1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 16

Дом из кирпича, 2 этажа, холодный чердак, трёхслойные стены (Тольятти)

Тема в разделе "Каменные дома", создана пользователем Monk_, 13.04.17.

  1. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Измерительный инструмент.

    Изрядно намучившись с рулеткой и водяным уровнем, решил, что такая полезная вещь как лазерный построитель линий и углов для начинающего строителя просто необходим. Если строите что-то сами – вы итак неплохо экономите бюджет. Стоит потратить часть сэкономленных средств (если они есть) на нормальный измерительный инструмент. Любая неверно замеренная проекция или ошибка в выборе размера может потом обернуться лишними расходами, намного превосходящими его цену.

    Купил себе пару недель назад к строительному сезону вот такую штуку:
    uroven1.JPG uroven2.JPG

    Брал за 7 тыс. Спустя 2 недели как оно водится, тот же магазин понизил цены и теперь эта игрушка стоит всего 5 т. р. По картинкам видно какие линии он строит. В целом достаточно и более дешёвого устройства, который строит горизонтальную и 2- вертикальных линии под 90 градусов относительно друг друга.
    uroven3.JPG

    Для построения угла 90 градусов можно так же воспользоваться уровнем, который проецирует точку и имеет метрический поворотный механизм. В общем, современных устройств – много.

    Необходимость в помощнике в таком случае пропадает. Можно все замеры проводить самому. В дальнейшем уровни много где пригодятся, контроль кладки стен, укладка плитки, выравнивание пола и т. д.

    Ещё полезная штука – лазерный дальномер. Вместо рулетки.
    dalnomer.JPG
    Покупать не стал, одалживаю у брата когда нужен.

    Единственный минус всего этого оборудования – на 12-15 м при ярком солнечном свете плохо видно линии. Так что измерения лучше делать в сумерках.

    В общем, оценив насколько удобно работать с современным точным инструментом, отмечаю за собой ещё одну ошибку: надо покупать такое оборудование до измерений, а не после )
     
  2. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Траншея под фундамент

    Т. к. фундаментная лента у меня широкая (не нужно делать «пятку» для увеличения площади опоры на грунт), решил вырыть траншею нужной ширины, поверх поставить опалубку и залить всю конструкцию целиком. Стенки траншеи, таким образом, выполнили бы роль опалубки для бетона, экономя 3/4 стоимости опалубки.

    Траншея получалась и широкой и разной по глубине (из-за неровного слоя грунта на участке). В «нулевой точке», от которой велась разметка цоколя, глубина была 1,6 м. В самой высокой точке 1,95м.

    Вынимать такой объём грунта лопатой – было долго и слишком трудоёмко. Решением проблемы стал экскаватор-погрузчик с узким ковшом. Осталось бы только выровнять траншею и довести до нужной глубины. В теории.

    Ещё перед вызовом экскаватора, наткнулся на ряд неудачных выполнений такой работы. Основной проблемой у заказчиков была кривизна траншеи, излишнее заглубление и главное – развороченные углы.

    Учёл этот момент, вызвал технику с ковшом на 10 см уже траншеи и решил, ни углов, ни примыканий стен друг к другу техникой не рыть. Доработать лопатой самостоятельно.

    В целом такой подход оказался не лучшим. Позже подробно расскажу почему.
     
  3. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Экскаватор с узким ковшом найти в августе оказалось целой историей. У нас по посёлку тянули газ, вокруг кипела стройка где ни окажись. Даже в городе не закончили латать к тому моменту дороги. Вся техника была разобрана.

    Обзвонил 30-40 объявлений. Без шуток. Перебрал всё, что было в открытом доступе. Техника была либо уже занята, либо уже сломана). Усложнялась задача так же тем, что нужен был узкий ковш. Так что те редкие объявления – где мне отвечали, что будет свободная машина в течении недели, отваливались из-за отсутствия узкого ковша.

    Нашёл, каким то чудом. 1500 час. Вызов минимум на 4 часа.

    К исполнителю работы - никаких вопросов. Водитель экскаватора-погрузчика, в свободное от работы время мог бы легко подрабатывать в ювелирной мастерской. Он управлялся с техникой настолько ловко, что, казалось, мог почесать себе ухо ковшом.

    Слои снимал небольшие, аккуратно. Делал всё быстро, лавировал между разноской, почти ничего не сломав. Я стоял напротив ковша и контролировал каждое движение. Но к сожалению результат получился хуже, чем хотелось бы:

    IMG_20160824_190719.jpg IMG_20160824_190732.jpg IMG_20160824_190755.jpg IMG_20160824_190759.jpg
     
  4. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    До принятия решения о рытье траншеи техникой, мне попадались умные люди, которые советовали сделать всё лопатой. К сожалению, никто из них не уточнял почему. Общие фразы в духе: «он там тебе накопает» весомы, конечно, но в чём именно могут быть проблемы – пришлось узнавать из опыта других застройщиков.

    Но обычно у них на участке работы выполняли совсем безалаберно и авторы статей и роликов считали, что если бы не углы, если бы ковш поуже, если бы водитель был трезв и отличал землю от неба, то всё бы получилось.

    Но расстрою тех, кто хочет попробовать такой опыт на себе, ничего не получится.

    Первое что я не учёл – помимо ширины ковша, есть ещё небольшой люфт, который он делает, когда, заглубив ковш в землю, техника тянет его на себя. Он небольшой, всего 3-4 см. Но при запасе в 10 см этого достаточно, чтобы стены траншеи получились немного кривыми.

    В общем, для траншеи в 50 см, ковш в 40 - это много. Нужен в 30 но тогда вам потом, при доведении траншеи до нужной ширины, придётся изрядно помахать лопатой, чего я так полагаю, желающие воспользоваться техникой, хотели бы избежать.

    Но это на самом деле мелочь недостойная упоминания. Так, технологическая деталь. А вот что ставит на этой идее окончательный крест, так это то, что вынимая землю - ковш как бы подрывает наружные слои грунта. Особенно это заметно где итак рыхлый плодородный слой.

    Суть разработки траншеи толщиной в планируемую ленту – это чтобы её стенки играли роль опалубки. Для этого получившаяся в итоге траншея должна иметь правильную геометрию. Она не должна начинаться нужной глубины, а заканчиваться «рюмкой»

    При попытке выровнять такую траншею или выполнить примыкание к ней другой траншеи, верхние слои грунта будут осыпаться. Вот на фото пример такого примыкания. Вторая траншея уже копалась лопатой, но ровный угол сделать оказалось невозможным.
    IMG_20160826_122916.jpg

    Ну и ещё один момент, который советую учесть. Глина – когда вы её только оголили, прекрасный материал для придания формы, хоть горшки из неё лепи. Режется нужными слоями, легко копается лопатой.

    Но это когда вы копаете траншею лопатой и снимаете слой за слоем, ровняя стенки по ширине. А если вам глину оголил ковш и сразу по всему периметру, то получается вам за 1 день надо полностью выровнять все стенки. Иначе когда глина подсохнет, она станет прочной как камень. И ровнять её станет адски сложно. Она будет отрываться крупными ломтями, а корка пробиваться с большим трудом. И в таком случае на выравнивание траншеи вы убьёте времени и сил не намного меньше, чем, если бы рыли её сами.

    Кстати, по этой же причине, если копаете траншею лопатой – выравнивайте её сразу по ходу заглубления.

    Короче, вариант с заливкой бетона в траншею, это тот случай, когда выемку земли придётся делать вручную и точка. Это экономно, но трудоёмко, и схитрить тут не получится. Буду рад, если меня кто-нибудь разубедит.

    Если же не хотите ковыряться с землёй – вызывайте экскаватор с ковшом 60 см, ройте широкую траншею, делайте подбетонку, ставьте опалубку с арматурой и заливайте на всю высоту. Либо слоями если позволяет время и конструкция.
     
  5. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Следующие 5 дней занимался «земельными» работами. Приезжал на участок в 7-9 утра и копал, рихтовал траншеи, перевозил землю и так, пока не становилось невидно, куда втыкается лопата.

    Нужно было выкопать внутреннюю стенку толщиной 30-см и глубиной 80. Длина её примерно 11 м. Выкопать все углы – экскаватор их не делал по моей просьбе, вырыть ленту под крыльцо и небольшой отрезок ленты под несущую стену, где ковшом просто не получилось бы подлезть.

    Каждый этап работ давался медленней, чем я ожидал. По началу, рассчитывал все земляные работы завершить да 4-край за 6 дней. Не тут то было.

    Двигался я в целом неплохо. По прикидкам вынимал примерно 4-4,5 куба земли. Т. е. проходил 5 м ленты глубиной в среднем в 1,7.

    Несколько фоток как делалась лента под внутреннюю стенку, и выбирались углы:
    IMG_20160826_122859.jpg IMG_20160826_122927.jpg IMG_20160826_122939.jpg IMG_20160826_122951.jpg

    Вот траншея под несущую стену, сделанная лопатой. Геометрия несравнимо лучше, несмотря на верхний слой плодородного грунта.
    IMG_20160827_195909.jpg IMG_20160830_082428.jpg

    Выбранную землю свозил в кучу, стараясь ссыпать отдельно суглинок и глину, отдельно верхний слой почвы.
    IMG_20160830_082448.jpg

    Траншея под крыльцо планировалась в 30 см, но в итоге сделать такую ленту глубже метра не получалось. Слишком узкая. Расширил до 40.
    IMG_20160830_082417.jpg
     
  6. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    В конце 5-го дня «раскопок» оценив оставшийся объём работ, понял, что в свой график я не укладываюсь. У меня оставалось всего 6 полных дней на то, чтобы увязать арматуру, поставить опалубку, заделать проблемные участки (где траншея шире нужного размера из-за осыпавшегося грунта) и залить фундамент.

    Далее планировался отъезд на 3 недели в командировку. Было ещё окно в октябре на 2 недели. Но надеяться на хорошую погоду и долгий день там не приходилось.

    Оказался перед выбором - доделать траншею и перенести остатки работ на октябрь. Но был велик шанс плохой погоды. И тогда пришлось бы оставлять всё на весну. С траншеей за зиму могло случиться что угодно. Если бы она осыпалась, пришлось бы снова вызывать технику, расширять её и делать ленту уже по всем правилам.

    Был и второй вариант, который ходил мимо моего участка каждый день и любознательно интересовался, не нужна ли мне помощь за скромное вознаграждение. Прикинув возможные дополнительные расходы, решил привлечь наёмных рабочих для завершения фундаментного цикла работ.

    Договорились о цене в 1200 за куб. Самая низкая цена которую до этого находил была: 1650р. Но при этом человек мог не до конца понять о каком фундаменте речь. Остальные, узнав что это лента на полную глубину, называли 1800 и выше. (Рекорд: 3 т. р. за куб.)

    В общем, с учётом, что земляных работ одному человеку оставалось дня на 3, – не так уж и много. Хотя, жалею конечно, что так мало времени заложил на работу и поторопился делать фундамент в этом году. Деньги которые можно было не тратить.
     
  7. Wladiska63
    Регистрация:
    04.04.12
    Сообщения:
    270
    Благодарности:
    437

    Wladiska63

    Живу здесь

    Wladiska63

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.04.12
    Сообщения:
    270
    Благодарности:
    437
    Адрес:
    Тольятти
    Я на майские планирую начинать копку ленты. изначально тоже планировал трактором, но насмотревшись видео в инете как это происходит (как у тебя с рваными краями) я отказался от этой затеи. Хотя была идея выкопать контур ленты на штык лопаты и потом ковшом дорыть до нужной глубины, но обзвонив пару контор я выяснил что у минитрактора ширина между гусеницами 70см (очень большая вероятность обвалить края ленты заранее подготовленной лопатой). а специалист большого трактора вообще сказал что не получится из моей затеи ничего. Вот думаю друзей с родственниками звать на помощь или таджикстрой нанимать. Таджики конечно такой объем за день выкопают легко но после первой стройки смотреть на них спокойно не могу. хочется нанимать их как можно меньше.
     
  8. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Удачи вам в этом нелёгком деле)
    Земля ещё сыровата (тоже уже начал работы)

    Даже если разбег гусениц был бы в 2 метра, всё равно где то ему надо заехать одной гусеницей в контур. Тут можно поиграться с последовательностью перемещения техники на участке. Задачка не простая и на фантазию)

    Если плодородный слой с пятна застройки снят, то в общем то не так уж надо много копать. К примеру, у нас это слой 30-40 см. Это если даже полнозаглубленную ленту лить, то копать 1,2м-1,3м всего. Траншея по локти. Не так уж трудно.

    Если планируется технология полов с подполом, то конечно заглубляться придётся полностью.

    С таджиками на одну только копку у меня в том году не получилось договориться. Называют цену «под ключ» за куб и точка. Либо заламывают такие суммы, что проще "под ключ" нанять. Но может вам повезёт больше. С ними можно работать, только стоять над душой надо и каждый шаг перепроверять.

    Есть ещё один вариант (сделал бы его если мог бы всё повторить). Делаете техникой траншею шириной в метр с небольшим, чтоб удобно было в ней работать. Подравниваете основание, заливаете дешёвую подбетонку. Ставите первую часть армо-каркаса. Заливаете пятку и дальше ленту с цоколем в 2-3 этапа в (зависимости от высоты). Получается и по опалубке экономно, и арматуру вязать проще, и тяжёлой работы меньше. Единственное что, надо будет давать каждый раз бетону схватиться хотя бы 4-7 дней. Если подходов будет 3-4 то работы могут растянуться дней на 20.
     
  9. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Армирование

    Для фундаментной ленты планировалось армирование в 3 ряда и 5 уровней. По 50 см между уровнями. Рабочая арматура ребристая AIIIд. 12. Конструкционная гладкая AIд. 8.

    Уточнил как будут армировать. Метод используют «кустарный» но простой. В качестве несущего каркаса планируется использовать вариант с вбиванием 4-х прутов 12-й арматуры по углам и стыкам стен и по 2 через каждые 3 м. Конструкционная арматура для дополнительной обвязки.
    IMG_20160903_172501.jpg

    Здесь вылезло 2 неприятных сюрприза при закупке материала.

    1-й - 14-й арматуры на металобазе не оказалось. В других местах она стоила столько сколько на этой базе хлысты диаметром 16-мм. Взял в итоге 16. Если была бы в наличии 14-я получилось бы дешевле тыс. на 3-4.

    2-й – неверно понял, как они планируют использовать тонкую конструкционную арматуру. Взял её в итоге в 2-е больше, чем надо было. Но она будет применена для дальнейших работ, так что не страшно
     
  10. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Пока бригада из 3-х человек трудилась над выравниванием траншеи, купил арматуру и доски для опалубки. На удивление быстро рабочие отрапортовали, что всё готово и принялись вязать арматуру.

    Уехал ещё за разной мелочью типа рубероида - вернулся через 3 часа и прифигел. Друзья из солнечной Азии связали мне один угол арматурного каркаса крестиком.

    Это надо сфотографировать было, но мне было не до кадров. Так что опишу словами.
    Рабочая арматура располагалась от края до края траншеи сплошной линией и втыкалась в землю (в стенку траншеи). В местах стыков – нахлёст в 10 см. Пересечение в углах и стыках стен - крестиком. Узлы перевязки – нет не слышали.

    Конструкционная арматура 8д служила для сохранения нужной ширины между рабочими прутами и так же втыкалась в землю. Получалась красивая и полностью бесполезная клетка из металла.

    В общем, почти наглядная инструкция: «как похоронить арматуры на 40К в бетоне без какой либо пользы и логики»

    Потратил пол часа вечером и ещё столько же с утра, чтобы объяснить бригадиру насколько глубоки его заблуждения. Слова, про строительные нормы и правила для него звучали как ветер. Гораздо важней, что он уже «8 лет так дома строит».

    Сообщил ему, что мне до фонаря сколько объектов он и его умельцы запороли за его строительную карьеру. Либо вяжут арматуру как надо, либо идут шабашить на другой объект. Подействовало.
     
  11. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Арматурогиба у них конечно же не оказалось. Тратить время на поиски его в магазинах, не было времени. Вколотили 2 прута 16 арматуры прямо в землю и гнули вдвоём с бригадиром. Делали замеры, загибали, переносили, передавали в траншею. Два других работника ползали в траншее и вязали каркас. Приходилось называть каждый размер и показывать, как делать каждый узел.

    Бригадир в упор не понял, что я имею ввиду под магическими словами «перевязка углов». Я поначалу думал, что они просто картину ломали, чтоб работу не переделывать. Но они и впрямь не знают как вязать. Без шуток. Их старший, собственно, только к концу четвёртого ряда стал угадывать, какого размера должен быть следующий хлыст и длину загиба.

    По 10 раз приходилось повторять, какой отступ должен быть от стены траншеи. Некоторые завязанные полосы или перемычки перевязывали из-за этого по 2 раза.

    Но сами узелки вязали лихо, причём обычным гвоздём либо плоскогубцами.

    Доделывая первый ряд заметил не выровненный кусок траншеи. Натянул разноску в этом месте – точно, не выровненная стенка. Причём сильно. Сверху не видно, а вот к низу стена бугром выступает см на 15 образуя дугу.

    Бригадир сообщил, что эту стену они не выравнивали т. к. я им не сказал. Напомнил ему что при нём натягивал разноску и показывал неровности. Короче заставил срезать бугор, снимать центральный прут арматуры и вынимать грунт.

    Жаль печальный пример их исполнительности меня не образумил. Надо было в этот момент натянуть разноску и перепроверить все траншеи.
     
  12. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Уже заканчивая первый ряд, понял, что арматуры уходит больше чем планировал. Главная причина тому: отсутствие специального инструмента для изгибания арматуры.

    Когда у вас есть арматурогиб, вы можете делать загибы с точностью до пары см. Так что в месте где у вас 11 метровый хлыст должен сделать 2-3 изгиба - вы их просто замеряете, гнёте арматуру и прикручиваете «деталь» к каркасу.

    При изгибе арматуры с помощью вбитых в землю прутов, точность загиба очень не высока. Промахнуться на 5-10 см легко. Так что приходится на один прут делать 1-изгиб. И просто пододвигать букву Г до нужного уровня. Не сложно но, в местах пересечений стен и на коротких отрезках, приходится резать хлысты на коротки куски. И каждый из них перевязывать друг с другом минимум на 50 диаметров (60 см для 12-й арматуры)

    Много стыков – много потерь.

    Ну и пару ошибок сделал я. Во первых брал ненужный запас. Перевязывал стыки на 80 см. Боялся брать ровно 60 см отступ, т. к. гибка была не точной. Ну брал бы с запасом в 5. Сэкономил бы метров 20 на такое количество стыков.

    И ещё один лишний элемент – делал не нужную перевязку внутреннего пересечения арматуры на углах. Этого нет в схеме перевязки. Тоже потерял на этом метров 80 (4 хлыста).

    Решил вопрос с нехваткой рабочей арматуры убрав центральный прут у 2го и 4-го уровня. Меньше всего смысла в нём в 3-ем уровне но с ним перевязывались ленты внутренних стен, которые высотой 1,3м (80+50). При таком раскладе арматуры хватило. Пришлось буквально 2 хлыста докупить на 5-й уровень.
     
  13. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    В день вязали примерно 2 ряда. Когда дошли до 3-его, заметил что 16 мм пруты каркаса немного ведёт от того что его стягивают с рабочей арматурой. Решил натянуть разноску и прикинуть насколько будет смещение наверху, чтобы сразу корректировать его, где надо.

    Вот тут вскрылся второй сюрприз. На одной из сторон траншеи линия разноски висела на 10 см над землёй. Таджики схалтурили и не выровняли ещё одну сторону траншеи, решив, что она итак широкая.

    Я вообще человек вежливый, на людей не ору, разговариваю спокойно. Но тут меня сорвало на мат. Заставил развязать центральный и нижний прут 3-го ряда, срезать землю и чистить дно траншеи кусочками фанеры. Прямо в уже связанном каркасе. Зрелище то ещё. На него бы со стороны смотреть, но времени было в обрез. Начинала портиться погода, а дней кроме этого оставалось всего три. Так что помогал, чем мог. Хотя справлялись они гораздо шустрей.

    Через 2 часа траншея была выровнена и очищена. Один из работников утирая пот с грязью со лба сказал, что такую работу делает впервые. Сообщил ему что чтобы не заниматься х..рнёй, надо сразу делать всё нормально, а не через ж..пу.

    Больше у меня веры в них не было. Натянул разноску. Перепроверил все высоты и стенки. Нашёл ещё 3-4 места (в углах в основном) где траншея уже чем планируется лента на 5-6 см.

    Развязывать каркасы и делать там ту же процедуру – просто не хватало времени. Да и таджики уже приуныли, видимо прикидывая – что возможно счастье не в деньгах. Оставил как есть. После установки опалубки подрезали грунт в этих местах, уложив лист фанеры на 4-й ряд арматуры. Удалось почти обойтись без мусора на дне траншеи.
     
  14. Wladiska63
    Регистрация:
    04.04.12
    Сообщения:
    270
    Благодарности:
    437

    Wladiska63

    Живу здесь

    Wladiska63

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.04.12
    Сообщения:
    270
    Благодарности:
    437
    Адрес:
    Тольятти
    Может я где то упустил. Ты не делал хомуты? они вставляли вертикальную арматуру 8мм в землю и привязывали к ней поперечены для горизонтальной 16мм арматуры.
    и еще вопрос - 16мм арматура тяжело гнется?
     
  15. Monk_
    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505

    Monk_

    Живу здесь

    Monk_

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.05.15
    Сообщения:
    736
    Благодарности:
    505
    Нет, 16мм арматура вбивалась вертикально в землю. 12мм - рабочая - располагалась горизонтально,. и привязывалась проволкой к 16мм - образуя клетку. 8мм арматура использовалась в качестве поперечин, которые распирают эту клетку так, чтобы рабочая арматура во всех проекциях оставалась параллельной друг другу.

    Поэтому 8мм потребовалось немного.

    Конструкционная 8-мм арматура нужна только для придания рабочей арматуре нужного положения и жесткости. Чтобы сделать из неё такой каркас и вяжут хомуты. Но по цене экономней делать из 8мм. И правильней, т. к. арматура не должна контактировать с землёй а 16мм стержни у меня вбиты в землю.

    Так что если есть возможность - делайте всё правильно.

    Гнуть 16мм не приходилось. 12мм гнётся с заметным усилием. Советую прикупить арматурогиб. Или сделать его аналог из шпилек, трубок, болтов и т. п.
    arm.jpg arm2.jpg