1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9.5/10 9,75оценок: 4

АКБ для резервного и автономного питания - 5. Выбор, нюансы, теория и практика

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем AlexIvK, 25.11.19.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    @Viktors27, обычный КТЦ :)]

    1 - заряд до максимума (как определить максимум - тема холивара)
    1.1 - дать отстояться 1 час
    2 - разряд через нагрузку с контролем тока и времени до напряжения 10.8В
    3 - умножить ток на время.

    Электронная нагрузка - китайский прибор для проведения КТЦ.
    Ваттметр - китайский прибор для измерения тока и мощности.
     
  2. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @Viktors27, контрольный разряд электронной нагрузкой которая считает слитые а*ч и вт*ч.
    https://ru.aliexpress.com/item/4000288122848.html
    Штука полезная так как позволяет устраивать промеры от одиноких ячеек лития до много S сборок любых АКБ. Как в прочем и БП.

    и для большей точности делать промежуточные замеры (чем больше тем лучше) тока и напряжения потом высчитать усреднённые значения и их то перемножать.

    Ну или доверить все эти вычисления нагрузке (не забыв перед этим выставить нижнее ограничение разряда в меню)..
     
  3. Viktors27
    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135

    Viktors27

    Живу здесь

    Viktors27

    Живу здесь

    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135
    Адрес:
    Бикин
    сколько вешать в граммах?(С)
     
  4. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    ровно столько, сколько написано в даташите на АКБ.
     
  5. Viktors27
    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135

    Viktors27

    Живу здесь

    Viktors27

    Живу здесь

    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135
    Адрес:
    Бикин
    15750237868581609175073.jpg
     
  6. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @Viktors27, в тепле ставьте 14,4
    хотя @Netbyka, возможно и посоветует 15V и дать ему пару часов покипеть :aga:
     
  7. Viktors27
    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135

    Viktors27

    Живу здесь

    Viktors27

    Живу здесь

    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135
    Адрес:
    Бикин
    Зачем ему кипеть, 14,4 уже поставил - залилось чуть более 5 А/ч, за час
     
  8. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    это уже ток начал падать? или как выставили 5А так он и заряжает весь час им ?
     
  9. Viktors27
    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135

    Viktors27

    Живу здесь

    Viktors27

    Живу здесь

    Регистрация:
    16.09.10
    Сообщения:
    2.402
    Благодарности:
    1.135
    Адрес:
    Бикин
    падать начал
     
  10. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    Не путайте теплое с мягким:
    Я говорил о том, что если у вас зарядник дает на холостом ходу максимум 15В, и к нему подключить аккумулятор - ток заряда будет зависить от разницы напряжения 15В холостого хода и реальным напряжении на аккумуляторе.
    Тогда, по мере заряда, напряжение будет подниматься, пока не установится где-то в районе 14.4-14.9, стабилизируется, и больше расти не будет. Это и есть максимум. Ток при максимуме - как раз и будет что-то там типа 0.01С, плюс-минус. Это не кипение, это просто ток через электролит. Там даже электролиза воды практически нет.

    Именно так работают обычные, простейшие зарядки CC-CV, если вы вдруг не знаете (а вы в них посмотрите, в схему.) Которых как грязи в любом автомагазине.

    А вот если вы подключите аккумулятор к лабораторному блоку питания со стабилизацией 15В, которые он будет выжимать изо всех сил, пропуская ток через аккумулятор, лишь бы падение напряжения было 15В - вот тогда он может и кипеть.

    Говорю же, не дружите с законом Ома, нашего :)]
     
  11. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    Я вижу там теоретики подтянулись, которые "игнор поставили" :)]
    Теоретикам на заметку: возьмите в руки приборы, наконец...
    Примерно так выглядит график заряда кислотного аккумулятора.
    Красным подчеркнут период, за который изменение напряжения менее 0.05В.
    Это и есть полный заряд для данного акумулятора при данной температуре.
    Дальнейшее "кипячение" (при токе около 0.02С, ага) особого эффекта не дает, ну вырастет еще на 0.01.
    Можно добивать заряд, делая перерывы, но на отдаваемом заряде это практически не скажется.
    charge.png
    А теперь забейте в гугле "график заряда кислотного аккумулятора" и сравните с картинками, нарисованными людьми, которые похоже не держали вольтметра в руках.
    Вот там будет и кипячение при 16В, и плоские срезанные по линейке вершины, и какие-то ломаные линии с четкими углами.
    И рассуждения. Теоретики, они такие.
     
  12. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @Netbyka, присоединюсь я к минусу. и поясню - утомили вы конкретно.
    Даже если всё так как вы пишете, проверять и повторять абсолютно нет желания и никому не советую. Потому как этот метод если и применялся массово то только пока не было изобретено и реализовано полноценное автоматическое на уровне микроконтроллеров СС-СV. Которое позволило поставить на заряд АКБ с любыми произвольными настройками тока и напряжения которые подбираются в зависимости от химии (свинец и всевозможные литии), исполнения (наливняк, агм, гель), ёмкости, состояния АКБ и внешних условий (ну надо же микроконтроллеры научились термокомпенсацией заниматься) и уйти заниматься своими делами, а не стоять и ждать стабилизации напряжения и отсчитывать "пару часов". Да я в курсе вашего отношения к "фуфло китайским контроллерам"? но меня удивляет - шаблон то вам не рвёт? как нахваливать китайские дешманские инверторы или БП для питания ленточек так всё нормально, а как контроллера заряда так всё ффууу он обязательно сдохнет?
    Свинец заряжают кто во что горазд, вона для автозарядок напридумывали 5-7 стадий (может и больше), а производители ИБП вообще взяли и ограничили и ток и напряжение на уровне ~13,8V (у разных производителей и моделей небольшие вариации от 13,6 до 13,9) и только у современных микропроцессорных стали ставить полноценный CC-CV с быстрым зарядом до 14,4 и только потом с переводом в буфер на эти самые 13,8V.
    И только вы скачете по темам як блоха по яйцам и тычете к месту и не к месту способом заряда до стабилизации напряжения вычитанным в древнем манускрипте которым ещё моя бабушка печку растапливала. Ну нравится вам так заряжать да ради бога. Пользуйтесь вы своими БП от ленточек, но не надо этот реально опасный метод толкать в массы.
     
  13. Netbyka
    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311

    Netbyka

    Живу здесь

    Netbyka

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.07.15
    Сообщения:
    3.922
    Благодарности:
    2.311
    @VoronNew, Вы не пытаетесь понимать написанное и видите то, что САМИ себе придумали.
    Применительно к данной теме:
    - указанный здесь график заряда - это заряд специальным зарядным устройством для заряда аккумуляторов.
    Конкретно вот этот - современное зарядное устройство отечественного производства марки ХХХХ.
    Но точно такой же - у современного зарядного устройства отечественного производства марки YYYY.
    И у китайского, который сгорел, когда его водой залило - был точно такой же график.
    С чего вы вообще взяли, что я не люблю китайские зарядки? :)]
    Наоборот, они более качественно сделаны внутри, не на соплях.
    И от "ленточек" наверняка такой же будет, но вот это я не проверял, потому что они у меня в другом режиме используются.
    Потому что свинцовый сернокислотный аккумулятор при заряде проходит определенные стадии, нравится вам это или не нравится.
    И снова скажу в сотый раз: откройте и посмотрите как оно сделано.
    Мне что, нарисовать структурную схему ЗУ на базе микросхемы типа tl494 с ШИМ, управляемой по двум входам напряжением на выходе (ограничение CV) и на шунте (ограничение CC)?
    Реализация может отличаться, и очень сильно, но структура та же самая:
    - CC обеспечивается ограничением по току (фиксированно или ручкой или ЦАП). На первоначальном этапе заряда аккумулятор МОЖЕТ брать ток существенно больше чем надо, и этот ток ограничивается, путем управления ШИМ. Поэтому он фиксированный, не больше заданного. Ограничен сверху.
    - CV обеспечивается ограничением по напряжению на выходе (фиксированно или управляемо, та же фигня).
    Если оно зафиксировано на уровне 15В (как в автомобильных зарядках) - то получим график вот как я выложил. Напряжение на аккумуляторе не поднимется до 15В, потому что это снова "ограничение сверху", ЗУ не будет его вытаскивать принудительно.
    Если его установить в 14.4 - то оно не поднимется выше 14.4, соответственно. Как только напряжение на аккумуляторе достигнет 14.4 - получите CV, при этом ток будет постепенно снижаться со временем, точно так же как и при 15В.
    - буферный режим обеспечивается управлением контроллера ШИМ, вывод на заранее заданное выходное напряжение 13.8.
    Как именно - опять же неважно, например видел по порогу зарядного тока (да-да, тот самый на который вы ссылаетесь "в современных способах заряда") - если ток ниже порога, то включается режим 13.8 на выходе, меняется сопротивление в делителе напряжения. Простейшая схема на ОУ и транзисторе.
    Так работают именно что специализированные CC-CV зарядные устройства, во всяком случае для свинца.
    Есть более навороченные, где действительно микропроцессор, который управляет тем же самым ШИМ, по той же самой схеме. Только еще умеет прерывистый заряд, или заряд-разряд, замеры тока и экранчик с цифрами.
    А теперь вопрос: с чем именно вы несогласны?
    С тем, как устроены автомобильные ЗУ? Не ко мне претензии.
    С тем, как заряжается свинцовый аккумулятор? Не я его изобретал.
    С тем, что я предлагаю кипятить аккумуляторы? Так я и не предлагаю. Для этого надо намного больше ток дать, а для этого - намного больше напряжение.
    Вся суть в том, что я говорю про оценку заряженности на основе типового графика заряда (который работает для любой емкости), а вы - про контроль порога зарядного тока (который зависит от типа аккумулятора, его емкости, состояния, заряженности, и потому метод косвенный).
     
  14. vagorzel
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    3.644
    Благодарности:
    2.895

    vagorzel

    Живу здесь

    vagorzel

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    3.644
    Благодарности:
    2.895
    Адрес:
    Клин, Зеленоград
    Интересно иногда посмотреть за баталиями о заряде кислотных аккумуляторов.
    Это все понятно, но при таком явном неприятии другого мнения, читать это не очень интересно, извините ...
    Может кто толково ответит на такие вопросы по кислотным аккумуляторам при использовании в буферном режиме (отключения бывают всего несколько раз в год на несколько часов в последнее время), днем активно используется энергия солнца, инвертор гибридный (48 вольт).
    Итак, вопросы (провожу эксперименты уже некоторое время на своей системе):
    1. Имеет ли смысл ежедневно (в течение суток) постоянно поддерживать на аккумуляторе, к примеру, 13,5 вольт (так на аккумуляторе написано для буферного режима) и этим постоянно поддерживать работу зарядного устройства в гибридном инверторе? В инверторе есть возможность отключать зарядное по суточному расписанию (например, на время дневного тарифа), инвертор в это время с отключенным зарядным устройством работает в режиме байпаса и потребляет значительно меньше от сети (20-30 Вт вместо 50-80 Вт с включенным зарядным в режиме поддержания 13,5 вольт).
    Зарядное по расписанию подключать только ночью (чтобы потребление зарядного было только по ночному тарифу). Если днем есть хоть какое-то солнце, то аккумулятор всегда поддерживается около 13,5 вольт, пока с панелей идет хоть какой-то ток.
    Саморазряд аккумуляторов (учитывая, что постоянно работает и балансировщик аккумуляторов HA02), если днем нет солнца, такой, что к моменту этого включения зарядного, на аккумуляторах напряжение ХХ приближается к 12,6-12,7 вольт за эти несколько часов отключения от зарядного (без солнца).
    После включения зарядного, напряжение на аккумуляторе до 13,5 вольт поднимется буквально за 2-4 минуты (ток заряда быстро падает с 14-20 ампер (аккумулятор 225 АЧ) до меньше 1 ампера и так потом поддерживается. То есть аккумулятор разряжается фактически только током саморазряда (балансир жрет всего несколько мА, что незначительно влияет на естественный ток саморазряда стартерного кислотника), т. е за несколько "неудачных" часов без солнца в сутки он практически и не разряжается.
    2. Такой (разовый в сутки в худшем случае, если нет солнца в эти дни) режим поддержания аккумулятора (восстановление поддерживаемого напряжения до 13,5 вольт) в буфере может заметно сказаться на времени его жизни (ожидается в несколько лет) по сравнению с ровным поддержанием 13,5 вольт? Можно ли такой "разряд" до 12,6-12,7вольт (ХХ) принимать за цикл разряда?
    3. Инвертор позволяет произвольно (с периодом до раз в несколько месяцев) производить эквалайзинг аккумулятора по расписанию (напряжение эквалайзинга, ток, время выдержки при "высоком" напряжении, все настраивается). С какой периодичностью стоит настроить такой эквалайзинг для продления времени жизни аккумулятора в буфере путем такой операции? Подразумевается, что отключений не было и аккумулятор эти несколько месяцев находится просто в буфере.
    Очень надеюсь на толковые пояснения к таким режимам использования кислотных аккумуляторов в гибридном инверторе. Больше, конечно, интересует не столько теория, сколько реальный опыт с кислотными аккумуляторами в буферном режиме в течение нескольких лет такого использования.
    У меня у самого опыт очень небольшой, за 12-15 лет израсходовал на своих системах всего 2 комплекта обычных кислотных (стартерных) аккумуляторов разной емкости в буферном режиме.
    Конечную емкость аккумуляторов не измерял.
    Инверторы были гибридные, трехстадийный заряд (CC-CV-буфер), в буфер переключалось не по времени, а по достижении (уменьшении) настраиваемого тока (обычно ставил 0,1 от тока заряда в режиме CC, например, для 200АЧ ток заряда 15-20 ампер, переключение на буфер 1,5-2 ампера). Таймеров и эквалайзинга не было, полный заряд аккумуляторов (3 стадии) был только после отключений, между отключениями (а часто это несколько месяцев) только буфер.
    Вот и весь мой опыт ...
     
  15. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.538
    Благодарности:
    6.871
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @vagorzel, в авто режим использования стартерных АКБ явно далёк от буферного режима, во время поездки заряд, а после остановки авто релакс до НРЦ. и так по кругу.
    Раз используете стартерники то и пусть работают як в авто.
     
Статус темы:
Закрыта.