F "Что такое легкий пар после бани"

Тема в разделе "Парилка (парная) в бане", создана пользователем Юрий Хошев, 02.02.15.

  1. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.293

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.293
    Адрес:
    Москва
    Слово "пар" имеет много значений.

    Согласно Академическому словарю "Легкий пар в бане - это "небольшой, слабый, неопасный".
    Там же "Вольный пар - говоря о паре банном, умеренный пар, когда излишний жар пройдет".
    Что это все означает? Только то, что в бане "пар" применяют более слабый, чем "пар" при варке. :)]
    =
    В Академическом словаре нет "пара" как избыточного тепла в теле и нет легкого пара после бани, поскольку, видимо, это древние значения.
    Словарь специально оговаривает, что древние значения не приводит.
    Действительно, Академический словарь 1789 года очень современен.
    Екатерина - молодец, вывела империю из средневековья.
     
  2. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.293

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.293
    Адрес:
    Москва
    Поговорил с соседкой по даче.

    Ей уже за 90, но в норме, родилась в деревне в Кургане, хорошо помнит тамошний быт, но очень интеллигента, окончила пединститут, работала завучем, муж (уже покойный) со временем стал председателем Пермского облисполкома, а затем и замминистра РСФСР. Она и сейчас моется на даче в своей мытейной бане, сама воду носит, сама топит, сама и парится.


    Ее собственные житейские мнения (с лету, не думая) таковы:
    Пар и жар – это одно и то же, то есть во многом эквивалентны.
    Пар после бани – это жар в теле после бани. Он легкий, не такой как в бане.
    Париться – это париться с веником. Это не мытье, поскольку нет воды. А пот не в счет.
    Но париться без веника – это лишь греться (это в ее понимании).
    Вольный жар – остаточный жар в печи после прогорания дров.
    Варят и жарят – при горящей печи. Парят, тушат и томят – в вольном жаре (паре, духе).
    Вольный пар в банной печи – это после прогорания проливают топку печи и каменку водой, затем вьюшку закрывают и затем уже идет вольный пар.
    Если капли пота на лбу – это пот. Если капли пота на теле – это пар. Если пот течет – это «в мыле». Испарипа – это совсем легкий пот, мелкими каплями.
    Кстати в Академическом словаре «Испарина – влажность непримешными парами сквозь кожу из тела животных изходящая, так же начало пота, весьма легкий потъ».
    А вообще, много чего рассказывала. Особенно про военный и послевоеныый период, когда бани «плохими были», ни дров, ни лесу не давали, мыла не было, мылись щелоком и т. п. В общем-то ничего неожиданного, но слушать было интересно, поскольку не было "нынешней" банной фальши.
     
  3. electrontomsk
    Регистрация:
    01.09.10
    Сообщения:
    321
    Благодарности:
    247

    electrontomsk

    Живу здесь

    electrontomsk

    Живу здесь

    Регистрация:
    01.09.10
    Сообщения:
    321
    Благодарности:
    247
    Адрес:
    Томск
    @Юрий Хошев, надо бы расшифровать наиболее раннее, из найденных на данный момент, упоминание о легком паре.

    "Опаривать баню - парясь в бане давно скутанной прежде других о-слабляю пар, или делаю его легким, вольным."

    - такой смысл будет если слово "или" понимать как "А, или Б", где Б - пояснение к А. Видимо так оно и есть, т. к. о-слабляю через дефис, может после этого и следует пояснения, согласно правилам словаря.

    Вариант2. Если же понимать буквально "или" то будет совсем другой смысл: А, или Б. Либо одно, либо другое. Перед "или" запятая. Тоже в пользу разделения: с одной стороны ослабление пара, с другой делать пар легким, вольным.
    Поискал в словаре не понял как там "или" употребляется. Схожих примеров не нашел.
    Там точно не вариант2?
     
  4. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    в славЕнском языке, оно - баня- может и означает ПРОЦЕСС - то есть - омовение, но в русском языке (более примитивном) это понятие уже утеряно. дети в рефератах это какбы еще понимают, а вот "взрослым дяденькам" (имеются в виду "форумные банные крикуны") это понятие уже недоступно.

    также - как ДОКАЗАТЕЛЬСТВО того что "баня" - это процесс, а не только строение (здание) - это словосочетание "во время бани прыгнуть в прорубь". то есть = прорубь не находится в банном строении но во время банного процесса можно выйти из строения и прыгнуть в прорубь.

    насчет ссылок на "официальные" источники - пока не дам - не искал, а вот познакомления - то даже в этой теме я не один раз писал что слово баня имеет несколько значений и конкретика зависит от контекста - если говорим о "бане" в контексте " во время бани", "перед баней", "после бани" - имеется в виду ПРОЦЕСС (процедуры и отдых=охлаждение между процедурами), а если говорим "строю баню", "грею баню" - понимается что это строиние (здание).

    слово "пиртис" произошло от слова "пяртис" - pertis - (хлестаться) или "пярти"-perti- (хлестать).

    насчет "мытья" - раньше в литовском языке слово "праустис" (мыться) относилось исключительно к бане (банному процессу), в то время как мытие мылом рук (например перед едой) - это назыалось "мазготи" - то есть процесс натирания мылом или мыльной губкой (мочалкой) - это все не мытье (праустис), а "мазготис". но так как в теперяшнее время у нас мытье обзывается лишь "праустис" - то это уже относится и к душам и ваннам. по этому изза разграничения понятий я процессы называю по конечной цели - после бани (процесса) человек должен стать ЧИСТЫМ - значит процесс ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ (процесс очищения). в то время как мытьем при помощи мыла этой цели не достич - ибо часть мыла остается на коже - а это тоже "загрязнение". хоть и невидимое.
    по этому мытие и чистота - не всегда одно и тоже...
     
  5. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    а вы спрашивали ЗАЧЕМ нужно париться?
    И
    конденсат (конденсирующаяся вода) тоже не в счет?

    насчет других понятий - это лишь интерпретации...

    вы бы спросили ее что понимается под словом "баня" в словосочетании "во время бани"
     
  6. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    или это НОВОДЕЛ, который появился позже чем академический словарь. ибо у Даля тоже этого нет.

    думаю что этот "лекгий пар" после бани появился с "модой" употреблять алкоголь вернувшись из бани... а так как во времена составления Академического словаря (а также словаря Даля) не жрали алкоголь после бани - то и "с легким паром" тоже не было...
     
  7. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.986
    Благодарности:
    21.041

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.986
    Благодарности:
    21.041
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вот эта русофобия меня уже достала. Великая литература создаётся на великих языках. Удел литовского языка - побасенки хуторян за четвертью с самогоном.
     
  8. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745
    Адрес:
    Приозерск
  9. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    как пример
    http://surikata63.livejournal.com/26464.html

    можешь и сам ввести в поисковике "мыться в печке"

    а насчет сжигания литовских бань в Сибири - поищу - читал когдато, но надо найтить где
     
  10. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    Насчет банного процесса в печи - я в свое время пробовал это дело - вещь класнейшая - жаль что вы это "потеряли" - в смысле даже не признаете этого как своего наследия. и не развиваете этого.

    а попытки уважаемого Кирилла Рудя - это лишь исключение подтверждающая правило.
    дай Бог чтобы этот обалденнейший способ поимелбы более широкое распространение.
     
  11. Mihkel
    Регистрация:
    09.06.08
    Сообщения:
    971
    Благодарности:
    3.070

    Mihkel

    Живу здесь

    Mihkel

    Живу здесь

    Регистрация:
    09.06.08
    Сообщения:
    971
    Благодарности:
    3.070
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    В приведенной вами ссылке не русская печь, а новодел. В русской печи никогда не было чугунных настилов, поэтому в ней и можно было мыться.
    Это больше похоже на правду
     

    Вложения:

    • 8.jpg
  12. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745
    Адрес:
    Приозерск
    Это ты с сегодняшних позиций оцениваешь про "вещь класснейшую". ИКа со всех сторон и прочие "пряники".
    А людям нужно было не столько попариться, сколько удобно помыться и постираться.
    Не думаю, что в печи это удобно. Тем более если бани были. А были они по всему русскому северу.

    Про наследие.
    На Вологодчине в деревнях в каждой семье баня была. Нафига им в печи лазить?
    Да и печи, что были, что сейчас небольшие. У тестя глинобитная - он ее сам делал.
    Фундамент на деревянных сваях поднят.
    На Украине помню в деревне в избе тоже было русская печь, но мылись в тазиках.
    Бань не было - с дровами было туго. Поэтому когда появился газ тут же все понаставили ванны и колонки.

    А ссылка твоя мутная. В ссылке один источник битый, а во втором больше про русские печи, а не про мытье в них.
    Да, про то как литовцы переучивали сибиряков мыться с печей на бани ты еще не ответил. Удачи
     
    Последнее редактирование: 23.03.15
  13. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    в том и дело что не было бань как отдельных строений.
    ну сам посуди - зачем ставить какоето дополнительное здание, если помыться можно дома в печке.
    да и для стирки нужна горячая вода, которую печка греет безпроблемно.
    ну объястни тогда человеку, который прекрастно моется в печке, нагревает воду тоже в печке, что ему надо для того чтобы помыться (еще раз) ставить отдельное здание ... в лучшем случае такой человек тебя не поймет, в хучшем - пошлет подальше...

    ты не пробовал в печи - наверное настоящей русской печи даже в жизни не видел - по этому ты не можешь об этом судить. кстати - настоящая русская печь имеет горнило длиной в полотора метра (как минимум) и высоту 120 см (тоже как минимум) - если ты видел (или тебе показывали) "русские печьки" с меньшим горнилом - знай - тебя обманули. и ты на это повелся.

    если на Володчине печи были небольшие - значит это уже время новодела - то есть это уже не наследие а уродство новых времен. в эти новодельные времена уже люди ставили бани - ибо печей как таковых для этого не осталось.

    а что из этого следует?
    лишь то что вы утратили историческую память - как фины утратили идею сауны - теперь они ни в зуб ногой не понимают ЗАЧЕМ нужна процедура парения веником - по этому дубасят друг друга вениками и считают "что это хороше".

    кстати - настоящих русских печей тоже также мало как и настоящих бань - ибо вы все ЗАБЫЛИ... и вспоминать не хотите.

    насчет мытия в печках - даже актриса Ингеборга Дапкунайте рассказывала что ей в детстве довелось мыться в печьке.

    в то время как ты даже такую возможность (способ) отрицаешь...

    человек без понимания прошлого не имеет будущего.

    я так понял - ты даже не пытался ввести в поисковике "мытье в печке"

    смотрю у тебя вся история РФ и Украины начинается лишь сорок пятьдесят лет назад - до этого у вас там "ничего не было" по твоему раскладу. так?
     
  14. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.271
    Благодарности:
    12.745
    Адрес:
    Приозерск
    Я написал то, что видел сам.
    Верю тому, что рассказывал мне тесть. А его устная история начинается с начала 20 века.
    В Вологодских деревнях избы небольшие и печи русские небольшие.
    А мылись и моются в бане.
    А ютится на пятачке при высоте 1,2 метра? Буквой зю?
    Наверно кому то приходилось, если с банями были проблемы.
    Да, ты все таки не ответил на вопрос чему литовцы сибиряков научили? Удачи
     
    Последнее редактирование: 23.03.15
  15. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.051
    Адрес:
    Вевё сенюния
    тестю сколько лет было когда начало двадцатого века наступило?
    в том и дело что даже в маленьких избах стояли относительно большие печи - такие на которых даже спать можно.
    считай что с этими печами закончилась и русская история - точнее - великорусская. Наверное это поляки в Вологодчине свою "антирусскую" культуру с маленькими печами ввели, а местные - поддались...

    а при 120 см сидеть более чем удобно. и не надо тут фантазий.

    не было вопроса о том "чего учили сибиряков" -
    ибо сибиряков ничему не учили ссыльные литовцы - сибиряки мылись в печках. а литовцы ставили для себя бани, которые время от времени сибиряками поджигались потехи ради...