F Ну что, скоропарщики, поговорим о том, о сем? - 3

Тема в разделе "Печи для бани", создана пользователем Минчанин, 03.06.18.

  1. ММаришок
    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470

    ММаришок

    Живу здесь

    ММаришок

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470
    Адрес:
    Москва
    Читаем классику.
    Любовь Федоровна Воронкова
    "Девочка из города"

    Мать устраивает необыкновенную баню

    В субботу вечером, убрав скотину, мать вытащила из печки огромный чугун с горячей водой и сказала:

    – Ребятишки, готовьтесь!

    – Сейчас в печку полезем! – закричала Таиска. – Париться!.. Валентинка, в печку полезем!

    Валентинка думала, что Таиска вышучивает её. Как это они вдруг полезут в печку?

    – Чудная эта Валентинка, – сказала Груша, – ничего не понимает. А ещё городская!

    Тем временем мать вытащила из печки все горшки и кринки, настелила всюду свежей соломы – и в самой печке, и на шестке, и на полу возле печки. Налила в таз горячей воды, сунула в него берёзовый веник и поставила в печку.

    – Баня готова, – сказала она. – Кто первый?

    – Я! – закричала Таиска, живо сбрасывая платье. – Я готова!

    – Ну уж нет, – возразила Груша, – ты успеешь. Тут и постарше тебя есть!

    Но пока-то Груша говорила, пока-то развязывала поясок, Таиска уже залезла в печку. Мать прикрыла её заслонкой, а Таиска плескалась там и выкрикивала что-то от избытка веселья.

    – Лезь и ты, – сказала мать Валентинке. – Печка широкая, поместитесь.

    – Я измажусь вся! – прошептала Валентинка.

    – А ты осторожнее. Стенок не касайся.

    Валентинка разделась, неловко полезла в печку и тут же задела плечом за устье, чёрное от сажи.

    – Разукрасилась! – засмеялась мать.

    – Лезь, лезь скорее! – кричала Таиска из печки. – Иди, я тебя веничком попарю!

    Валентинка боялась лезть в печку. Но когда влезла, ей вдруг эта баня очень понравилась. Блаженное тепло охватило её. Крепко пахло веником и свежей соломой. Таиска окунула веник в мыльную воду и принялась легонько хлестать её по спине. Потом тёрли друг друга мыльной мочалкой. И всё это было очень приятно.
    В печке было темно, только щёлочка вокруг заслонки светилась, как золотая дужка. Эта жаркая пахучая тьма, эта шелковистая влажная солома под боком, этот веник, одевающий тёплым дождём, – всё размаривало, разнеживало, отнимало охоту двигаться. Даже Таиска угомонилась и прилегла на солому.

    Валентинке вспомнилась сказка про Ивашечку. Вот он так же сидел в печке, прятался от бабы-яги. И представилось ей, будто она и есть Ивашечка. Она притаилась и слушала, не летит ли на помеле баба-яга.

    Но в печке долго не просидишь. Стало душно. Хотелось высунуться, глотнуть свежего воздуху.

    – Мне жарко… – прошептала Валентинка.

    – Мне тоже, – сказала Таиска. И закричала: – Мамка, открывай!

    – Ага, запарились! – сказала мать и открыла заслонку.

    Таиска выкатилась из печки как колобок. А Валентинка опять зацепилась и посадила на плечо чёрную отметину. Пришлось замывать. Мать посадила их в корыто, облила тёплой водой, дала холщовое полотенце.

    – Вытирайтесь, одевайтесь – и марш на лежанку сохнуть!

    Валентинке казалось, что никогда ещё чистое бельё не пахло так свежо, как пахла эта заплатанная рубашка, которую дали ей. Всё её тело как будто дышало. Влажные руки всё ещё пахли веником. Это был такой новый для Валентинки запах, такой крепкий и необычный!

    За ужином дед спросил:

    – Ну как нашей барышне баня показалась? Понравилась или нет?

    – Понравилась, – тихо ответила Валентинка.

    Но дед не поверил:

    – Ну, где же там! В городе-то в банях и светло, и тепло, и шайки тебе, и души всякие, а тут – словно горшок с кашей в печку посадили. Ну, да уж не взыщите, у нас городских бань нету!

    «Я и не взыщу, – хотелось ответить Валентинке. – Мне в печке мыться очень понравилось, даже лучше, чем в бане!»

    Но она уткнулась носом в кружку с молоком и ничего не ответила. Она боялась деда.
     
  2. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712
    Адрес:
    Приозерск
    @ММаришок, спасибо за напоминание - вспомнил, что этот источник несколько лет назад упоминался.
    Дети моются в печи - принято.
    И главное - парение веником!

    А что классика говорит про посещение печи взрослыми?
    Есть источники?
    Удачи
     
  3. makarhunter
    Регистрация:
    10.03.10
    Сообщения:
    6.867
    Благодарности:
    17.492

    makarhunter

    Живу здесь

    makarhunter

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.03.10
    Сообщения:
    6.867
    Благодарности:
    17.492
    Адрес:
    Кратово. Убежал из Москвы.
    Ну да, лишнее доказательство про детей. Кто для двух ребятишек будет топить баню, чтобы их помыть? Баня только по субботам. Воду натаскивали заранее, в пятницу, преимущественно подростки. С утра полдня топили, потом шли мужики, потом женщины с детьми. На следующий день стирали.
     
  4. ММаришок
    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470

    ММаришок

    Живу здесь

    ММаришок

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470
    Адрес:
    Москва
    Описанные вами подготовительные банные действия - лично мною были пережиты 30 лет назад. Все так и было. Все так и есть в настоящее время, по крайней мере в Сибири - Красноярский край.

    У нас был отдельно построенный дом, отдельно построенная баня, куда большими, 40-ка литровыми флягами, с колонки, мы натаскивали воду в баню (зимой на санках, летом на специальной тележке). Да, топили баню раз в неделю - помыться/попариться + большая стирка.

    Но.
    Описанные Л. Воронковой события происходят не в бане. Никто не будет просто так топить баню для двух ребятишек (хотя, как триждымама, уверяю вас, мамы и не на такое способны;))
    Эти события происходят прямо в доме.
    В большой печи-кормилице.
    Которая кормила, грела и лечила людей.
    Не каждая семья строила отдельную баню и без того хлопот хватало у крестьян.
    Интернету не было, приходилось много пахать, сеять и за скотиной ухаживать.
    13256167_1180417995336523_8866255773310905188_n.jpg 22096217_1676447625733555_4815271056762664506_o.jpg
     
  5. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712
    Адрес:
    Приозерск
    @ММаришок, еще раз повторю вопрос.
    Есть литературные источники про то, как взрослые "банились" в русской печи?
    Удачи
     
  6. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048
    Адрес:
    Вевё сенюния
    Дык и до сих пор не имеют- не могут даже себе объяснить с какой целью делается "парение"- по этому и парятся " безсмысленно и безпощадно"
     
  7. ММаришок
    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470

    ММаришок

    Живу здесь

    ММаришок

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470
    Адрес:
    Москва
    Ёшки-матрёшки)
    Первым желанием было ответить:
    "Гугл в помощь".
    Ну да ладно. ;)
    Вот вам чтиво:

    Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году.

    Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского у.: "Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.

    Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.
    Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до "ломоты костей" и хорошо промывши голову "щелоком", потом окатывается водой на сарае.
    Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой.

    Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии.

    Считаю нужным привести его полностью: "Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец,: веник, которым уже выпарились в бане.

    Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее... Но на самом пороге к наслаждению, т. е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

    Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

    Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

    Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.

    Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: "важно!., славно!., вот так!., вот гак!., а-а-а. Вот еще, еще!... Ух как важно!". Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

    Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: "откройте!". Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

    Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

    Предложили и мне слазить в печку.

    Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться,

    да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исключительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

    Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательности...

    Отправился в деревню.

    Там действительно нашлась протопленная баня. Это был четырехугольный сруб с отверстием для влезания в него, которое носило почетное название двери, и с отверстием для выхода дыма, ему же имя — труба.

    Когда баня протоплена и когда в нее налезет народу, как сельдей в бочку, она представляет внутри ящик, наглухо закупоренный, в одной половине которого возвышается полок, где парятся, устланный соломою, и печка, складенная из камней, а не из кирпича.

    У дверей помещается корыто с холодной водою: горячая вода не употребляется, исключение делается щелоку, которым матери детям и жены мужьям моют головы.

    Раздеваться необходимо было под открытым небом на соломе.

    Несмотря на это маленькое неудобство, я таки попал в баню, предварительно согнувшись в три погибели, чтобы наметить в то отверстие, которое называют дверью. В бане, ни в какое время дня не могущей похвалиться достаточным количеством света, теперь царит непроницаемый полумрак. Кругом меня раздавалось шлепанье мокрых веников, ударявшихся в живые тела.

    Пример увлек и меня.

    Ощупью добравшись до верхнеп этажа полка, где температура была самая высокая, я уже принялся выде лывать веником в воздухе и по спине всяческие фигуры, как толстый пу зажженной лучины осветил баню и сквозь облака густого горячего пар мне представилась картина, какой я никак не ожидал встретить: во все местах, в различных положениях парились и мылись, парили и мыли дру друга люди обоих полов, и в буквальном смысле всех возможных возрастов и все это делалось очень спокойно и хладнокровно, как будто в бане были одни мужчины или женщины...

    Не выпарившись, не вымывшись, я стремглав бросился из бани, наскоро оделся, наслаждаясь в то время тем, как купались в снегу выскакивающие из бани, и отправился париться в печку, по примеру дяди, в чем не раскаялся, ибо в печке пар легкий, вольный.

    На рассказ мой о приключениях в бане, дядя очень резонно и внуш тельно заметил:

    — Ты, брат, хоть и учен, а глуп немножко: парился бы да мылся, сколь душеньке угодно — здесь всегда так делают.

    Действительно, дядя не шутил. В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот.
    Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если, то множество без всякого разбору и различий полов.
     
  8. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712
    Адрес:
    Приозерск
    Гугл есть гугл - часто трудно добраться до первоисточника)
    Например он говорит, что приведенное вами описание это не свидетельство самого Тенишева, а выдержки из письма, присланного в его Этнографическое бюро кем то с места.

    Есть и такое заключение:
    "В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов.

    У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна). также встречался обычай мыться в печи, возможно, заимствованный у соседнего русского населения."

    Осталось найти энтузиаста, который бы составил карту распространения русской бани в виде бани по-черному и в виде бани в русской печи на территории Российской империи)

    Но главное лично для меня из приведенных источников - использование банного веника при парении в том числе и в горниле русской печи.
    Удачи
     
    Последнее редактирование: 10.07.18
  9. Маслов Виктор
    Регистрация:
    20.12.10
    Сообщения:
    1.241
    Благодарности:
    2.368

    Маслов Виктор

    Живу здесь

    Маслов Виктор

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.12.10
    Сообщения:
    1.241
    Благодарности:
    2.368
    Адрес:
    Москва
    В современной "печи" ;):aga::|:
    взрослые в печи.jpg
     
  10. 5_6
    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712

    5_6

    Живу здесь

    5_6

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.07.08
    Сообщения:
    10.252
    Благодарности:
    12.712
    Адрес:
    Приозерск
    Ты помню констатировал, что более 95% литовцев имеют в своем распоряжении увеселительные суховоздушки.
    И понятия не имеют про литовские банные традиции.
    На литовских форумах, посвященным бане, занимаешься просвещением?
    Открываешь им глаза?
    Возвращаешь к истокам предков?
    Удачи
     
  11. ММаришок
    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470

    ММаришок

    Живу здесь

    ММаришок

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.12.12
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    470
    Адрес:
    Москва
    Жесть.
    Волосы дыбом :faq:

    В 1315 году в Ливонии (ныне Латвия) во время голода из-за дороговизны хлеба и других продуктов «… доходило до того, что некоторые родители убивали своих детей и ели их, и некоторые родители от недостатка в хлебе запирали своих детей в жарких банях, чтобы дети задохлись» [Рюссов Б., 1879]. Казни и убийства в паровых банях случались и в России. В 1762 году Иркутский губернатор генерал-майор Карл Львович фон Фрауендорф «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане» [Андреев И. Г.,1998].
     
  12. kds77
    Регистрация:
    10.04.15
    Сообщения:
    416
    Благодарности:
    1.035

    kds77

    Живу здесь

    kds77

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.04.15
    Сообщения:
    416
    Благодарности:
    1.035
    Адрес:
    Новосибирск
    https://ruvera.ru/parnaya_banya_1

    Письменные упоминания о бане
    Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

    Добавил позже, оттуда же:
    Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.
     
    Последнее редактирование: 10.07.18
  13. kds77
    Регистрация:
    10.04.15
    Сообщения:
    416
    Благодарности:
    1.035

    kds77

    Живу здесь

    kds77

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.04.15
    Сообщения:
    416
    Благодарности:
    1.035
    Адрес:
    Новосибирск
    Что и требовалось доказать. В своей печи гораздо лучше, чем толпой в общественной бане. Я и в наше время в общественные бани не люблю ходить :) Жил бы в те времена, точно имел бы печь в которой можно было бы париться, не заморачиваясь на похождения в общую баню.
     
  14. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048
    Адрес:
    Вевё сенюния
    да - имеют. но не это главное. главное то что теперь никто не хочет суховоздушек - всем правильную (безопасТную, удобную и приятную) баню подавай где можно делать литовское (очистительные) парения, а также другие очистительные процедуры - включая процедуры русской бани - то есть МЫЛЬНЮ И МОВНЮ.
    и да - многие люди не имеют понятия про литовские традиции - пропаганда суховоздушек сделала свое - но пожилые люди - при чем поголовно - все отлично это помнят и понимают очищение во время бани как само собой разумеющееся понятие.
    в Литве я не на форумах занимаюсь банным просвящением - меня находят по рекомендациям - просвящаю лишь тех кто обращается - и этого более чем достаточно- потом эти же люди уже других своим примером "заражают", а "зараженные" потом снова ко мне идут и просют сделать и им баню "как у людей", а не голимую суховоздушку - то есть - и ты в этом прав - все возвращаются к истокам - к приятному, безопасному и удобному очищению - что по литовской банной традиции, что по русской (с мыльней мовней и мочалкой).
    кстати - я сам для себя предпочитаю банный процесс делать "по русски" - сперва делаю мыльню (на втором заходе), потом мовню - ибо это гораздо легче и приятнее, а результат такой же хороший, тока расслабона побольше.
     
  15. Рамунас
    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048

    Рамунас

    банщик и печник

    Рамунас

    Заблокирован

    банщик и печник

    Регистрация:
    17.05.12
    Сообщения:
    4.069
    Благодарности:
    4.048
    Адрес:
    Вевё сенюния
    не повиришь - я сам эти "летописи" писал " в восемнадцатом году" - если хочешь - "я тебе их еще нарисую " (с) Папандопала)