1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9.5/10 9,75оценок: 4

АКБ для резервного и автономного питания - 5. Выбор, нюансы, теория и практика

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем AlexIvK, 25.11.19.

Статус темы:
Закрыта.
  1. AlexIvK
    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327

    AlexIvK

    Живу здесь

    AlexIvK

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327
    Адрес:
    Москва
    Всем привет, много кого уже мучал своей линейкой 16S свинца 2009 года выпуска.
    Стоят CSB (55 ки) без балансиров и пр.
    Емкости остаточной почти нет.
    Сегодня включил байпас, выключил дс автомат на ибп.
    Промерял все 16, начиная от минусового провода. Сразу после отключения, перемеряю попозже, как постоя

    21.00 (время)

    13.45

    13.46

    13.53

    13.42

    13.45

    13.45

    13.48

    13.43

    13.37

    13.37

    13,46

    13.26

    13.32

    13.27

    13.27

    13.28

    13.33

    Макс. разбег 0.26 вольта, может поставлю какой то выборочно под лампу 55W завтра
    или даже сегодня
     
  2. BRANIMIR
    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18

    BRANIMIR

    Участник

    BRANIMIR

    Участник

    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18
    Смысл замера НРЦ в чем?
    Замер реального напряжения на каждом АКБ при работе цепочки гораздо более информативный показатель.
    10лет АКБ - это срок...
    Какая остат. емкость, если проверяли и как проверяли (величина тока разряда и Umin)?
    Показания тестера АКБ (если есть) или нагруз. вилки ?
    Какую мах-нагрузку держали и как часто приходилось высаживать АКБ до отключения ИБП?
    Доливали, как часто (одинаковое кол-во побаночно и какой дистиллят использовали) ?
    Выравнивающие заряды делали? Как часто и по какой методике ?
    CSB очень хорошие АКБ делает (серию укажите пож-та и марку ИБП).
    Остальное по методике восстановления сможете найти тут:
    https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=60312.0#topmsg
     
  3. AlexIvK
    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327

    AlexIvK

    Живу здесь

    AlexIvK

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327
    Адрес:
    Москва
    @BRANIMIR
    Смысла практического нет особо, кроме того что проверить, можно ли их еще держать в буфере, пока не придут к определенному решению по замене, нет ли явно проваленных/в кз.
    Ну и любопытство.
    Циклы бывали в первые годы, довольно жесткие, от сеть-разряд-генератор-разряд-сеть-немного-разряд, когда какие то погодные катаклизмы по сетям были.
    Дальше циклы редко. Воду доливал из автомагазина, но года два назад, может, когда обратил внимание на существенное падение ёмкости и уже поздно было пить боржоми. Вода из автозапчастей. Долить решил, так как при постукивании фронтальные торцевые банки звучали по разному, явно некторые были более «пустые».
    От ИБП раньше не отключал,
    ИБП он-лайн N-power (российский продавец) тайваньского Power Vision 4ква, отрубает батареи на 156 по низкому, по высокому 226 вольта, на клеммах при заряде больше 13.8 не видел, сегодня подключенные стояли на уровне около 13.47, зарядка 8А

    Нагрузка по току в цепи потребителей 218v (по данным ИБП) 20-50%, в среднем чаще вижу 20%-25%, плюс пусковые токи.
    Измерителей нет

    На батареях маркировки сверху, с торцев нет, они очень плотно в линейку стоят, буду вытаскивать один - посмотрю с недоступной «длинной стороны», корпус черный, за давностью лет серию и даже не помню точно ампераж (55 ые скорее всего)

    Я так понял, пока не разобрал,
    1) можно отключить сеть и посмотреть напряжение по цепочке пол нагрузкой потребителями
    2) Подключить выборочно лампу 55вт (другой сборки нет) и померять время работы до падения на 12.0 ?
     
    Последнее редактирование: 07.01.20
  4. BRANIMIR
    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18

    BRANIMIR

    Участник

    BRANIMIR

    Участник

    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18
    Лучше, конечно (т.к. тестера для замера Rвн нет), потыкать каждый АКБ нагруз. вилкой (достаточно самой дешевой на 100А), чтобы увидеть Umin на пятой секунде.
    Лампой 55W тоже можно, но времени, наверное, займет больше.
     
  5. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    @AlexIvK,

    Можно проверить "на коленке" (потребуется немножко умение держать в руках паяльник):
    берете ардуинку, простой делитель напряжения на двух резисторах, чтобы измерять примерно до 16 вольт, делаете простейшую программку: прочитать напряжение - выдать число в порт, задержка 5 секунд.
    Если упало ниже 10.8 - сигнал на отключение реле разряда.
    Дел - на полчаса, спаять кое-как и несколько строк написать.

    А потом отключаете свою гирлянду, даете отстояться пару часов - и по очереди на разряд через автолампочку, с записью на компьютере в лог.
    Получаете:
    1 - реальный график разряда (хотя бы в Екселе можно). В идеале на всех 16 графики будут очень похожи.
    Что то типа такого (важна форма!):
    discharge_ok2.png
    Если какой-то слишком быстро дохнет - будете с ним разбираться
    2 - у лампочки более-менее постоянный ток свечения. Его надо замерить - а потом умножить на него время разряда до 10.8 вольт - это ваша реально рабочая емкость. В идеале на всех 16 она будет одинакова - заодно узнаете сколько ее там есть. Примерно, но лучше чем ничего.
    3 - если какой-то явно неодинаковый, быстро разряжается или остаточная емкость выделяется - он и есть слабое звено.

    Неделя-другая - и будете точно знать что там у вас творится. Тогда и выводы делать.
    А то пока что вы гадаете на кофейной гуще напряжении НРЦ и фирменных этикетках.
     
  6. AlexIvK
    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327

    AlexIvK

    Живу здесь

    AlexIvK

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327
    Адрес:
    Москва
    Нет, не больше 8-)
    На трех аккумах попробовал лампой, в среднем (близко очень) около 20 мин и напр. проваливается до 10 вольт, это на 4.5 амперах то, не уследить даже, на 12.3 вышел на 5 мин, пришел через 5-7 мин, уже 10 вольт.
    После 11.7 вольтаж прямо на глазах падает до 10, реально же около 10 мин до 12 вольт на 4.5 амперах. Так что, если правильно понимаю, там остаток где от 1 до 2 а/ч ?

    PS. Утиль. Даже, наверно, не стоит и с байпаса ИБП снимать. Или вообще пока выключить. Но ради спорт интереса поставил один из разряженных на модную авто зарядку 9 стадийную с «десульфатацией»
    Не импульсную, ту, что с регулировкой тока и напряжения, надо у соседа забрать, тоже попробую, как говорили...
     
    Последнее редактирование: 08.01.20
  7. PastWent
    Регистрация:
    08.05.13
    Сообщения:
    513
    Благодарности:
    223

    PastWent

    обладаю приобретённой противоспасибностью

    PastWent

    обладаю приобретённой противоспасибностью

    Регистрация:
    08.05.13
    Сообщения:
    513
    Благодарности:
    223
    Адрес:
    Гусиноозерск
    Такие трупики наверное подойдут для работы в паре со сливалкой @Strangeman'а. Сдать то их всегда успеется, а живые можно отобрать, и использовать в маломощных отдельных системах.
     
  8. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    Вот поэтому и советую снять график, а не гадания на "упало-не упало".
    Если выглядит примерно вот так:

    discharge_bad.png

    То есть как раз "после 11.7 падает до 10" (конкретно до 10.4, тут график усредненный, не видно - но падает буквально за 10 минут) - то это переполюсованная банка в аккумуляторе.
    Может вот так упасть
    discharge_bad2.png

    с 12 до 10.4, точно так же быстро, и точно такой же отскок - это все равно банка переполюсована.

    Десульфатацией и зарядками это не лечится.
    Либо выбрасывать, либо делать переполюсовку всего аккумулятора.
    Но это будет дооолго - на один уйдет несколько дней, и без приборов с автоматикой заколебетесь КТЦ прокачивать
     
  9. Strangeman
    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.124

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Strangeman

    Стремящийся к автономии

    Регистрация:
    24.07.11
    Сообщения:
    14.618
    Благодарности:
    9.124
    Адрес:
    Ростовская обл. д. Золотарево
    Теоретически - да. Если цель стоит заменить Wattrouter. А практически пользы будет маловато. Разве что как времянка с гибридным инвертором. С обычным инвертором водо или чего-то-там грейкой от солнца такая система работать будет, но, КМК, из пушки по воробьям.
     
  10. PastWent
    Регистрация:
    08.05.13
    Сообщения:
    513
    Благодарности:
    223

    PastWent

    обладаю приобретённой противоспасибностью

    PastWent

    обладаю приобретённой противоспасибностью

    Регистрация:
    08.05.13
    Сообщения:
    513
    Благодарности:
    223
    Адрес:
    Гусиноозерск
    Кому то подобный вариант подойдёт. Он точно лучше СИ, и даже если не гибридный инвертор - часть бытовых нужд этой спаркой можно вполне закрыть.
     
  11. AlexIvK
    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327

    AlexIvK

    Живу здесь

    AlexIvK

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327
    Адрес:
    Москва
    Пришел с утра, снял зарядку, которая была к этому моменту в режиме «хранение», поставил на первый акк. лампу, правда отстоятся не дал, уже дольше держит, ура 8-), 20 мин до 12 вольт, потом резкий провал ниже 11, буквально одна сотая в секунду или быстрее. Снял нагрузку на 10.7, пока убрал лампу, полминуты или меньше - сразу же померил тестером -12.46.

    Ну что скажете, оставлять в буфере и вкл назад инвертор в ИБП ? (пока в байпасе) или это уже нехорошо на таких акк и лишняя трата квтч ?
    Я бы выключил полностью, но у меня эта фаза без защиты по реле напряжения, вернее оно стухло, поменять возможно не было сразу, подключил напрямую в расчете на онлайн ибп, да так и осталось
     
  12. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    переполюсованная банка, 95% :)]
    Зря жрет энергию и пользы от нее на несколько минут.
    Причина - разбалансировка ячеек, а поскольку в аккумуляторах по 12В нет никаких балансиров - какая-то ячейка ушла в минус. Так бывает.

    Если есть желание повозиться - можно вылечить.
    Процедура несложная, но долгая:
    - разрядить через лампу в ноль, вообще в ноль (может день)
    - потом замкнуть накоротко проводом, выдержать несколько часов,
    - включить на заряд через лампу в обратном направлении
    - дооолго заряжать, пока лампа не почти погаснет (день, два)
    - отключить, дать отдохнуть пару часов
    - включить на заряд без лампы (естественно, уже в обратном направлении)
    - заряжать до полного,
    - дать отдохнуть
    - заряжать до полного
    - провести 2-3 КТЦ, с разрядом и последующим зарядом,
    - и вот через недельку можно пользоваться.
    А потом умножить все это на 16 штук... 4 недели в месяце... 4 месяца...

    Да ну его нафиг.
    Тогда уж лучше купить китайский инвертор на 4кВт и на 12В, подключить к нему те же АКБ параллельно, а потом уже заниматься некромантией, делать переполюсовки и подключать получившихся зомбей все в ту же сборку - к счастью это можно будет делать по-одному.
    При минимуме затрат - восстановите.
    Или ставить новые аккумуляторы, по одному, или лифер подключать - это уж как настроение и бюджет позволит.

    А старый инвертор отнести в музей науки и техники.
     
  13. BRANIMIR
    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18

    BRANIMIR

    Участник

    BRANIMIR

    Участник

    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18
    AlexIvK что за зарядка?
    Какая модель АКБ и емкость?
    Описываемое Вами при разряде на лампу говорит о серьезном разбалансе и мизерной остаточной емкости (обычно, если емкости менее 30% - это утиль в 90% случаев и U валится уже после 12,2-12,1v).

    Вы этот АКБ доливали дистиллятом? Когда и сколько вошло ?
    Остальные АКБ когда доливали?
    Насколько влажные были маты после доливки? Сколько вошло?

    Положительные пластины видны сверху? Цвет?
    Можете их потыкать шилом или отверткой?
    Они могут крошиться, как печенье или быть твердыми.
    Сообщите пож-та эти данные.

    Вообще-то надежды на то, что удастся восстановить все 16шт этих десятилетних АКБ НИКАКОЙ.
    В лучшем случае - несколько штук и то не полностью.

    Переполюсовка даст больше шансов, но тоже не 100%: какие-то АКБ в процессе уйдут в КЗ, остальные будут иметь разную емкость (в лучшем случае от 50 до 75%).
    И их по-любому можно использовать, но лишь где-то в иных устройствах.

    Как вариант проверки и возможности их подтянуть, не сильно заморачиваясь с разбором цепи и зарядкой их по отдельности:
    Можно попробовать убрать из цепочки 16s один АКБ (т.е. сократить цепь до 15шт).
    Долить все банки в каждом АКБ равным кол-вом дистиллята таким образом, чтобы образовалось зеркало и после часа-двух отстоя остались блестящие влажные маты.
    Включить цепь на заряд в ИБП.
    При этом заряд от ИБП (током 8А?) будет идти до Uмах=226v/15шт=~15v на один АКБ
    Дождаться перехода в буфер, замерить U каждого АКБ (напряжение в буфере также увеличится на каждом АКБ на 6,7%).
    Стоит подержать в буфере подольше, пока ток буферного подзаряда не снизится до min.
    Шестнадцатый АКБ заряжать отдельно и потом вернуть в общую цепь.
    Это должно приподнять емкость и чуть увеличит резерв по времени (но разбаланс не устранит, т. к. нужно U>16,2-16,3v на малом токе 2-3% на каждый АКБ и долго: до 100 часов).
     
    Последнее редактирование: 08.01.20
  14. AlexIvK
    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327

    AlexIvK

    Живу здесь

    AlexIvK

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.05.10
    Сообщения:
    898
    Благодарности:
    327
    Адрес:
    Москва
    Вытащил один из цепочки -
    GPL 12750 -75 AЧ
    буфер 13.5-13,8
    цикл 14.7-15.0
    Еще Тайвань был, может и сейчас еще там же делают

    Доливал где то по три 20 куб шприца в банку, точно не помню, тогда были светлые пластины сверху, сейчас посмотрю еще
     
  15. BRANIMIR
    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18

    BRANIMIR

    Участник

    BRANIMIR

    Участник

    Регистрация:
    21.09.18
    Сообщения:
    39
    Благодарности:
    18
    20 кубиков - это подозрительно мало (у меня в 33Ah до 50мл в каждую банку засасывало и еще просило добавки -> на каждые 3Ah сообщенной энергии в том же буфере может теряться до 1мл влаги, что ведет к увеличению плотности и дикой сульфатации, обычно неравномерной).

    Маты должны очень богато блестеть влагой через час-два после долива
    (долив лучше делать сразу до тонкого зеркала и одинаковыми порциями в каждую банку).

    Для 75Ah данное состояние (судя по времени разряда лампой 55W и остат. емкости) - совершенно плачевное (или разбаланс ЖУТКО ДИКИЙ).
    Но попробовать стоит, т. к. тайваньские товарищи делают АКБ лучше, чем другие заводы CSB в Китае и во Вьетнаме (как ни странно). Тем более, серия GPL - очень терпеливая.
     
Статус темы:
Закрыта.