1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8/10 8,00оценок: 5

Регулирование оборотов вентилятора

Тема в разделе "Вентиляция", создана пользователем DimikM, 11.03.15.

  1. vasisuil
    Регистрация:
    03.08.14
    Сообщения:
    4.627
    Благодарности:
    1.809

    vasisuil

    Живу здесь

    vasisuil

    Живу здесь

    Регистрация:
    03.08.14
    Сообщения:
    4.627
    Благодарности:
    1.809
    Вообще-то, грубо, если убрать "коробченку" с циферками то и, не надо быть семи пядей во лбу ..., и этот вентилятор станет односкоростным с "возможностью сделать его с плавным регулированием ..."

    Такой вент не видел, но возможности его понравились.
    Чисто мнение по фото.
    Стандартный вариант канального осевого вентилятора, аналога вентиляторам от S&P, ВЕНТС, ЭРА и им подобным.
    Разница только в том что этот двигатель вентилятора регулируется скорее всего плавно но в совокупности с небольшим "черным ящиком" имеет 10 скоростей.

    Так что разница между всеми этими вентиляторами (между самим китайцем и теми что назвал) - качество исполнения электродвигателя и этого "черного ящика".
    Сомневаюсь в том что качество плохое. Уже давно все вокруг made China
     
  2. zaza
    Регистрация:
    04.05.08
    Сообщения:
    312
    Благодарности:
    57

    zaza

    Живу здесь

    zaza

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.05.08
    Сообщения:
    312
    Благодарности:
    57
    Адрес:
    Москва
    Это это ec вентилятор, а не типичный асинронник со всеми вытекающими. Если говорить о трех скоростных асинхронниках, то чуда никакого нет, при любых скоростях кроме номинального КПД будет падать, т к. Увеличится т. н. "скольжение".
     
  3. stepaplush
    Регистрация:
    06.07.19
    Сообщения:
    43
    Благодарности:
    7

    stepaplush

    Участник

    stepaplush

    Участник

    Регистрация:
    06.07.19
    Сообщения:
    43
    Благодарности:
    7
    Приветствую. Есть канальник daikin (вроде FBQ50C7VEB), насколько я понял, его вентилятор может только 2 скорости - 300 и 600м3/ч. Это шумно и хотелось бы уменьшить. Ничего умного не надо, кондер/резистор пойдёт. Ориентируюсь на процентов 70 от текущей мощности. Подскажите пожалуйста:
    1. какие подводные камни, на что ориентироваться чтобы ничего не убить? не перегреть движок, не заморозить кондюк и т. д.
    2. какой номинал куда прицепить?
     

    Вложения:

    • photo_2023-09-13_09-30-13.jpg
    • photo_2023-09-13_09-30-54.jpg
  4. Romikus
    Регистрация:
    14.12.11
    Сообщения:
    90
    Благодарности:
    3

    Romikus

    Живу здесь

    Romikus

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.11
    Сообщения:
    90
    Благодарности:
    3
    Адрес:
    поселок Сиверский
    Имеется в наличии вентилятор Vents TT Сайлент М 150. Стоять будет на застеклённой лоджии Подобрал приемлемый уровень шума путём подключения трёх параллельно соединённых лампочек на 80Вт (40+25+15). У самого вентиля на макс. скорости 52Вт и на "пониженной" 45Вт (немного ещё шумновато). Сейчас получается что на вентиле 125В а на лампочках 95В. Вентиль разгоняется уверенно, работает стабильно. Нагрев не могу проверить, т. к. он шумоизолированный и на ощупь холодный.
    Вопрос! - есть ли какое-то минимальное напряжение (или что-то ещё) ниже которого не стоит опускаться?
    У меня за городом, в доме, круглосуточно в течении уже 3х лет трудится вентиль NAVEKA пластиковый 125, который "сосёт" из двух санузлов (по 100мм) воздух (стоит на улице) "задушен" лампочками (не помню номинал и мощность самого вентилятора) и работает! (даже пережил заморозку, когда тесть его выключил зимой "больше топить приходится, выхолаживает", но это отдельная история, высасывал через трубочку из него воду).
    И ещё задавал вопрос в другой теме (но там про частотники), на который так и не получил ответа...Почему нельзя занижать лампочкой напряжение на МЕНЬШЕЙ скорости (45Вт)? Был на тесте ERA двухскоростной с таймером, баловался с лампочками, нашёл подходящий режим, и только потом понял что он у меня подключен не на полной а на 2-й, пониженной скорости. Почему нельзя?
     
  5. zaza
    Регистрация:
    04.05.08
    Сообщения:
    312
    Благодарности:
    57

    zaza

    Живу здесь

    zaza

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.05.08
    Сообщения:
    312
    Благодарности:
    57
    Адрес:
    Москва
    Ответ судя по всему вы знаете. Использовать ли вентилятор в данных режимах или нет решать только вам. Как уже было сказано выше асинхронники изначально разрабатывались не для регулировки. Регулировать асинхронники возможно при помощи частоты и одновременно с уменьшением частоты уменьшается напряжение. Исходя из своей практики уменьшать напряжение вашим способом меньше 75-80% от номинала я бы не рекомендовал.
     
  6. alex_k11
    Регистрация:
    19.09.07
    Сообщения:
    14.506
    Благодарности:
    7.560

    alex_k11

    Живу здесь

    alex_k11

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.09.07
    Сообщения:
    14.506
    Благодарности:
    7.560
    Адрес:
    Москва
    А по какому принципу подбирали лампочки ?
     
  7. airnbrew
    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1

    airnbrew

    Участник

    airnbrew

    Участник

    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Казань
    Я не по вентиляции, по моторам больше.
    Если максимально вообще, то да, асинхронники не предназначены для регулировки оборотов, тиристорами (симисторы - частный случай) особенно. Но реально делать это получается вполне успешно. Какие здесь есть моменты.

    Во-первых, мотор рассчитан на синусоиду на входе одной частоты. В большей части вариантов у мотора две катушки, и между ними должен обеспечиваться определённый фазовый сдвиг. Для этого ставят конденсатор. У обмоток, у индуктивности, один закон изменения сопротивления с частотой, у конденсатора - совсем другой. Изменение частоты входного напряжения здесь чревато полной неработоспособностью двигателя. Тиристорный регулятор более-менее годится.

    Дальше тиристор имеет свойство резко открываться. То есть в спектре появляются высокочастотные компоненты. Их относительно немного, но своё дело они делают. Сердечник начинает греться от вихревых токов, на вч они больше. И появляется неприятный звук работы мотора, звучит сердечник - магнитострикция, звучат обмотки - провода дёргаются. А вч глушится неэффективно.
    Кроме того, на выбросах можно поймать электрический резонанс на паразитных емкостях-индуктивностях. Обычно несмертельно, но ресурс мотора может уменьшиться. После частотников ситуация сильно хуже по этому поводу.

    Теперь сам тиристор. Чтобы он смог нормально открыться, ему необходимо в первый момент дать хороший ток, чтобы накачать заряд в переходы. Если условие не обеспечить, он не уходит в ключевой режим, остаётся в активном, греется и в совсем плохом случае спекается до диода. Двигатель обычно состоит из железного сердечника и обмоток. Сердечник имеет приличные потери на вихревые токи, что с точки зрения его сопротивления выглядит как активная нагрузка. Программа-минимум есть. Но часть магнитного поля не связана с железом, есть небольшая индуктивность рассеяния, чисто воздушная. Учитывая, что тиристор открывается 5-10 мкс, этого может быть достаточно.

    Шутка про КПД актуальна, но и тут тонкость. На малых оборотах КПД падает, относительные потери растут. Но падает общая мощность. Абсолютные потери остаются небольшими. А двигатель может рассеивать тепло потерь от работы на полной мощности. Здесь получается некий баланс, и работа с регулированием вообще возможна. Фатального перегрева не должно быть.

    Актуальный момент - у старых моторов с подшипниками скольжения может быть ощутимый момент страгивания. Если подать небольшую мощность, которая не обеспечит пуск, вот тут двигателю будет реально плохо. Хороший хозяин такого не допустит конечно, но в виду иметь стоит. Вообще бытовые вентиляторы относятся к машинам с лёгким пуском. Инерция крыльчатки обычно небольшая.

    Итак, что же делать, чтобы всё работало?

    Можно конечно тупо в лоб. Если делать по уму, придётся слегка озадачиться.
    От вч наводок двигатель стоит защитить индуктивностью. Молчаливой - тороидальной или хорошо залитой. Для существенного эффекта она должна иметь ощутимую величину. Она снизит мощность двигателя. Для мотора 50 Вт хорошо работает 0,10-0,15 Гн на полный амплитудный ток двигателя, это минус 5-10% полной мощности. Дальше, параллельно двигателю - конденсатор 1-2 мкФ 500-600 В. Это для окончательного глушения вч. Параллельно ему варистор 7-10 мм на 430-470 В амплитуды. Это недорого, но мало ли, пусть будет.

    Дальше необходимо обеспечить включение тиристора, пустить ему ток для включения. Фазовые ТТ реле, у которых заявлена возможность работы на индуктивную нагрузку, уже имеют всё на борту. Простым симисторным регуляторам нужна RC цепочка параллельно симистору или параллельно мотору. Для тех же 50 Вт двигателя и 16 А симистора у меня нормально работает 470 Ом 5 Вт, 1-2 мкФ. Критерий - нужно, чтобы на минимальной скорости не было "проскоков", несрабатывания. Когда система работает неправильно, сбивается плавность регулировки, двигатель именно шумит, звук апериодический. Вообще величины стоит подобрать экспериментально. Условия открывания тиристора хуже в холодном состоянии, так что подбор критичен в начале работы. Дальше, с нагревом, растут утечки, всё идёт легче.
    На 50 Вт мотора фазовое ТТ реле на 10 А нормально работает без дополнительной RC цепи. Если LC фильтра до мотора нет, требуется пройти только индуктивность проводов, достаточно конденсатора 0,1 мкФ, такие обычно уже стоят в фабричных регуляторах, даже в самых дешёвых.

    Ну и для замыкания на месте токов открытия тиристора на входе регулятора требуется конденсатор, хотябы 1 мкФ. Чтобы помеха в сеть меньше уходила.
    Имхо как-то так.
     
    Последнее редактирование: 02.12.23
  8. alex_k11
    Регистрация:
    19.09.07
    Сообщения:
    14.506
    Благодарности:
    7.560

    alex_k11

    Живу здесь

    alex_k11

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.09.07
    Сообщения:
    14.506
    Благодарности:
    7.560
    Адрес:
    Москва
    Посмотрите Avatto на 5 положений
    У него были похожие регулировки по напряжению.
    https://aliexpress.ru/item/4000214394624.html?spm=a2g2w.detail.0.2.38413cbdYOIX8c&_ga=2.181231075.591896431.1694185525-%E2%80%A67%2F16&gatewayAdapt=usa2rus4itemAdapt&sku_id=12000030878964616
     

    Вложения:

    • AVATTO Smart Wifi Fan Light Switch,  S0277b0c798174e558ad0e46a5a191a202.jpg
    • AVATTO Smart Wifi Fan Light Switch, S81ed9266870e45139730e7362d672987u.jpg
  9. nazaret
    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    4.243
    Благодарности:
    2.988

    nazaret

    Одиночка

    nazaret

    Одиночка

    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    4.243
    Благодарности:
    2.988
    Адрес:
    Хороль
    Пять лет работает такая фигня в ванной.
    Снимок.PNG
     
  10. Gaser
    Регистрация:
    19.01.11
    Сообщения:
    15.174
    Благодарности:
    14.084

    Gaser

    Консультант про вентиляцию

    Gaser

    Консультант про вентиляцию

    Регистрация:
    19.01.11
    Сообщения:
    15.174
    Благодарности:
    14.084
    Адрес:
    Москва
    Землякам привет (пусть я и не с Хороля). Не гудит вент (догадываюсь, что у Вас обычный вентилятор "бытовой накладной пластиковый") при понижении оборотов вентилятора ниже 100%? Ну и чей +производитель?) вент конкретный, что 5 лет отработал? И как работает - всегда круглые сутки и весь год или "по свету"?
     
  11. nazaret
    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    4.243
    Благодарности:
    2.988

    nazaret

    Одиночка

    nazaret

    Одиночка

    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    4.243
    Благодарности:
    2.988
    Адрес:
    Хороль
    Работает постоянно. В основном на половине мощности. Не гудит. Шум от потока воздуха. Сам вентилятор, наверное вал, дребезжит слегка.
    Vyty.jpg
     
  12. Margo1881
    Регистрация:
    22.12.17
    Сообщения:
    1
    Благодарности:
    62

    Margo1881

    Участник

    Margo1881

    Участник

    Регистрация:
    22.12.17
    Сообщения:
    1
    Благодарности:
    62
    Адрес:
    Москва
    У меня тоже не гудит
     
  13. airnbrew
    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1

    airnbrew

    Участник

    airnbrew

    Участник

    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Казань
    > Подскажите пожалуйста: какие подводные камни, на что ориентироваться чтобы ничего не убить?
    С конденсаторами нужно осторожно. Двигатель - индуктивность. Если включить её через ёмкость, можно нарваться на резонанс. И получить напряжение на моторе в 2-3 раза больше входного сетевого) Так что возможность подбора величины конденсатора жизненно необходима.
    Резисторы греются, индуктивности в быту распространены очень несильно.
     
  14. airnbrew
    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1

    airnbrew

    Участник

    airnbrew

    Участник

    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Казань
    > Подскажите пожалуйста: какие подводные камни, на что ориентироваться чтобы ничего не убить?
    С конденсаторами нужно осторожно. Двигатель - индуктивность. Если включить её через ёмкость, можно нарваться на резонанс. И получить напряжение на моторе в 2-3 раза больше входного сетевого) Так что возможность подбора величины конденсатора жизненно необходима.
    Резисторы греются, индуктивности в быту распространены очень несильно.
     
  15. airnbrew
    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1

    airnbrew

    Участник

    airnbrew

    Участник

    Регистрация:
    14.11.17
    Сообщения:
    21
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Казань
    > Подскажите пожалуйста: какие подводные камни, на что ориентироваться чтобы ничего не убить?
    С конденсаторами нужно осторожно. Двигатель - индуктивность. Если включить её через ёмкость, можно нарваться на резонанс. И получить напряжение на моторе в 2-3 раза больше входного сетевого) Так что возможность подбора величины конденсатора жизненно необходима.
    Резисторы греются, индуктивности в быту распространены очень несильно.