Сегодня решили почистить дно колодца из 12 колец. Между 5 и 6 кольцами обнаружили первый зазор в 3мм, последние 3 кольца отошли от верхних на 20мм. Последнее кольцо на 3/4 заполнено мокрой глиной. С дна подняли около 20 ведер мокрой глины, зазор от 3х последних колец увеличился на 5мм. За 4 часа вода поднялась на полкольца. Работы прекратили, решили ставить скобы. Вопросы: 1. Какими скобами скреплять кольца? Строительными, которыми срубы скрепляют, типа буквы U? 2. Вместо швеллера можно использовать металлическую полосу, и какой толщины лучше? 3. Зазоры 3мм и 25мм нужно и чем уплотнять перед герметизацией? 4. Какой состав смеси лучше взять: бетон с шамотом, гидропломба и что-то еще? Заранее благодарю за консультацию.
Если строительными, то диаметр 10 или 12 мм. и длина 350-400 мм. Либо пластины 40 Х 400 и анкер на 12 мм. А смысл? Одним анкером на кольцо не обойдетесь, по любому придется минимум 2 (вех, низ), максимум 3 (верх, низ, середина). 3 мм. нет, а 25 мм можно заполнить тротуарной плиткой, песчаником или другим плоским камнем. Текущий шов гидропломбой, сухой цементным раствором с добавлением жидкого стекла.
Считаю, лучше использовать полосу. Если кольца стандартные, с пазами, то не сдвинутся относительно друг друга, пока сидят на пазах. Осталось только их стянуть между собой, чтобы не раздвинулись. Как раз металл лучше всего работает на растяжение. А изгибающего момента для использования швеллера тут нет. Даже не обязательно каждое кольцо крепить к полосе, главное полосами стянуть два крайних кольца. Оптимальным, полагаю, закрепить три полосы по два анкера на нижнем кольце. Поднять полосы выше верхнего кольца и с помощью трех домкратов, опираясь на верхнее кольцо, натянуть полосы до смыкания колец всего колодца. Затем зафиксировать в натянутом положении полосы на верхнем кольце. Анкера я бы заменил на каленые болты (такими, например, прикручивают головку к блоку цилиндров двигателя)(у них диаметры от 10мм и выше). Рассверливается отверстие в бетоне по диаметру болта. У болта снимается фаска для захода резьбы. В отверстие залить пены монтажной, вкрутить болт. Через 0.5-1.0 часа выкрутить болт, снова залить пены, вкрутить. На третий раз болт вкрутить с пеной и скрепляемой деталью (полоса) с необходимым усилием.
Полоса растягивается, даже если крепить по 2 анкера на каждом кольце. Проверенно на практике. Поэтому, либо короткая скоба, либо швеллер/уголок. Пена не подойдет, вырвет на раз-два. Она ведь рыхлая. Лучше применить химический анкер для бетона.
Химическим анкером пользоваться не довелось. Надеюсь, он стоит своих денег. Но вот на пене монтажной у меня весь крепеж в бетон сделан. Полувинтовая стальная лестница 4 м. высотой присверлена к бетонным перекрытиям через пену. Входное стальное крыльцо подвесное без опоры на землю к стене прикручено через пену. Ворота гаражные 2.4*2.4 чисто на пене за стену держатся. Полки подвесные к потолочной плите (средняя нагрузка на болт 100-150кг) Опыт использования 10 лет. Ни один болт не расшатался и не вырвался. Преимуществ перед стальным анкером несколько: 1. Отверстие под крепеж минимального диаметра - только для болта (Диаметр же анкера больше болта, несущего основную нагрузку). 2. Болт можно подбирать прочнее анкерных. 3. Нагрузка от болта на бетон через пену распределенная по всей поверхности (У анкера нагрузка точечная по пятнам контакта). 4. Пена не значительно ухудшает структуру бетона, даже отчасти скрепляя рыхлый некачественный бетон (Анкер прикладывает к отверстию разрывную нагрузку, а бетон на разрыв слаб). 5. Пена образует демпфирующий слой (защита от вибраций, расшатывания) 6. С пеной мне удавалось закручивать головочные болты в бетон с тем же усилием, что протягивается ГБЦ (5-8кг*м) Теоретически полоса 40*4 мм выдерживает нагрузку в 2.5 тонны (245Мпа) (с учетом дырок под болты 10 мм). Порвется (390МПа) от четырех с небольшим тонн (без дырок 4 и 6.3 т. соответственно). Для стягивания колец колодца мне кажется достаточно трех тонн (хотя, если чисто гипотетически 11 колец повиснут на верхнем, нагрузка составит 7.3 т). Три полосы могут дать 7.5 тонн. Основное условие - крепить в натянутом состоянии. Расчет был на самую "пластилиновую" полосу. Если найдется полоса из качественной стали, можно натянуть сильнее. Так стягивают наземные постройки при расползании стен. У колодца есть преимущество - он стоит почти при постоянной температуре. Нет проблем с температурным удлинением обвязки.
Самое слабое место у анкера, точка соприкосновения с полосой. Бывало полоса срезала болт анкера... В этом плане строительная скоба крепче, но она хуже держится в бетоне. С калеными болтами Вы правы, они крепче. Либо можно использовать болты из нержавейки.
6 болтов в верхнем кольце должны смочь удержать 7 тонн. На срез по тонне на брата... Даже для каленых болтов где-то на пределе. К нержавеющим болтам полосу бы еще из нержавейки. Иначе гальваническая пара получается. Вода - электролит. Боюсь, кому-то из этой пары не поздоровится. Сетку скважинную когда крепил на конце приемной трубы, не нашел проволоки нержавеющей. Взял, обычным припоем припаял внахлест. Через шесть лет достал - вокруг припоя сетка сгнила насквозь. Всего лишь малюсенький электроток и длительное время.
Все упирается в финансы. Мало кто соглашается на нержавейку. Достался мне лист из нержавейки, распустил на полосы и сделал скобы. Анкера обычные, т. к. из нержавейки дорогие. Даже те скобы что над водой за 1-1,5 года приобретали ржавый подтек от анкеров. Вы правы, нет смысла совмещать чернуху и нержавейку.
Так. По креплению колец мне отетили, а что с остальными вопросами? Посмотрите, пожалуйста, мой предыдущий пост. Спасибо.
Можете и почистить, но... как с этим быть? "Убъёте" колодец, кому претензии предъявите? ...Ещё раз...Пусть колодец переживёт паводок...Если уж очень интересно, то могу разложить по полочкам причины, по которым делать этого сейчас не нужно .
Значит не интересно...Тогда просто отвечу, коли сказал "А"...Итак...Шахта колодца копается по сухому грунту с зазором для колец примерно в 5-10см. и до появления воды. Затем собирается колонна из колец и далее идёт подкопка под нижнее кольцо с одновременной осадкой колонны. На песчаном водонасыщенном плывуне более двух колец в воду мало кому удаётся углубиться. Эти два кольца воды считаются нормой. И это при самом низком УГВ. Далее...Песок не глина, поэтому 30см. песка на дне колодца это норма, которую не победить. Сколько бы не чистили, этот параметр не изменить. Почему именно 30см..?. Это разница плотности двух контактирующих сред для уравновешивания удельного веса в замкнутой системе. Конечно же не понятно, но и в скважинах на песок так же. Сколько не желонь, 30-ка всегда будет присутствовать... Начинаем чистить колодец. Ниоткуда песок не берётся. Он с током воды поступает из под обреза нижнего кольца с ВНЕШНЕЙ стороны нижнего кольца, постепенно образуя вокруг кольца пустотелую каверну заполненную водой. Чем больше вынимаем песка, тем больше пустотка. Т. к. вниз вдоль кольца сползает только мокрый песок, то каверна не выходит вверх за границу "сухое-мокрое". ...Почистили...И тут наступает весна...Снеговая вода поднимает УГВ, всё что было сухим вдоль колец, становится мокрым. Снизу грунт держать нечем, т. к. там каверна и он сползает вниз вплоть до фильтровой зоны. Притом в фильтровую зону "нечищенного" колодца попадает просто сухой песок, заполняя эти "лишних" 5-10см. вдоль колец. А в "чищенный" гораздо больше, ровно на величину почищенного и поднятого "на гора", провоцируя попадание в фильтровую зону плодородного слоя сверху. А это колодцу "смерть". Будет вечно зелёная вода с неприятным запахом и вкусом... Так что каждый вправе сам решать, что можно получить в итоге непродуманных действий по " а почищу ка я колодец"...
Вынужден признать, был не прав. Если возможна ситуация когда на верхнем кольце, примерзшем/зажатом на поверхности, повиснут остальные кольца глубокого колодца, то усилия на полосу и крепежные болты на крайних кольцах будут очень большими. Действительно, при наличии зацепления пазами колец между собой, боковой нагрузки на полосу нет и швеллер не нужен. И пока крепежный болт находится перпендикулярно полосе, изгибающего момента тоже нет. Но с увеличением нагрузки болт начинает изгибаться, передавая изгибающий момент полосе. И, чем больше выгибается полоса, тем сильнее тянет болт из бетона. Уже не только на срез, но и на вырывание. Получается, на глубоких колодцах при использовании полосы для стягивания колец, нужно предусмотреть дополнительные элементы, исключающие местное изгибание в районе болтов. Например, отрезки швеллера под болты на крайних кольцах или вообще загиб полосы через край на внешнюю сторону с креплением там. Кроме этого расчет показывает, на колодце из 8-ми колец три полосы 40*4 мм будут работать на теоретическом пределе. Практика грустнее. Всем нужны деньги, поэтому полосы по ГОСТу (даже самой пластилиновой) найти вряд ли удастся. Может так получиться, что реальная прочность окажется раза в два ниже расчетной. Со швеллером в этом плане должно быть получше и с хорошим запасом. В итоге получаем: Если делать себе по принципу минимализма, то можно рассчитывать на полосу. Если делать на заказ и надежно - лучше швеллером. Кстати, никто не пробовал использовать для стяжки ствола колодца стеклопластиковую арматуру? Вот здесь именно ее возможности раскроются по максимуму. Она тянется как резинка, не корродирует в воде, защищена от высоких температур и ультрафиолета, легкая и дешевая.
Полиэфирная смола, из которой сделана стеклопластиковая арматура, штука довольно таки ядовитая и не имеет пищевого сертификата. Добровольно в колодец добавлять "иаду" ?.. Дануна...