1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 9,83оценок: 6

АКБ для резервного и автономного питания - 3. Выбор, нюансы, теория и практика

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем VoronNew, 26.09.15.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    А теперь мой подытог того, что написано ранее.
    НК. Дорого, геморно, очень неудобно в эксплуатации и обслуживании. Но, блин, долговечно.
    Свинец. Дорого. Быстроподыхаемо, если эксплуатировать без ума. Беспроблемно в эксплуатации.
    Лифер. Дорого. Геморно. Не подтверждена надёжность. Но, блин, долговечно.
    Вот и думайте, что из этого лучше. :)
    Даже я, упёртый приверженец свинца (с,) в раздумьях.
     
  2. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Счастливый Вы человек. Можно я немного пооффтоплю? Многие просто не понимают, что такое Москва, что такое Московский Кольцевой АД, и отчего Москвичей и к ним приближенным трясет от одного упоминания о том, что надо куда-то ехать на авто.
    Вот открываю я сайт продавца щелочи, который относительно близко ко мне. Шоссе Энтузиастов. Это от меня около 30 км. В том районе стоит ВСЁ и стоит ВСЕГДА. Москвичи не дадут соврать. Эти чудо-капиталюги хоть и перестроились на работу в 21 веке, но работают истинно как продмаги в СССР. С 10, блин, до 6, блин. Не удивлюсь, если перерыв на обед есть.
    Вот мне что делать надо? Отпроситься с работы на весь день (ха ха, так и отпустили). Выехать из дома в 10 утра. Собрать все пробки. И вернуться, в лучшем случае, в 4 вечера. Я не шучу. День в труху.
    Доставка? Пары сотен кг электролита? Ха ха. Угадайте, сколько мне за такую доставку зарядят денег? А если и привезут, то это всё равно сиди и жди дома. День потерян. Рассказать Вам, как мне привозили вещи в 1.15 ночи? Это Москва. Это служба доставки. Как правило, у мелких перепродавцов не собственная, а на аутсорсинге. Не нравится - не покупай.
    Итого. День в труху. Стоимость рабочего дня в труху. Стоимость доставки или стоимость забора из твоего кармана. И это просто, что бы обзавестись щелочью. Для Вас это сложно к пониманию, а для жителя Москвы это реально проблема.
     
  3. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752
    Адрес:
    Москва
    Братцы, да вы красавцы!
    Переписку просто как роман читать можно, я даже представил себе островок (в море), избушку, вокруг темно, светится экранчик ноута, прикольно читать краснодарцев и москвичей, кёнигсберцев и саратовцев, попивая чай и слушая как потрескивают дрова в печке.

    По сути хочется небольшое замечание.
    Забыли важную информацию: Лиотех - можно заряжать до минус 10 градусов токами до 0,1С ! Это сказано Лиотехом, правда, сказано - именно продвинутым пользователям.
    Простым покупателям знать это нельзя. Они не смогут, на существующем серийном оборудовании,
    обеспечить зимние токи - соответственно температуре.

    Я подозреваю, что и при минус 20-ти градусах мороза лиотеховский лифер также можно заряжать совсем небольшими токами, зависящими от внутреннего сопротивления конкретных банок.

    Ведь что грозит банке, имеющей большое сопротивление? Вскипание электролита изатем - раздувание боков банки, при большем, для неё токе, чем ей нужно.
    Небольшой ток, который компенсируется естественным теплоотводом, не кипятит электролит.
    Он просто постепенно, думаю, разогревает банку, после чего, кстати, она, постепенно же, наверно, может начинать принимать всё больший ток. ;)
     
  4. Strangeman
    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126
    Адрес:
    Ростовская обл. д. Золотарево
    Меня они не впечатлили.
    Не, ну Вы как-то определитесь. Я не стану собирать сюда все цитаты в которых Вы утверждаете, что дело не в цене и все, где Вы утверждаете, что дело в цене. Ну лениво же.
    Все верно. Я подозревал, что Вы вовсе неплох, а посему, героические 600 с чем-то циклов у Кослайтов на поверку могут оказаться не столь героическими. :) Оно ведь как, на лифер 25 процентные циклы позволено за циклы и вовсе не считать, а как на самом деле - время покажет. Так на какую глубину те 600 с копейками циклов? Сколько энергии прокачано?
    С долговечностью Вы согласны, а с геморностью даже не знакомы. Ну не знакомы ведь, признайтесь. Не пробовали никогда.
    И если с умом эксплуатировать, все одно быстроподыхаемо. Не прокачать через него много энергии. Если его не эксплуатировать - да, будет стоят, как живой. И то не всякий.
    Беспроблемен в эксплуатации только герметичный и то относительно. Вы же сами рассказывали, как обслуживали, как Кослайты емкость потеряли, как Вы их снова восстановили. Я не говорю, что это сложно, но от "поставил и забыл" это далековато.
    Не, тут или или. Если не подтверждена надежность, значит и долговечность, а если долговечно, значит и надежно.
    Вот так и выясняется, что у свинца имеется неоспоримое преимущество для жителей внутримкадья, в силу географико-социальных причин. Так бы сразу и написали - у меня даже позывов бы к спору не возникло, т. к. жителю внутримкадья виднее.
    Но данные особенности нельзя распространять на всю страну. Согласитесь, что Россия несколько выходит за границы МКАД, а данный форум, так и вовсе в определенном смысле международный. И с периферии все видится сильно иначе. Те Кослайты мне то ли пришлют, то ли нет, а если и пришлют - неизвестно в каком состоянии, а в НК и в щелочах я могу быть относительно уверен, особенно в щелочах - крупный магазин. А у меня под боком я сколько не пытался искать свинец с телекома - безрезультатно.
    Именно поэтому мне приходится сравнивать и выбирать из широкодоступного. Именно поэтому я свой SAFT, обычно, упоминаю вскользь - его приобретение не типично и не повторяемо.

    PS. А тем временем вторая банка лифера перевалила отметку 200Ач, при напряжении 3В.
     
  5. Strangeman
    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126
    Адрес:
    Ростовская обл. д. Золотарево
    Это не совсем то. Желательно, чтобы он это указал в РЭ, а РЭ чтобы было общедоступным документом. В этом плане к Лиотеху миеются существенные претензии. Остается надеяться, что даное досадное недоразумение будет разрешено. Все же не "3" копейки их продукт стоит и неплохо бы перед покупкой ознакомиться подробно с тем, что собираешься покупать. Сейчас РЭ формально ДСП и это неправильно.
     
  6. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Дык давно уже определился. Если приличную емкость из НК набирать - дорого. Лифер выгоднее оказывается, причем существенно. Но цену, как и сказал, не вижу смысла обсуждать.
    Ну ок, записывайте. Первые 400 циклов очень жесткие. Вплоть до 90 процентов (11В). Потом уже сотенка полехше, так как подсунул в систему десятилетних Хавкеров. И остальные циклы совсем уж налегке, так как Кослайтами ещё разжился.
    Если учесть, что аккумуляторы изначально были не новые, а так же вспомнить, что на них и новые производитель даёт не более 500 циклов при глубоких разрядах - результат и правда не плох. Я бы это признал будучи даже сторонником любых других типов аккумуляторов.
    Не правда. Троян за 400 циклов потребовал только 1 раз долива воды и 3 КТЦ. Не сильно тяжко это делать.
    У герметичного отнимаем долив воды, КТЦ оставляем примерно за этот же срок. Если не циклировать на 90 процентов, как я делал первоначально, то разбега банок не будет вовсе. КТЦ можно проводить раз в полтора-два года и то больше для самоуспокоения. Это довольно менее затратно по человеко-часам, чем Вы себе пытаетесь представить. И это... они в телекоммуникации стоят ровно 10 лет без обслуживания. И токами не всегда адекватными заряжаются. Это для справки.
    Я вот прямо сейчас, кстати, делаю КТЦ своим многострадальным БОШам. Тем, которые наименее приспособлены для автономки. Уже первый цикл разряда обнадеживает - потери ёмкости из-за разбега банок, в сравнении с прошлым годом, почти нет. А ведь им, без малого, 1100 циклов. Позже расскажу о результатах КТЦ.
    Поясню. Пока вся вера в их долговечность строится именно на самой вере, как бы парадоксально это не звучало. То есть мозг верит, что они должны служить долго, хотя документально это (пока) не подтверждено. И именно поэтому (пока) есть сомнения в их надёжности. В отличии от Никеля, в долговечности которого сомнений нет. Почти. Почему почти?

    В нескольких разных источниках встречал цифру, что НК при циклах служит 500-1200. Сиё правда или наглая ложь? Если ложь, то почему? Ведь такие цифры ниоткуда не появляются. И если 1200 правда, то это же всего 3 года. Где обещанный вечный аккумулятор?
     
  7. Strangeman
    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.126
    Адрес:
    Ростовская обл. д. Золотарево
    Это очень хороший результат, сильно расходящийся с описаниями других людей. Тогда непонятно, в чем секрет.
    Как я понял, тоже глубоких, а у кого-то он дохнет за 400 циклов.
    Ничего такого не представля. Я сразу написал:
    Буду ждать с нетерпением. 1100 циклов, если они хотя бы по 50% - это уже серьезно.
    Правда. Посмотрите на НК в электроинструменте :( Вот и коллега, доказывая убогость лития, ссылается на литиевые из электроинструмента. Место, видать, проклятое. А если серьезно - разные цели. Погоня за максимумом плотности энергии. Это как с тепличными овощами. Основные критерии - урожайность, товарный вид, лежкость, а вкус уже как получится.
    Так то он в резерве вечный. Вот Ваши свинцовые при заявленных 500 циклах уже за 600 перевалили и до этого в резерве стояли. Есть НК, на который 3000 обещают, при циклировании не слишком глубоком. Поверхностные свинцовые тоже очень долговечны, но их давно никто не делает.
     
  8. WatchCat
    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.607
    Благодарности:
    2.871

    WatchCat

    домохозяин

    WatchCat

    домохозяин

    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.607
    Благодарности:
    2.871
    Адрес:
    Пос.Красный Остров -Лен.обл-
    Не знал. Везде говорят что на морозе сразу дохнет. Почему дохнет - не объясняют.
    А еще говорят что при случайной перезарядке выше какого-то напряжения сразу взрывается.
    Может действительно если заряжать обычным током не больше 0.1С то ничего не дохнет и не взрывается?
    Про долговечность литиевых аккумов пока что действительно данных не много. Но вот например у меня мобильный телефон Сименс S65,выпущен в 2005 году. В нем по сей день родной литиевый аккумулятор. На пару дней с очень редкими разговорами хватает.

    А к спору по поводу свинца против никеля могу добавить историю нашего поселка. Когда небыло ни нормальных зарядников ни солнечных панелей - свинцовые аккумы очень быстро дохли. Потому как зарядить их зарядником "из автомагазина" в автономных условиях невозможно за сколько-нибудь разумное время. Напряжения не хватает, ток падает и всё. В результате аккум умирает за год от хронической недозаряженности. Поэтому весь народ правдами и неправдами добывал НК аккумы. Обычно списанные с троллейбусов, метро, жд, иногда военные. Они жили долго. Однако с появлением солнечных панелей которые электричество дают пусть мало, но долго, а также зарядников от Ориона, способных держать установленный ток - ситуация существенно изменилась. Снятые с автомобилей аккумы стали работать в автономке. Да, их хватает на два-три года, зависимо от того насколько регулярно и полностью они заряжаются, но зато добыть снятый с автомобиля аккум намного проще чем снятый откуда-нибудь никелевый. А литиевых тут пока ни у кого нет потому что нет для них специальных зарядников и защитной электроники, да и сами аккумы добыть не просто. .Ну и преимущества пока не очевидны. На размеры и вес уж точно всем наплевать. Вопрос лишь только в том, сколько проживут в сравнении с другими.
     
  9. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752
    Адрес:
    Москва
    Допустим, банка весит 10 кг. Её теплоёмкость составляет, допустим половину от теплоёмкости воды, то есть, банка лифера типа Лиотеха, допустим, это эквивалент примерно 5 литрам воды - по теплоёмкости. На самом деле, возможно и меньше, но принцип расчёта и порядок величин будут видны и так.

    Нагреть 5 литров воды на 30 градусов можно 1,16Втч/к * 30 К = 35 Втч.

    Если лифер стоит зимой в теплоизолированном боксе, то, разогревая его малюсенькими токами первые, скажем, час-два два (мощностью заряда 17 Вт, для банки 300 Ач и 3,2В - это токи, если не ошибаюсь, примерно 0,02С), со второго- третьего часа наращивая постепенно токи, не исключено, что можно раскочегарить банку лифера для принятия токов: 0,2С и даже 0,5С.

    В теплоизолированном боксе можно и просто проложить углеродную нагревательную нить и сначала прогревать внутри бокс и заодно банки в нём, а затем - заряжать банки бОльшими токами.

    Если для прогревания банки 3,2В (ёмкостью 200-300 Амперчасов) нужны 35 Втч, то это 3-6% энергии на нагрев, не так уж и много.
     
    Последнее редактирование: 15.01.17
  10. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752
    Адрес:
    Москва
    А китайский лифер фирмы Винстон форумчанин, занимающийся ими давно, заряжал при минус 10, а может и минус 20 (не помню точно) током 0,2 С - вообще без подогрева банок.
    У последних китайских банок Винстон, у банок с иттрием, ещё меньшее внутреннее сопротивление, их до -30 можно заряжать, говорят, приличными токами, не максимальными на холоде, но достаточными.
     
  11. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    таки сильно отличается от Российского Лифера фирмы Лиотех в Китайских корпусах фирмы Винстон.
     
  12. Solarbat
    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752

    Solarbat

    Живу здесь

    Solarbat

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.10.13
    Сообщения:
    5.603
    Благодарности:
    1.752
    Адрес:
    Москва
    Любопытное тестирование (на ресурс) старых баночек фирмы А123
    http://komar.bitcheese.net/ru/о-ресурсе-LiFePO4-аккумуляторов-A123

    Cycle D — колебания заряда около 40% при постоянном токе. Показывает наилучшие характеристики среди всех моделей циклов
    12 000 таких циклов.

    Это я, в основном, веду к тому, что технология лиферная уже перешагнула 13-летний рубеж, за это время была проверяема сотни раз, и рулят в ней, судя по всему - сейчас китайцы. Там, видимо, и нужно искать информацию по ресурсным испытаниям.
    Даже саму "лиферную" фирму А123 выкупила себе также китайская контора.
    У китайцев, к слову, уже в 2015 году были 100 000 электробусов, в основном - на лиферах.
     
    Последнее редактирование: 15.01.17
  13. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Понятно становится тогда, когда начинаешь сравнивать вес аккумуляторов (единственно правильный показатель качества для свинца).
    Писал буквально пару дней назад. Стартерный Бош 23 кг на 1 кВт*ч. Автономный Троян RE - 22 кг на 1 кВт*ч (потому и подыхают без КТЦ за 400 глубоких циклов, слава богу, что не безвозвратно). Резервный свинец телекома - от 30 кг за 1 кВт*ч. Почти полуторакратная разница в весе. Думаете спроста? И почему Дельта на 100 А*ч стоит 10 тысяч, а Хавкеры на 100 А*ч более 20 тысяч? Думаете тоже спроста? Нет.
    Серьёзные фирмы, батареи которых покупают ОпСоСы в резерв, не могут себе позволить продавать откровенный хлам. Там контракты на поставки миллионные. И не в рублях. И если для такой батарейки указано 500 циклов, то это минимум, который они гарантированно отработают. Но количество циклов не ограничено этим минимумом, как понимаете. Да и эти циклы указаны для самых плохих условий эксплуатации. Работа без балансира, заряд огромными токами вплоть до 0.5С на объектах с плохим и крайне нестабильным питанием, отсутствие выравнивающих зарядов, КТЦ. И при всём этом 500 циклов. Это для Китайского Кослайта. Для Хавкеров поболее, если память не изменяет. Вот и прикиньте, сколько циклов можно прогнать в идеальных условиях с соблюдением всех норм эксплуатации?
    Так что нет никакого секрета. Есть просто хорошие аккумуляторы и нормальное отношение к ним.
     
  14. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Дык он и у меня подох за 400 циклов. Тех самых, которые Кослайт перенёс, так как работал в паре с Трояном. Не буду сейчас искать прошлогодние посты, по памяти помню, что Троян после снятия с работы и прогоне первым КТЦ отдал в районе 130 А*ч, его одна убежавшая банка тормозила. По сути это дохлый аккумулятор, ёмкости почти половина от номинала. Нигде в Даташите не указано, что аккумуляторам требуется КТЦ после пары сотен глубоких циклов. Зато указано, что должно быть 1000 циклов с DOD80% до снижения ёмкости до 80%. Это враньё. И именно поэтому аккумулятор весит 22 кг/кВт*ч Хороший аккумулятор столько весить не должен. И это при том, что в RE сильно больше электролита налито, чем требуется. Типа, что бы пореже обслуживать и доливать. Аналогичный аккумулятор, но с правильным количеством электролита (без приставки RE) весит 20.7 кг*кВт*ч, это меньше стартерного свинца ширпотребного исполнения. :)]
    Теперь Вы понимаете, что циклы у меня довольно серьёзные? Если в них даже Троян подыхает за 400 раз.
     
  15. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Первые 350-400 циклов были почти всегда с DOD 80-100%, за редким исключением. А остальные циклы равны циклам всех остальных моих аккумуляторов, которые я описал чуть ранее. То есть в среднем каждый цикл был более глубоким, нежели на 50 процентов. На 50 процентов они разряжаются сейчас, так как генератор запускаю при напряжении 24В, что, примерно, равно разряду на 50 процентов.
     
Статус темы:
Закрыта.