Электробусы, троллейбусы с Автономным ходом

Тема в разделе "Авто", создана пользователем Solarbat, 07.01.15.

  1. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    https://liotech.ru/smallford
    Электробус особо малого класса
    Электробус особо малого класса разработан компаниями "Лиотех" и "Промышленные технологии", Н. Новгород.
    Для прототипа электробуса был выбран ФордТранзит Джамбо, который обладает высоким уровнем комфорта и достаточно сильной ходовой частью, которая позволяет разместить литий-ионные аккумуляторы. На базе одной платформы можно сделать как пассажирский миниэлектробус, так и легкий коммерческий электрогрузовик (LCV). При полной зарядке аккумуляторов электробус может проехать
    до 150 км в городской толчее. Его можно подзарядить от обычной розетки или от специализированной высоковольтной зарядной станции. В этом случае для полной зарядки будет достаточно и получаса. Пассажировместимость - 18+1.

    Литий-ионная аккумуляторная батарея, 51,2 кВт*ч

    51 квтч / 150 км = 0,34 квтч/км
     
  2. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    @Solarbat, Это все рекламные лозунги... не более... Вы ж в теме литий-железных АКБ бываете.
    Почитайте отзывы про Лиотеховские АКБ. Ниже 0 заряжать НИЗЯ!
    А значит опять ЭЭ. на подогрев в зимний период. А допустим в Сибири 8 месяцев. Да и в июне-июле бывает. А летом опять же охлаждать.
    Так что .. нужны РЕАЛЬНЫЕ данные. а не лозунги от ЛИОТЕХА. Как наши лозунги писать умеют.
    Ни мне Вам рассказывать.
    P. S.
    Может. не значит проезжает. реально думаю половина будет.
     
  3. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Да если всё в общем-то сходится, с какой стороны не проверяй, то при чём тут реклама?

    Смотрите:

    Поскольку лиферы (как и любые аккумуляторы) разряжают не до ноля, а примерно до 80% (тогда они имеют намного большее число циклов, то расчитываем потребление электробуса Нефаз так:

    АКБ=313,6 квтч - 20% = 251 квт*ч (работающая ёмкость)

    251 квтч / 180 км = 1,4 квтч/км.

    Поскольку написано, что до 90 км, это значит, порой, допустим и по 80 км/день, посмотрим, что получится при 160 км.

    251/160 = 1,57 квтч/км.
     
  4. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Не такие большие потери.
    Решается многими способами, например, утеплением отсека АКБ и началом зарядки ещё тёплой машины, только что пришедшей с рейса.

    При ёмкости АКБ микроавтобуса 50 квтч вес лифера составит примерно 500 кг, пластик, железо, углерод и какое-то количество электролита. Чтобы нагреть эти 500 кг на 10 градусов, понадобятся примерно 0,3 квтч.
    На 20 градусов - 0,6 квтч.
    0,6 квтч от 50 квтч - это 1,2 %.
    Копейки.

    Тем более, что
    при КПД цикла заряд-разряд лифера 95-99% средние потери на заряде (попросту уходящие в тепло, которые при заряде нагревают АКБ, т. е. катод, анод, электролит, корпус) составляют 0,5-2,5%.
    50 квтч - 0,5% = 250 втч
    50 квтч - 2,5% = 1,25 квтч

    Т. е. сам процесс заряда хозяевам электробусов желательно начинать с момента, когда АКБ тёплый сразу после работы (при разряде АКБ тоже нагревается), а дальше, когда высоким током идёт уже заряд, потери процесса зарядки на тепло не дают остыть лиферу, утеплённому в своём отсеке.
    Тогда и затраты на нагрев лифера уменьшатся и часто даже их вовсе не будет.

    В общем, не такая уж нерешаемая проблема.

    Думать, это хорошо - но, сами же говорите, этого мало. Вас же чьи-то просто мысли и размышления вряд ли убедят?
    Желательно ещё и знать достоверно.
    У Вас есть цифры, подтверждающие Ваши думы?
     
    Последнее редактирование: 11.01.15
  5. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    Нет. Поэтому и спросил.
    И опять же. Вроде элбус есть. А данные опять пытаемся посчитать. А ТОЧНЫХ почему нет.
    Все ваши цифры опять же расчетные. Прикидочные.
    Откуда инфа... От пользователей элбуса?

    На сколько я знаю. лифер что при ЗАРЯДЕ. что при РАЗРЯДЕ. практически не нагреватся.
    ИБО поэтому КПД и высок (95-99) как Вы сами сказали.

    А эта инфа отуда? Что-то совсем мало. 500 кг на 10 градусов и 300Втч.
     
  6. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Прямо совсем точных цифр нет и по автобусам, есть приблизительные и усреднённые, поскольку ситуация на маршрутах бывает самая разная, в т. ч. когда 2 часа пробка со скоростью 3 км/ч и дизель тарахтит зря, а у элбуса мотор (сейчас именно про мотор) не тратит ничего, берёт ээ, только когда нужно продёрнуться в пробке на следующие метры.

    Кстати, чем вам не нравятся цифры по НЕФАЗу ?
    Там чётко доложено эксплуатантами, элбус ТВЭЛовский прошёл уже больше 10 000 км, делая по 7 рейсов в сутки, известны его затраты на км пути, диапазон этих затрат задан (1- 1,6 квтч/км).
    Я не совсем понимаю Вас.
    Обвинить в "рекламе" и вранье можно кого угодно, особенно на стадии, когда элбусы толко-только выходят в серию из опытных образцов, но насколько конструктивны сами такие обвинения?
    Может быть, присоединитесь тогда к поискам информации, раз уж Вы в разговоре, чем просто направлять меня в поисках и затем найденное мной?

    Нет пока, к сожалению.
    Инфа (насчёт разряда лиферов желательно не более чем на 80%), встречалась - от пользователей лиферов, в т. ч. электровелосипедистов (многие уже больше 2000 циклов сделали), а также, конечно, от производителей и некоторых продавцов лиферов.

    Спасибо за внимательность. 3000 втч. Это меняет дело, но не кардинально.

    Кстати, немного не про заряд лифера, попутно просто вспомнилось, электромотор греется получше, с его 90% КПД.
    Зимой можно пускать это тепло на нагрев салона, хотя заморачивались ли разработчики этими потерями, мне пока неизвестно.

    Кстати, ещё момент, поскольку электробусы всё-таки, делаются не только для Сибири с её 5-ю месяцами ниже ноля, хотя в Сибири и производятся, стоит впомнить, что в РФ есть города с разными изотермами.

    Средняя температура отопительного сезона (6-7 мес.), например, в Москве: примерно -3, а средняя Т зимы, наблюдений за 33 года: (3 месяца зимы): -6
    Соответственно, прогревать АКБ нужно меньшее время и на меньшие температуры, чем в Сибири.

    Краснодар: ср. Т. отоп. сезона по некоторым годам: +2,9; + 2,3 и т. д. (по ссылке есть график, на котором видно, что в Краснодаре минусовые температуры в основном, в общей сложности, не более месяца).

    Если взять Москву с её, скажем, примерно двумя месяцами Т ниже ноля, то эти потери на прогрев лифера в общих потерях по году в пересчёте на 1 км, интересно, дадут какую величину.

    Считается ведь стоимость за жизненный цикл машины, значит, по идее нужны средние значения за 10 лет.

    Я сказал вот что:
    Лифер нагревается тепловой энергией заряда в размере примерно 0,25-1,25 квтч.

    Жаль, что цифр у вас нет.
     
    Последнее редактирование: 12.01.15
  7. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    Не очень то я доверяю цифрам "таких" эксплуатантов ;).
    Мой опыт из жизни показывает что люди как правило не сильно то заморачиваются замерами и подсчетами.
    В давние времена я хотел купить Волгу (31029 карбюратор).. опросил порядка 5-8 пользователей по расходу. Почти все сказали. городской цикл 12-14 л/100км. Спрашиваю как подсчитали. Ответ. Да так .. примерно. У меня получилось не менее 20.
    Думал конкретная машина такая. Ан нет. Потом было еще две других волги. все жрали не менее 20.
    Купил впрысковую волгу. По отзывам 8-10литров. У меня 12-14 л.
    Сейчас Прадик двигатель 4л. По книжке городской цикл 14л/100. У меня зимой 25-28 л. (с прогревами) летом меньше 19 не бывает. :ogo::hello:
    Такое чувство что людям свойственно занижать расход своей машины ;)
    P. S. По автобусам точные данные (потому что мои).. Пазик дизель. пробег за смену около 300 км. расход солярки 70-80 литров.
     
  8. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Спасибо за помощь, @Андрей2, !
    Если я правильно понял, мне не раздобыть (пока) окончательно верных данных по электробусу, поскольку мы с Вами хотели бы лично замерять. Но нет пока под рукой элбуса. Согласен, досадная ситуация.

    Но всё-таки, наверно, мы можем попробовать оценить, особенно, если Вы мне поможете, сколько именно квт*часов тратит дизельный автобус? :)
    Столько же, есть предположение, будет тратить и точный его электрический аналог по весу и поведению на дороге.

    Кстати, Вы имели ввиду не такой диз. Пазик? https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%C0%C7-3204
    Или с двиг. ММЗ 245.7 ?
     
  9. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    :super: Это было бы просто великолепно. Ну или хотя бы в близком окружении.

    Как подсчитать? Что для этого надо.

    Не совсем. ПАЗ-4234. вот такой.
    https://rusbus.ru/bus/paz/4234
     
  10. Ugor60
    Регистрация:
    26.06.13
    Сообщения:
    1.483
    Благодарности:
    781

    Ugor60

    Живу здесь

    Ugor60

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.06.13
    Сообщения:
    1.483
    Благодарности:
    781
    Адрес:
    Краснодар
    Я выразился образно. Имея ввиду, что немало электростанций работает в том числе и на продуктах перегонки нефти.
     
  11. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Интересная машина. Не подскажете, с каким двигателем? ММЗ, Cummins или ЯМЗ?
    Точная снаряжённая масса вашего ПАЗа известна?
    Интересно также следующее, с целью оценить расход топлива и его "поведение" на дороге:
    средние скорости, количество старт-стопов на км.
    Работает рейсовым (по остановкам НО) в городе? Если - да, то интересно, какова средняя загрузка по дню (~ 25 пассажиров?)
    Северное остекление салона, если оно есть, как-то влияет на массу?
    Наверно, нужно понять, с каким КПД сжигания топлива работает двигатель вашего автобуса:

    1. в идеальных условиях (обычно заявленных производителем, например при непрерывном движении (возможно порой даже пустого автобуса), с самой выгодной скоростью, причём - всю дистанцию 100 км, и, видимо, на самых выгодных оборотах.

    2. оценить в количественном плане (по времени) пропорции работы дизеля в неидеальных условиях и режимах, например, на ХХ и на прочих оборотах, при которых КПД ниже максимального.

    - - - - - - - - - -

    Ниже я попробую прикинуть свой вариант такого расчёта, просто для примера, ну и, конечно, для внесения в него коррективов, если понадобится:

    Обычно, насколько я успел почитать (но пока не претендую на окончательную истину),
    идеальный расход - от реального городского расхода у автобуса на маршруте НОТ
    (с кучей остановок, торможениями и холостым ходом, с пробками и перегрузками),
    на практике отличается раза в 1,5.

    У турбодизеля КПД примерно 40%, но если он работает (едет) в неидеальном режиме, он потребяет больше на каждый пройденный км и его, назовём пока так: реальный "КПД" будет примерно 40/1,5 = 27 % (это отобранная от солярки энергия движения, пока без учёта отопления салона).

    Поскольку 1 литр солярки при сжигании имеет теплотворную способность примерно 10 квт*ч, то при КПД=27%, на движение, из литра соляры, автобус потратит, вероятно, 2,7 квт*ч.
    При том, что ваш автобус ПАЗ, по вашим данным, тратит, в среднем, 25 литров (по 2,7 квтч/литр) на 100 км, энергия движения машины, взятая из солярки, составит примерно 67,5 квт*ч/100 км дизельного ПАЗ: т. е. 0,675 квтч/км).

    Поскольку режим работы ПАЗика (50 пасс.) и режимы работы больших автобусов (и электробусов) (на 100-110 пассажиров) - одинаковы, а массы различаются примерно в 2 раза, потом точнее, если нужно, прикинем массы, то можно пока грубо прикинуть потери энергии большим автобусом или электробусом, как 67,5 квтч * 2 = 135 квт*ч/100 км.

    Что означает 1,35 квт*ч/км.

    То есть, данные по реальному расходу на движение Вашего ПАЗика как я его пока понимаю (надеюсь, что он является НОТом с не самым эффективным по топливу "поведением" на дороге и имеет половинную (25 чел.) среднюю загрузку пассажирами на 100 км маршрута) пока что, кореллируют с теми выкладками, которые ранее делал я

    и по дизельному ЛИАЗу и по электрическому НЕФАЗу.

    Причём, похоже, если мы не ошиблись и сейчас (надеюсь на Вашу и любых других конструктивных форумчан, помощь в поиске ошибок в моих прикидках) росатомовские эксплуатанты НЕФАЗа практически не врали, когда говорили про 1-1,6 квтч/км.

    Насчёт зимнего отопления салона и АКБ, которое мы не трогали в этом расчёте, и которое повышает эффективн. использования солярки зимой, особенно в Сибири, и в меньшей степени, но также - повышает эффективность сжигания солярки - в Краснодаре, Москве, Питере и др. городах, то это, надеюсь, будет у нас отдельный расчёт.

    Потом, исходя из средних температур зимы и длительности отопит сезона салонов автобусов в разных городах и регионах, можно будет прикинуть эффективность электробусов в разных регионах.
    В т. ч. - на больших отрезках времени, и пытаясь также изучить моторесурс дизеля с его КПП, энергозатраты на их ремонт и замену, в сравнении с моторесурсом электродвигателя и лифера.

    Задаю, просто для обострения интереса, диапазон:
    Моторесурс дизеля 10 000 часов (400 - 500 тыс км) ?
    Ресурс электродвигателей 20 000 часов (1 млн км) ?
     
    Последнее редактирование: 13.01.15
  12. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Ещё немного вводных по диз. двигателям:

    1) Замена масла в дизельном двигателе Д-245.9Е2
    раз в 10 000 км ~ 50 раз за 500 000 пробега, примерно по 11 литров масла за каждое ТО.
    Верно?
    Почём, кстати, масло в двигателях ПАЗиков с турбиной?

    2) Д245.9Е2-257
    Тип: четырехтактный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
    http://www.mmzopt.ru/engines/d245_9e2-257.html
    Удельный расход топлива, 210 г/кВт·ч:
    Поскольку литр солярки имеет массу примерно 0,85 кг, несложно подтвердить идеальный КПД данного турбодизеля (40%).

    210 грамм на квтч, это 4,7 квтч на 1 кг солярки.
    4,7 квтч * 0,85 кг = 3,995 квтч.

    То есть 1 литр солярки, при сжигании, даёт полезных для движения: 4 квтч.
    А всего 1 литр соляры, при сгорании даёт в виде тепла 10 квтч.
    Значит КПД идеальных условий вашего турбоПАЗика, если он с двигателем ММЗ - практически ровно 40%, как мы и взяли ранее навскидку.
     
    Последнее редактирование: 13.01.15
  13. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    Ух скока написано. Скока подсчетов :super:.
    Двигатель ММЗ.
    Пассажиров порядка 550-650 за смену.

    Здесь конечно сравнение не в пользу дизеля. на маршруте где-то около 300 тыс км. первый ремонт .. потом больше 100-150 тыс. не выхаживает. А также слабое место турбина, КПП, сцепление.
     
  14. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.604
    Благодарности:
    1.753
    Адрес:
    Москва
    Встают вопросы тогда, какова длительность смены?
    И какова, интересно, длительность средней поездки пассажира?
    Валидаторы есть?

    Ведь если, утрирую для наглядности, каждые 50 человек, т. е., полный ПАЗ, но едут всего по 1 остановке, а потом заходят следующие 50 и тоже едут всего 1 остановку, ну и так происходит 12 остановок подряд, то за 1 рейс, за полчаса-час (или условно за 5-10 км) тоже можно провезти 600 пассажиров
     
  15. Андрей2
    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827

    Андрей2

    Живу здесь

    Андрей2

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.10.09
    Сообщения:
    6.955
    Благодарности:
    2.827
    Адрес:
    Кемерово - СИБИРЬ
    1 - Смена 15 часов. минус 2 часа обед. 6 кругов (12 рейсов)..
    2 - Средней тяжело посчитать. Одни от конца до конца. другие пару остановок.
    3 - Нет.