С чего вдруг Хаям и Ходжа стали мудрецами. Это из "банды" Конфуция. Эта мудрость житейская. У Хаяма вообще одни вопросы без ответов. Ну кроме одного - бухайте господа.) Лао- Цзы это совсем другое.
Мудрость бывает разная. Лучше житейская мудрость, чем многозначительное молчание пустышки-"мудреца" или столь же бессмысленные многозначительные фразы ни о чем. Действительно мудрый скажет о сложном просто - или поможет задать вопрос, на который любой найдет СВОЙ верный ответ.
Вот-вот - именно это и есть игры ума и переразвитая гордыня. Чуть-чуть более продвинутый ученик доверится судьбе и возьмет от любого наставника максимум того, что он может дать. В наставники совсем уж безруких не дают.
Давайте определимся. Постижение как процесс или как результат? А откуда известно, что "Нет наблюдателя есть лишь волна"? Вы сами себе противоречите, так как заявляли, что без наблюдателя ничего нет. "Не всякие йогурты одинаково полезны". Есть и такие, у кого крыша поехала. Они такой вам опыт расскажут! Тем не менее, она может соответствовать реальному положению вещей или нет. Т. е. мысль "Во время последнего обеда я съел пирожок" может быть истинной или ложной. Вы же путаете степень познания окружающей среды с фактами.
Как данность. Как то, что человек смертен. Как то, что он не может сам себе обьяснить бесконечность пространства и времени, например. Ну кроме@Alexej68, которому это понятно, с нами поделиться не хочет. Лукавит потому что, врёт то есть. Когда за 1001-й дверью откроется 1002-я..а что дальше? Когда закончится понятная человеку нумерация?
А Махарши и "один суфий из Ирана кажется" уже не ищут? Простой логический анализ ваших высказываний находит в них противоречие. Для чего тогда суфий приезжал? А у новорожденного (или даже плода с определенной степени развития)? Каким образом он формулирует идею, начиная познавать мир? Это в Библейских религиях нет. А у язычников вполне себе есть.
Мысль это виртуал, это как слово. Слово САМО ПО СЕБЕ ложно, это пустышка, колебание пространства. Оно ничего в себе не несет. Вы не пробовали йогуртов вообще, ни плезных, ни вредных, потому и определить не в состоянии полезность.)
Истинные вещи очень просты, поэтому они с таким трудом поддаются пониманию. В разрешении вопросов основная тяжесть труда ложится на того кто спрашивает. Мудрец лишь верное направление подсказывает. Подавляющему большинству людей хотелось бы наоборот.)