1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 4

АКБ для резервного и автономного питания. Выбор, нюансы, теория и практика - 2

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем Вонг, 03.02.14.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Osolemio
    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920
    Адрес:
    Минск
    Ну если только. Я об этом думал, но странно то, что инструкция другая именно на сайте и напряжение раньше указывалось на батарею, а теперь на банку. Подожду, что скажет изготовитель. А пока они у меня пусть поживут пару дней на 14.1 :)
    Если другая партия, то моя инструкция меня больше радует, в т. ч. по циклам разряда :)]
     
  2. wcreader
    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509

    wcreader

    Живу здесь

    wcreader

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509
    Адрес:
    Россия, Ленинградская область
    Как рассказывают практические пользователи литиевожелезных батареек - им нужна очень сложная и мудрая балансирующая постоянно система (в которой кстати сжирается часть полезной и дорогой энергии), иначе из-за прогрессирующей разбалансировки батареи ее полезная отдаваемая емкость падает и потом требуется например ремонт балансировкой врукопашную.

    Вообщем примерно похоже на жизнь с никелевыми батарейками, только литиевые требуют хотя бы отключающую бмс и пользователь разбалансированой батарейки после критического разряда хотя бы одного элемента остается вообще в темноте (и холоде прогрессирующем в случае котла с потребностью в циркуляции от электродвигателя зимой). Т. е. бмс защишает от подыхания элементы черезмерно чувствительной к режимам пользования литиевой батарейки ценой замораживания дома покупателя.
    А у пользователя никелевой просто падает отдаваемая батарейкой мощща и преобразователь кратковременно отключает выход 220в при попытке подключить черезмерно большую нагрузку, а маломощные потребители типа маломощного света или циркуляции электроэнергозависимой системы отопления могут еще долго питаться от более заряженых ячеек. При этом разряженые (и далее вообще переполюсованые продолжением разрядного тока) только расходуют часть энергии на электролиз без повреждения.
     
  3. vvaleryvv
    Регистрация:
    28.10.11
    Сообщения:
    2.213
    Благодарности:
    453

    vvaleryvv

    VIP решения для автономного проживания

    vvaleryvv

    VIP решения для автономного проживания

    Регистрация:
    28.10.11
    Сообщения:
    2.213
    Благодарности:
    453
    Адрес:
    Москва
    @wcreader, Вашу точку зрения я знаю. Не один раз отмечал её слабые места.
    Ещё разок пройдёмся:
    Дорогая и сложная БМС нужна, насчёт сжирания части полезной дорогой энергии - это вы не в кассу ... ибо сжирается очень малая часть, типа десятой доли процента (не серьёзный разговор), энергия "сжирается" только тогда, когда лифер уже заряжен под завязку. В процессе циклирования заметить эти потери можно только если знать когда, как и где именно измерять. Но в любом случае потери ваших никелевых из-за высокого интегрального внутреннего сопротивления на порядок-два выше чем у лифера, так что лучше бы Вы помалкивали про "сжирание".
    БМС как раз исключает ситуацию когда
    эмоционально и глупо, а на деле: Дорогую и сложную БМС можно настроить как угодно, скажем если речь идёт о доме, то хорошая БМС при разрядке АКБ ниже первого установленного порога отключит все не приоритетные нагрузки, оставив только важнейшие (скажем питание котла и сигнализация). После достижения второго порога (а его можно выставить хоть на 0% SoC) БМС действительно отключит батарейку, ибо нефиг убивать АКБ из-за лишних 20 минут работы. При этом лиферу пофигу то что он замёрзнет - это уже проверено. Суперпростые Никелюшки, лишённые БМС и какого-либо управления приоритетами разрядятся быстрее лифера, просто потому что попитают до упора холодильник и ещё какую-нибудь не слишком важную лабуду.
    Это что аргумент? Или так ещё чего-нибудь написать захотелось?
     
  4. Zauron
    Регистрация:
    05.11.14
    Сообщения:
    29
    Благодарности:
    1

    Zauron

    Участник

    Zauron

    Участник

    Регистрация:
    05.11.14
    Сообщения:
    29
    Благодарности:
    1
    А есть какие то противопоказания или вред от заряда малым током, например 5-6А емких батарей 150-200Ач?
     
  5. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026
    Адрес:
    Почти Москва
    Дочитал до 140 страницы предыдущего топика. Так толком на 140 страницах никто и не отписался о стартерных свинчушках при использовании оных в автономных системах. Хотя многие спрашивают о них, покупают себе в автономку и пропадают. Ни отзыва, ничего.
    Если бы был нормальный отзыв по ним и практика, то может я бы и не наступил на грабли. Но, уже наступил, что ж поделать. А потому лучше расскажу о своем опыте, пусть другие учатся на чужих ошибках.
    Пару лет назад стал я себе автономную систему на даче строить. Солнечные панели прикупил, понадобились и АКБ. Долго читал и выбирал. Тяговые хорошо, но тогда мне это показалось слишком сложно. Доливка, вонь, возня с ареометром да и вообще кислота. Хотя помещение под АКБ отдельное есть, но что то не решился я на них. А потому выбор встал четко между гелем или AGM. Что бы поставил и забыл. После нескольких недель раздумий и чтения пришёл к выводу - беру стартерные AGM. Причем подкупила не столько цена (потому как и не дешево вовсе), сколько марка производителя. Ну что там "специализированные" Haze, Leoch и т. д., когда я о них впервой слышу и толком отзывов нет? Поэтому были куплены 4 АКБ Bosch S6 105А*ч. Ну точнее 2 Бош, а 2 аналогичные Варта, все равно на одном заводе делают. Производитель обещал неимоверный срок службы, просто чудесное количество глубоких разрядов (до 300) ну и т. д., что там обещают в таких случаях. Топовая же модель батареи, как никак. По моим прикидкам мне должно было их хватить сезона на 4, так как на даче живу только летом, количество циклов за сезон вряд ли превышало бы 60, хотя это очень пессимистично. От заката до рассвета потребление дома менее 1 кВт*ч, что составляет не более 20 % DOD, то есть и циклированием то не назвать. Более глубокая разрядка только тогда, когда утром нет солнца. Но в такие дни к вечеру обязательно включался генератор на 5-6 часов, то есть АКБ успевали почти полностью зарядиться, если учесть, что на момент запуска генератора они были разряжены не более, чем на 40 процентов.
    Мощность СП такова, что в самый пик составляет как раз 1/10 емкости АКБ. МАП так же был настроен на зарядку током 0.1С до напряжения 28.4, что бы не кипятить батарею. Ну то есть соблюдены все факторы, которые позволяют как можно дольше продлить жизнь стартерному свинцу в автономке. И первый год всё было действительно замечательно. АКБ работали, внимания не требовали, по осени были сняты, подзаряжены до полной и оставлены зимовать в тепле. Расбалансировки не было, что при зарядке, что при разрядке напряжение было одинаково на всех батареях. КТЦ по прошествии первого года не делал. В этом году, уже по осени, начал замечать, что с утра напряжение на АКБ всё ниже и ниже. Потребление дома за ночь не растёт, а по утру напряжение с каждым разом ниже, хотя в одно и тоже время АКБ вечером заряжаются. Что указывает на падение емкости батарей. Скажу честно, этот год я вообще разбаловался. Мультиметр не разу в руки не брал даже. В итоге в одно прекрасное Октябрьское утро меня по утру встретил не свет лампы, а писк инвертора по разряду. Отключение, кстати, на 23 вольта было настроено. Взял мультиметр и ахнул. Разбег у каждого АКБ в своей цепочке (у меня последовательно-параллельное) почти по пол вольта. При зарядке тоже самое, на одной батарее нет еще и 28, на второй в этой цепи уже почти 30, итого среднее 28.4 и окончание заряда МАПом.
    Дальше то, что надо написать красным шрифтом и повесить первым постом в любой теме о выборе стартерных АКБ для автономки. Принес я их домой, соеденил по 2 шт параллельно, что бы избежать перезаряда и переразряда и стал делать КТЦ. После первого КТЦ 10 часовым током так и сел... Бош отдал чуть более 600 Вт*ч (напомню, 2 АКБ по 105А*ч каждый), Варта и до пятиста не дотянула 20 Вт*ч. Заряд током 0.05С, второе КТЦ но уже 20 часовым разрядом. Чуть лучше, 820Вт*ч и 600 соответственно. Сейчас уже прошло по 5 КТЦ, если не ошибаюсь. Последний показатель 1360Вт*ч и 822. Что заряд, что разряд - всё токами 0.05С, причем не от номинала, а уже от фактической емкости. Прогресс на лицо, но всё равно по сути эти АКБ свое отжили. За всего, по самым плохим прикидкам, примерно 150 " циклов ", большинство из которых не превышали 30% DOD!
    Интереса ради посрывал наклейки и повыкручивал пробки. Стекловолокно влажное, долива воды не требуется. Тут производитель не слукавил, действительно практически полная герметичность, за 2 года АКБ не усох. Но на некоторых пластинах виден сульфат свинца, точнее на верхней части пластин, которые открываются взору при откручивании пробок. Откуда он там взялся, если не было глубоких разрядов - бог его знает. Что там творится на самой пластине можно только гадать, если уж сульфат даже по верху пошел.
    Вот такой вот горький опыт стартерных акков в автономке. Денег стоили столько же, сколько 4 трояна Т105RE 2 года назад. Теперь, видимо, их и буду брать. Стартерные никому не советую, не повторяйте моих ошибок. При круглогодичной эксплуатации сдохнут они за год. Это в лучшем случае. Если уж немецкий AGM больше не протянул в тепличных условиях, то наливной свинец засульфатируется и осыпется куда быстрее. 20141103_221345.jpg
     
  6. Osolemio
    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920
    Адрес:
    Минск
    @Зdmax,

    ИМХО:
    вы попались как минимум на двух факторах:

    1.
    АКБ в одну сборку должны быть одного изготовителя и одной партии. Иначе результат будет тот, к которому вы и пришли. Дикий разбаланс и потеря емкости

    2.
    Что по паспорту? Возможно не "добивали" АКБ, т. о. не переводя микрокристаллы сульфата в активную массу и они потихоньку накапливались. Это где-то 29-29.2В Проще говоря, не заряжали батарею на 100%. А поскольку АКБ из разных партий - фактически разные - одна могла получаться перезаряжена, а другая недозаряжена. Как-то так.
     
    Последнее редактирование: 07.11.14
  7. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026
    Адрес:
    Почти Москва
    Так в каждой цепочке стояли по 2 акб одного изготовителя и партии. Да, цепочки меж собой могли гонять токи, спору нет. Но к разбалансу в пределах одной цепочки это не должно приводить. А вот снижение емкости в отдельных банках по причине сульфатации - запросто приведёт к такому результату.
    В общем я не склонен думать, что к разбалансировке привело такое подключение, для этого нет никаких оснований.
    А что по паспорту? 14.2 - 14.8, как обычно. Но разве ж производитель когда напишет правду, позволяющую продлить срок жизни батареи? В его интересах, что бы к нему почаще за новым АКБ приходили.
    Для заливных стартерных 14.4 это уже верхний предел, насколько я помню. Потом лишь кипение и потеря воды. А тут абсолютно герметичный AGM, куда ему 14.8? Выкипит же весь. Это же 29.6 на 24 вольтовую сборку. Неее, перебор, однозначно.
     
    Последнее редактирование: 07.11.14
  8. wcreader
    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509

    wcreader

    Живу здесь

    wcreader

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509
    Адрес:
    Россия, Ленинградская область
    Да функционируют они годами в автономных системах. Емкость падает в разы, но она исходно с существенным запасом за достаточно скромные бапки порядка 5 круб за 12в 200ач. Стартерные свойства для пуска холодильника сохраняются.
     
  9. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026
    Адрес:
    Почти Москва
    Подобные фразы за 140 страниц я встретил не раз. А вот что бы подробно, как я написал, мол такие то и такие АКБ, столько то циклов, столько то DOD и с КТЦ в итоге, что бы оценить падение емкости - нет таких данных. Увы...
    А то, что функционировать будут пока не осыпется активная масса - так в том сомнений нет. Только вот держать набор АКБ номиналом тысячи в 2 А*ч, что бы в итоге получать с них жалкие пару кВт*ч в сутки - как то перебор, мне кажется.
    Это лишь подтверждает тот факт, что стартерные в автономке самое крайнее дело.
     
  10. Myxa07
    Регистрация:
    21.04.13
    Сообщения:
    92
    Благодарности:
    26

    Myxa07

    Живу здесь

    Myxa07

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.04.13
    Сообщения:
    92
    Благодарности:
    26
    Адрес:
    Нальчик
    @Зdmax,
    Но на некоторых пластинах виден сульфат свинца, точнее на верхней части пластин, которые открываются взору при откручивании пробок. Откуда он там взялся, если не было глубоких разрядов - бог его знает.

    А Вы уверены, что это сульфат свинца, а не сульфат кальция, который практически нерастворим?
    Названные вами аккумуляторы скорее всего делают по кальциевой технологии, (о чем умалчивают производители) что позволяет не доливать воду, т. е делает их малообслуживаемыми. В качестве стартерных для автомобилей они прекрасно работают. Но всего при нескольких глубоких разрядах их уже не поднять. После глубокого разряда для них нужна внешняя зарядка, которая выдаёт не менее 16.2V на 1 АКБ. У меня бесперебойник APCSU3000RMXLI3U. Мне пришлось переделать зарядную часть в регулируемую. Сейчас она может выдавать напряжение 14.5V на АКБ, но этого мало для кальция.
    Почитайте здесь про кальций: https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=6013.0
     
    Последнее редактирование: 07.11.14
  11. wcreader
    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509

    wcreader

    Живу здесь

    wcreader

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.11.13
    Сообщения:
    8.401
    Благодарности:
    1.509
    Адрес:
    Россия, Ленинградская область
    Это наверное у просто плохих свинцокислых происходит. У вмеру правильных и дешевых для малоимущих с кальциевым легированием просто постепенно падает емкость от иногда случающихся достаточно сильных разрядов. Свои щас часто разряжаю до 11.5 в на 12в батарею примерно при малой нагрузке и емкость еще выше 1/10 от номинала имхо. Просто исходно у свинцокислых с намазными пластинами емкость уж очень большая и дешевая и поэтому расслабляет излишне. Тру гражданам лучше начинать сразу с поверхностных пластин - у них и ресурс ощутимо выше и емкость на купленую массу свинца намного ниже.
     
  12. al200014
    Регистрация:
    19.02.14
    Сообщения:
    1.727
    Благодарности:
    271

    al200014

    Живу здесь

    al200014

    Заблокирован

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.02.14
    Сообщения:
    1.727
    Благодарности:
    271
    Адрес:
    Перу
    1. Долейте воды (5-7 процента от обьема банки)
    2. подолбите их (раздельно) токами в 100-300-1000 ампер с повышенной скважностью (1 ms ток в импульсе частота 1-10-25 герц). Сделайте зарядно- разрядный цикл. Посмотрите оживает ли он.
    далее - повтор 1+2

    Если оживет - вам наука. За аккумуляторами нужно следить
     
  13. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026
    Адрес:
    Почти Москва
    Нет, не уверен. Я этим вопросом тоже задавался. Но вот в чем дело, у того же Боша целая линейка АКБ от S3 до S6. Например для АКБ серии S4-S5 производитель честно пишет, что пластины изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава, не делая из этого никакого секрета. И так же честно заносит в плюсы данной серии батарей то, что они не обслуживаются (ведь кипения то нет практически) и не подвержены коррозии пластин. Но при этом нигде не указывает, что данные АКБ устойчивы к глубоким разрядам. Так что тут Бош крайне честен. Да, S4 и S5 это кальциево-серебряные батареи. И Silver в их названии не зря присутствует.
    С серией S6 ситуация абсолютно обратная. Везде есть информация, что именно эти АКБ переносят до 3 раз больше циклов глубоких разрядов (до 300), но абсолютно нигде нет информации о том, что решетки изготовлены с применением кальция, как и нет надписи Silver у этой серии АКБ. Более того, эти АКБ позиционируются как батареи для машин с системой Start-Stop, о чем прямо указано на корпусе батареи. То есть их работа в таком режиме это и есть постоянный заряд-разряд. Я не склонен думать, что серия S6 при таких раскладах изготавливается с применением кальция.
     
  14. al200014
    Регистрация:
    19.02.14
    Сообщения:
    1.727
    Благодарности:
    271

    al200014

    Живу здесь

    al200014

    Заблокирован

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.02.14
    Сообщения:
    1.727
    Благодарности:
    271
    Адрес:
    Перу
    Производитель в может изменить все что попало. Без информирования (если ему выгодно).
     
  15. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.026
    Адрес:
    Почти Москва
    Я для себя сделал вывод о применении стартерных АКБ в автономной системе. Вывод этот, независимо от результатов оживления батарей, я уже не изменю. Поэтому и не вижу смысла тратить время и ресурсы на батареи, которые более не смогут служить в автономной системе. Стартерные батареи не для автономки, без вариантов. По крайней мере для меня.
    Это верно, следить надо. Но я не думаю, что их сильно добило то, что они какую то часть времени работали в разбалансированном состоянии. То есть они самоубились еще до того, как пошел разбаланс. Собственно он и есть следствие того, что упала емкость отдельных банок. Упала по причине сульфатации. Тут хоть следи, хоть не следи - какая разница? Ничем же не поможешь. Отработали просто свой ресурс батареи и кончились почти одновременно. Это в заливном трояне можео долить водички, восстановить плотность, покипятить их. А тут что? Одноразовый и необслуживаемый продукт. Умерли - сдал на лом.
     
Статус темы:
Закрыта.