1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 9,88оценок: 8

Устройство, укрепление, строительство грунтовой дороги. Только личный опыт, практика, наблюдения

Тема в разделе "Подъездные дороги", создана пользователем nested, 09.06.08.

  1. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    Да, понимаю. Стараюсь максимально все описывать и делать фото.

    Тоже понимаю. Просто бюджет ограничен и сделать чтобы "просто сделать" не хочется, конечно же. Хотелось бы выжать максимум из имеющихся средств. Максимум, на следующий год положить еще слой "сыпучки" на ГТ 350-400 (но это максимум), т. к. у нас из 5-ых нуждающихся, все пенсионеры, кроме меня и еще одного парня. Доходы у нас, соответственно, "так себе" :)

    Здесь снова попрошу помощи:
    7.jpg
    На фото выше желтой линией обозначил край дороги. Далее идет дренажная канава. Т. е. большие камни стоят аккурат на краю обрыва (я сам чуть не слетел, когда их перетаскивал. Несколько валунов, к сожалению, все же укатились в канаву).

    Для отведения воды с полотна достаточно будет просто сделать уклон дороги в две стороны (центр - самая высокая точка, края - самые низкие точки). Что-то вроде крыши "Галочкой".
     
  2. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    Сегодня посмотрел как дела на даче. Посмотрел уровень воды в канавах по обе стороны дороги - он одинаковый. Для наглядности сделал фото самого широкого места дороги с канавой:
    8.jpg

    Возможно, на фото не так хорошо передается высота дороги над водой. От верхней кромки воды до уровня дороги около 70 сантиметров (если не метр).

    И фото края дороги, который обрывается канавой:
    9.jpg

    Если я правильно понял литературу и советы, озвученные ранее, то достаточно будет сделать примерно вот такую схему дороги:
    p2.jpg

    Про георешетку была мысль, но выходит сильно дорого, поэтому решено было отказаться от ее использования.

    Еще назрели вопросы :faq::
    1. Можно ли выровнять все, чем есть в наличии. Затем сверху просто песка немного насыпать, чтобы скрыть углы камней. Затем уложить ГТ и на него все остальное? Или можно и без песка обойтись?
    2. Если будет 3 рулона ГТ по 50 метров: обязательно ли их за один заход сразу закрывать или можно в один день рулон закрыть (оставить место для нахлеста), потом в другой день продолжить и на третий день завершить укрытие ГТ?
    3. Все работы по развертыванию и засыпке ГТ нужно проводить в сухую погоду или можно и в дождь (прогнозы не вселяют оптимизма, к сожалению)?
    4. Есть ли какие-то нормы по весу виброплиты для уплотнения сыпучих материалов или можно взять то, что есть и спокойно работать в несколько проходов?
    5. Насколько критично, чтобы уровень дороги был ровным на всем ее протяжении? Чувствую, что будет она такими плавными спусками/подъемами идти. Переживать за это или делать и потом уже по факту разбираться?
    От всей души благодарю за помощь. За эти несколько дней я узнал больше, чем за 3 недели перечитывания статей в интернете. :super:
     
    Последнее редактирование: 20.07.20
  3. daemon7
    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379

    daemon7

    Живу здесь

    daemon7

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379
    @AnatolySergeev, в общем-то фото хорошо показывают, что происходит, если на дорогу ссыпать все подряд: половина материала оказывается на краях или в канаве, а на дороге при этом ад и треш. Откровенно говоря, здесь либо собраться мыслями и финансами и сделать по уму, либо завезти камаз аналогичных булыжников и утопить их, на какое-то время их хватит.

    Что бы сделал я:
    1) Убрал бы и утопил все булыжники с краев в лужах, укатал бы их. Возможно еще кубов 10-20 в зависимости от объема печали этих крупнокалиберных отходов привез и рассыпал на самые злые участки, неторопливо прикатав.
    2) Дождался, пока все это добро просохнет. Торопиться некуда, всё равно когда-то просохнет, а пока и по тому что насыпете можно покататься.
    3) Прошелся бы планировочным ковшом, при необходимости доровняв пескогрунтом то что останется после просушки. Корыто делать не стоит, нужно лишь срезать бугры и засыпать колею, выведя всё это на один уровень. Прошелся бы виброплитой по этому.
    4) Сколотил бы бордюры из досок сантиметров 20 высотой, обмазанных битумным праймером.
    5) Постепил бы геотекстиль 300-400 с нахлестом на доски
    6) Насыпал бы сантиметров 20 песка, тщательно прокатав его виброплитой с проливкой.
    7) Завершил бы это щебнем 20-40 по уровень бордюров

    Тем самым получите приличный дорожный пирог над вашей текущей "дорогой", вода из которого скорее всего будет спокойно себе уходить из под импровизированных бордюров в канавы. Конечно же придется некоторое время после этого по-подсыпать щебень, пока окончательно не уляжется, но там уже расход материала будет совсем мизерный относительно всей этой истории.
     
  4. daemon7
    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379

    daemon7

    Живу здесь

    daemon7

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379
    Теперь по вопросам:

    Да, ответил выше. Лучше черный (серый) пескогрунт поищите, если доравнивать придется. Если он нормальный, то хорошо схватится, получится твердое основание.

    Не вижу препятствий. По 30-50 метров в день вполне реально проходить. А если взять для засыпки на ГТ не JCB, а какой-нибудь небольшой гусеничный погрузчик Bobcat с планировочным ковшом, то от ручного труда с огромной вероятностью избавитесь практически полностью. Он замечательно гоняет по геотекстилю и материалам, не продавливая их и практически идеально разравнивая. Вам остается только неторопясь ходить с виброплитой.

    Лучше не торопиться и сделать в сухую погоду, сэкономите много нервов и вероятно денег + получится качественнее.

    Килограмм от 150 подойдет. Мне в свое время катали 90кг - вторичный щебень 20-40 ей уже не под силу.

    Скорее критично, чем нет. Плавные спуски с большой долей вероятности превратятся в лужи, в которые со временем будет намываться песок из плавных подъемов со всеми вытещающими.
     
  5. Zack75
    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429

    Zack75

    Живу здесь

    Zack75

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429
    Адрес:
    Пушкино
    Я правильно понимаю: если ориентироваться по фото с дорогой, то справа лужи, а слева от дороги - глубокая канава?
    Если это так, то хорошо бы кроме самого полотна дороги сделать продольный водоотвод с верховой стороны и в самой низкой его точке уложить трубу длинной метров 6, продаются такие б/у металлические трубы от водопроводов диаметром 25-30 см. На входе и выходе сделайте небольшую каменную наброску. С верховой стороны - что бы трубу не затаскивало грунтом, а с низовой - что бы не размывало почву струей воды.
    Это осушит верховую сторону дороги и ситуация сразу станет ощутимо лучше.

    Типа того. Двухскатный поперечный профиль - классический для ровных участков дорог.

    Если Вы будете применять ГТ 300-400 марки, то он достаточно прочный, даже если и порвется местами, ничего особо страшного не случится. Но я бы песочком острые камни присыпал бы ...
    Конечно можно! Так дороги и строят! :)) Это называется - захватка. ;)
    Если проливные дожди, то лучше не стоит работать. И сами уму*охаетесь и результат будет не очевиден.
    Если же дождь легкий моросящий, то это даже в некоторой степени помощь будет. Сыпучие материалы значительно лучше уплотняются во влажном состоянии (не сыром! А влажном). Их даже специально поливают при уплотнении.
    Конечно есть, но они не для "дачного строительства". Виброплиты при нормальном дорожном строительстве не применяют вообще. Только в стесненным условиях городов или при небольших объемах.
    Общий принцип такой: чем легче каток (плита), тем меньше уплотняемый слой (но не менее 5 см, такой слой может начать выдавливаться из под плиты, вместо уплотнения) и больше проходов. Для хорошего уплотнения виброплитой я бы не делал слой больше 10 +- см в один прием. То есть: отсыпали и разровняли 10 см слой, уплотнили за минимум 5 проходов. Отсыпали следующие 10 см и т. д. Степень уплотнения то же нормирована и проверяется. Для дачного варианта можно попробовать так: найдите шарик от подшипника мм 10 диаметром и с высоты ~1 м роняйте на песок. В хорошо уплотненном песке он оставит небольшую лунку и может даже выкатиться или даже отскочет немного. В плохо уплотненном песке он сразу погрузится в него.
    Что бы сделать ровный продольный профиль, Вам потребуется проект :)) И значительно больше грунта насыпи земполотна, чем при строительстве "по обертывающей".
    Не переживайте и делайте одни толщины всего пирога на всем протяжении дороги.
     
  6. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    @daemon7, @Zack75, спасибо за развернутые ответы. Я их внимательно изучил, распечатал, обсудил с соседями.

    Пока получился такой план действий (исходя из имеющихся денежных средств и погодных условий):
    1. Везем сколько найдем бетонного боя и прочего строительного мусора для самых злых участков ("Жуть" и жижа в сообщениях выше);
    2. Попробуем положить трубы в самом сыром месте, чтобы отвести влагу с дорожного полотна (здесь есть вопросы - опишу их ниже);
    3. Выравниваем все это дело;
    4. Ставим бордюр из досок с битумным праймером.
      Вопрос - может быть стоит бордюр поставить на этапе засыпки строительного мусора и пескогрунта, чтобы это все не расползалось? Или сломают в процессе разравнивания?;
    5. Укладываем ГТ 350 на полученное основание поверх досок;
    6. Укладываем 10 см песка, трамбуем виброплитой с проливкой;
    7. Заворачиваем ГТ внутрь и сверху еще 10 см песка, трамбуем виброплитой с проливкой.
      Вопрос: Верно, что на данном этапе заворачиваем ГТ для формирования боковины?;
    8. Укладываем сверху по уровень бордюра щебень или подобным материал фракцией 20-40. Трамбуем.
      Вопрос - можно ли заменить щебень обогащенным ПГС без глины? Щебень как-то крайне дорог в наших краях;
    9. По прошествии времени в эксплуатации подсыпаем образовавшиеся неровности.

    @Zack75, вопрос про трубу:
    Если вы про это фото:
    7.jpg

    то да, за границей желтой линии по бокам дороги идет глубокая канава с двух сторон. Почти на всем протяжении дороги она почти вплотную примыкает к дороге, только последние метро 30 она как бы "отдаляется от дороги".
    Тут она видна с правой части фото с водой (береза стоит на берегу этой канавы):
    8.jpg

    И тут сами вопросы:
    1. не до конца понял как укладывать трубу;
    2. и как организовать продольный водоотвод по дороге;
    У меня в голове две противоположные схемы получились:
    Вариант 1:
    vodootvod1.jpg
    режем 6 метровую трубу пополам и укладываем поперек дороги с уклоном от центра к краям полотна. В начале и в конце набрасываем щебня. Можно даже сделать перфорацию по всей длине трубы, но боюсь, она быстро забьется.

    Вариант 2:
    vodootvod2.jpg

    Берем 2 трубы по 6 метров. Укладываем в самом мокром месте с клоном (на рисунке уклон показан в виде градиента - белый (высокая точка), голубой (нижняя точка). В начале и в конце каждой трубы делаем насыпь из щебенки.

    Или я все неверно понял? Помогите, пожалуйста.

    Искренне благодарен вам за время, которое вы тратите на передачу своего опыта.
     
  7. Zack75
    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429

    Zack75

    Живу здесь

    Zack75

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429
    Адрес:
    Пушкино
    Про трубу Вы не верно поняли :)
    Водопропускная труба укладывается в самом низком месте лога (рельефа) либо по оси этого лога, либо перпендикулярно оси дороги. Укладывается с односкатным уклоном в низовую сторону. На ваши 6 м разница в отметках дна трубы на входе и выходе должна быть минимум 3 см (0,5 см на 1 м длинны), но лучше 1-2 см на метр. Но не более 5 см (см. приложение).
    Если же у вас и с низовой стороны есть застой воды, то ей будет просто некуда уходить. Тогда у вас или болотистое место само по себе или воде что то мешает утекать по рельефу дальше. Может быть, стоит ей помочь, если возможно. Прокопать небольшое русло ниже по течению или разобрать завалы деревьев. Сложно судить, не будучи на местности ...
    Я пытаюсь донести мысль, что основной источник проблем у вас - обилие воды. Надо всеми силами постараться убрать ее. Может статься, что и дорога высохнет и вообще ничего не потребуется делать ;)) будет плохо только день после дождя, все остальное время будет сухо. Тогда и дорожная одежда (пирог) может быть полегче и попроще.
    Продольный водоотвод по дороге не надо устраивать.
    У вас будет поперечный отвод с дороги в канавы и далее по рельефу подальше от дороги.
     

    Вложения:

    • l15.gif
  8. daemon7
    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379

    daemon7

    Живу здесь

    daemon7

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379
    Думается мне, что сломают. Лучше аккуратно насыпать "мусор", подравнять и уже после по его границам сделать бордюры. Они как раз в первую очередь нужны для того, чтобы песок и щебень не уходили.

    Лучше побольше насыпьте, в идеале сантиметров 20

    Через доски его перекиньте по верху, подворачивать не обязательно, сам стянется со временем. А боковину у вас бордюры сформируют.

    Возьмите тот же бетонный бой фракции 20-40, он называется "вторичный щебень". По ПГС сложно сказать, что вам привезут и насколько это подойдет для ваших целей.
     
  9. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    @Zack75, спасибо!
    Теперь все понятно.
     
  10. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    @daemon7, Спасибо!
    Потихонечку будем притворять в жизнь задумку.
     
  11. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    @Zack75, @daemon7, и другие участники темы, доброго дня!

    Пока дорога подсыхает, развезли в самые злые участки и утопили все огромные булыжники (осталось там их чуть-чуть и то, с торчащей арматурой).

    Привезли 3 грузовика пеноблоков. Начали операцию по их дроблению и укладке в колеи. Понимаем, что пеноблок - "так себе" материал для подсыпки, но лучше он, чем ничего.
    16.jpg 17.jpg

    И тут возник вопрос относительно устройства съездов с будущей дороги. Точнее, вопроса два.

    Вопрос 1:
    Сейчас почти на всей протяженности дороги выкопаны отводные канавы (на фото выделил желтыми линиями):
    10.jpg 11.jpg 12.jpg
    Стоит ли сразу заложить в будущий проект отводные канавы (я подумал о трубах с перфорацией)? Но боюсь, что быстро все забьется грунтом/песком/глиной и эта затея не даст никакого эффекта?

    Вопрос 2:
    Хотел бы сразу организовать участки съезда с будущего дорожного пирога. Он будет выше нынешней дороги, и, как следствие, (если не укрепить эти съезды) в будущем мы получим расползание дороги.

    Пока план выработался такой:
    В местах съезда не использовать доски в качестве опалубки и положить в эти места объемную георешетку с высотой ребра 7,5-10 см (примерно такую):
    18.jpg

    Тем самым организовать Y-образные съезды.
    Для соседей:
    13.jpg

    Для себя:
    14.jpg

    Из вашего опыта, может быть есть другие варианты решения данного вопроса?

    Мой участок и так сейчас ниже дороги, а будет еще бОльший угол наклона.

    Благодарю за помощь.
     
    Последнее редактирование: 27.07.20
  12. Zack75
    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429

    Zack75

    Живу здесь

    Zack75

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429
    Адрес:
    Пушкино
    Можно дренажные трубы уложить. Они сразу в геотекстиль обернуты.

    Хороший вариант.
    По низу геотекстиль.
    Заготовьте арматурины по 1 м диаметром 12-14 мм. Или другие металлические остатки труб/профилей/уголков. И забейте их вровень с решеткой хотя бы по 2 шт на м2. Это и решетку растянуть поможет и от сползания под уклон удержит.
    Потом засыпьте это щебнем/гравием выше и шире решетки.
    Долго будет служить!
     
  13. AnatolySergeev
    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3

    AnatolySergeev

    Участник

    AnatolySergeev

    Участник

    Регистрация:
    24.02.20
    Сообщения:
    31
    Благодарности:
    3
    Благодарю! Приму на вооружение.
     
  14. daemon7
    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379

    daemon7

    Живу здесь

    daemon7

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.03.19
    Сообщения:
    303
    Благодарности:
    379
    По дренажным трубам плюсану, только вот уже завернутым в геотекстиль я бы предпочтение не отдавал, т. к. геотекстиль там такой, что рвется от случайного касания. Я бы взял перфорированную трубу и завернул в 150ый геотекстиль, по деньгам совсем не обременительно выйдет, зато гораздо надежнее. Но здесь другая проблема: если по этой трубе случайно проедутся, от нее ничего не останется, она не предназначена для таких нагрузок.

    Видится еще один вариант: сделать в местах поперечных канав щебневый "рукав", завернутый в геотекстиль, как это делают в дренажных канавах, но без трубы. Тогда и вода проходить будет, и ездить без проблем. Приведу картинку, чтобы было понятно, о чем речь. Только если будете делать, щебень используйте гравийный или гранитный для этих целей.

    zasypka-shhebnem.jpg
     
  15. Zack75
    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429

    Zack75

    Живу здесь

    Zack75

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.12
    Сообщения:
    1.946
    Благодарности:
    1.429
    Адрес:
    Пушкино
    ГТ высокой марки безусловно будет лучше! Но геморойней ;)
    Но это все же планируется засыпать поверху песком и крошкой. Ну станет труба немного овальней, все равно работать будет ;)
    Если все уложить аккуратно с обсыпкой и уплотнением, все нормально будет.