверки прогоном- опять закалить. А нагревом латунных или бронзовых деталей можно легко НАВРЕДИТЬ. Если разогретую деталь из этих материалов резко остудить- они отпустятся (станут мягкими, пластичными). А если разогретую медленно остуживать- она приобретает твердость, в общем все наоборот, по сравнению со стальными изделиями.
    И еще просьба одна к Вам, пожалуйста- поймите правильно, без обид. Трудно, что- то посоветовать, если перед тобой некачественное фото. Ну, типа догадайся сам, ты же часовщик. Увы, здесь нет часовщиков. Но любой профессионал подтвердит, часовых механизмов 19- начало20 века выпускалось миллионными партиями каждый год. И тогда не существовали ни ГОСТы, ни ОСТы. Да каждый квартал, месяц вносились изменения. Поэтому единого стандарта не было, был дизайн, марка. Ну возьмите к примеру жигуль- шестерку первых выпусков и последних, что там единое- целое можно найти? По этому, просьба- выкладывайте пожалуйста Ваши вопросы в качественных фото. А то начинаешь в фотошопе пиксели “осветлять”- да туман от этого не проясняется.
    Удачи ВСЕМ!
     
  15. Dalt111
    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0

    Dalt111

    Участник

    Dalt111

    Участник

    Регистрация:
    27.03.12
    Сообщения:
    5
    Благодарности:
    0
    Напишу маленький отчет. Триб снял. Пришлось легонько стукнуть молоточком, через прокладку из меди. Предварительно подложил под платину мощную пластину. Пружину боя восстановил, вроде все срабатывает, нов корпусе еще не пробовал. К сожалению, так и не удалось на 100% восстановить нормальный ход. Часы по-прежнему неожиданно останавливаются. Была небольшая выработка в анкере - отполировал. Обратил внимание на один момент. Ось анкера имеет небольшой осевой люфт. И, если анкер выставить максимально точно посередине спусковой шестерни, то часы не останавливаются. Что посоветуете.
     

    Вложения:

    • 102_0291.JPG
    • 102_0292.JPG