1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 1

Русская изба

Тема в разделе "Деревянные дома", создана пользователем Избушечник, 15.07.23.

  1. Choocha
    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049

    Choocha

    Живу здесь

    Choocha

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049
    Адрес:
    Москва
    Я сегодня прочла, что помещик устанавливал норму дров на тягло, которую крестьяне могли заготовить из его леса. Дрова могли беречь на зимнюю топку, а для приготовления пищи летом использовать хворост. В любом случае, зимой хворост фиг найдешь, то есть это летнее топливо .
     
  2. Choocha
    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049

    Choocha

    Живу здесь

    Choocha

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049
    Адрес:
    Москва
    Все остальное в ваших рассуждениях мне кажется логически очень обоснованным, но вот с цитируемым пунктом хочу поспорить.
    В большинстве своем мы реально не очень хорошо знаем, как жили наши предки, информация до нас доходит в искаженном виде. Я застала в живых людей, родившихся в конце позапрошлого века и их рассказы о жизни в начале 20 века очень мало соответствовали устоявшимся представлениям моего поколения о том, как эта жизнь выглядела. Очень удивило, что до революции крестьяне жили в целом не в нищете. То есть, _теоретически _ кто-то мог не сам дом рубить, а оплатить работу плотника.

    Порекомендую видео, оно не про домостроение, а про культуру. Хоть я и не поборник исконно-посконных скреп и всякого русофильского, но видео меня поразило в плане наших устоявшихся заблуждений (про масленицу очень показательно)
     
  3. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    Граф Л. Н. Толстой (из Полного собрания сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 29).

    "В первой деревне, в которую я приехал, — Малой Губаревке, на 10 дворов было 4 коровы и 2 лошади; два семейства побирались, и нищета всех жителей была страшная.

    Таково же почти, хотя и несколько лучше, положение деревень: Большой Губаревки, Мацнева, Протасова, Чапкина, Кукуевки, Гущина, Хмелинок, Шеломова, Лопашина, Сидорова, Михайлова Брода, Бобрика, двух Каменок.

    Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка — пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если её нет, — и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.

    Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им.

    «Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали», — говорят бабы. «А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи».

    Я знаю, что тут есть доля преувеличения, но то, что говорит тут же мужик в кафтане с прорванным плечом, уже наверное не преувеличение, а действительность.

    «Хоть бы двоих, троих с хлеба спихнуть, — говорит он. А то вот свез в город последнюю свитку (шуба уж давно там), привез три пудика на восемь человек — надолго ли! А там уж и не знаю, что везти…»

    Я попросил разменять мне три рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег.

    Есть статистические исследования, по которым видно, что русские люди вообще недоедают на 30% того, что необходимо человеку для нормального питания; кроме этого, есть сведения, что молодые люди черноземной полосы последние 20 лет всё меньше и меньше удовлетворяют требованиям хорошего сложения для воинской повинности; всеобщая же перепись показала, что прирост населения, 20 лет тому назад, бывший самым большим в земледельческой полосе, всё уменьшаясь и уменьшаясь, дошел в настоящее время до нуля в этих губерниях.

    26-го мая 1898.

    Нищета же в этой деревне, положение построек (половина деревни сгорела прошлого года), одежд женщин и детей и отсутствие всякого хлеба, кроме как у двух дворов, ужасно. Большей частью испекли последний раз хлебы с лебедой и доедают их, осталось на неделю или около того. Вот деревня Крапивенского уезда. Дворов 57, из них в 15-ти хлеба и картофеля, рассчитывая на проданный овес купить ржи, хватит средним числом до ноября. Овса многие совсем не сеяли за неимением семян прошлого года. 20 дворам хватит до февраля. Все едят очень дурной хлеб с лебедой. Остальные прокормятся.

    Распродается и отдается задаром весь скот и ожигаются постройки на топливо, мужики сами поджигают свои дворы, чтобы получить страховые. Уже были случаи голодной смерти.

    Здесь (в деревне Богородицкого уезда) положение бедствующих уже в прежние года, не сеявших овес, опустившихся дворов ещё хуже. Здесь доедают уже последнее. Уже теперь нечего есть, и в одной деревне, которую я осматривал, половина дворов уехала на лошадях в даль побираться. Точно так же же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете.

    Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из её 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, какие мать принесла днём ранее, бросив детей и сбегав с сумкой за побором. И нет более удобного места для больной, как здесь на выгоне в конце сентября, потому что в избушке с разваленной печью хаос и ребята. Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей. Но и у наделенных землей крестьян, принадлежащих к разряду опустившихся, не лучше.

    Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.

    Прежде всего он, и это знает всякий мужик:

    1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, какие торгуют и землями и хлебом.

    2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.

    3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.

    4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.

    5) от чиновников, угнетающих народ.

    6) от податей.

    7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

    1892.

    Заработная плата доведена до минимума. Полная обработка десятины, начиная от первой пахоты и кончая свозом скошенного и связанного хлеба на помещичье гумно, стоит 4 р. за десятину в 2400 кв. саж. и 6 руб. за десятину в 3200 кв. саж. Поденная плата от 10—15 коп. в сутки.

    Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже. На гумнах хлеба или соломы все меньше и меньше, и плохих дворов все больше и больше. На границе Ефремовского и Богородицкого уездов положение худо в особенности потому, что при всех тех же невзгодах, как и в Крапивенском и Богородицком уездах, при ещё большей редкости лесов, не родился картофель. На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна.

    Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют.

    Подхожу к краю деревни на этой стороне. Первая изба не изба, а четыре каменные, серого камня, смазанные на глине стены, прикрытые потолочинами, на которых навалена картофельная ботва. Двора нет. Это жильё первой семьи. Тут же, спереди этого жилища, стоит телега, без колес, и не за двором, где обыкновенно бывает гумно, а тут же перед избой расчищенное местечко, ток, на котором только что обмолотили и извеяли овес. Длинный мужик в лаптях лопатой и руками насыпает из вороха в плетеную севалку чисто отвеянный овес, босая баба лет 50-ти, в грязной, черной, вырванной в боку рубахе, носит данные севалки, ссыпает в телегу без колес и считает. К бабе жмется, мешая ей, в одной серой от грязи рубахе, растрепанная девочка лет семи. Мужик кум бабе, он пришел помочь ей извеять и убрать овес. Баба вдова, муж её умер второй год, а сын в солдатах на осеннем ученье, невестка в избе с двумя своими малыми детьми: один грудной, на руках, другой лет двух сидит на лавке.

    Весь урожай настоящего года — в овсе, который уберется весь в телегу, четверти четыре. От ржи, за посевом, остался аккуратно прибранным в пуньке мешок с лебедой, пуда в три. Ни проса, ни гречи, ни чечевицы, ни картошек не сеяли и не садили. Хлеб испекли с лебедой — такой дурной, что есть нельзя, и в нынешний день баба утром сходила побираться в деревню, верст за восемь. В деревне этой праздник, и она набрала фунтов пять кусочков без лебеды пирога, какие она показывала мне. В лукошке было набрано корок и кусочков в ладонь, фунта 4. Вот все имущество и все видимые средства пропитания.

    Другая изба такая же, только немного лучше покрыта и есть дворишко. Урожай ржи такой же. Такой же мешок лебеды стоит в сенях и представляет амбары с запасами. Овса в этом дворе не сеяли, так как не было семян весной; картофелю три четверти, и есть пшена две меры. Рожь, какая осталась от выдачи на семена, баба испекла пополам с лебедой и теперь доедают. Осталось полторы ковриги. У бабы четверо детей и муж. Мужа в то время, как я был в избе, не было дома, — он клал избу, каменную на глине у соседа-мужика через двор.

    Третья изба такая же, как и первая, без двора и крыши, положение такое же.

    Бедность всех трёх семей, живущих тут, такая же полная, как и в первых дворах. Ржи ни у кого нет. У кого пшенца пуда два, у кого картошек недели на две. Хлеб, испеченный с лебедой из ржи, выданной на семена, у всех есть ещё, но хватит не надолго.

    Народ почти весь дома: кто мажет избу, кто перекладывает, кто сидит, ничего не делая. Обмолочено все, картофель выкопан. Такова вся деревня в 30 дворов, за исключением двух семей, какие зажиточны."

    Полностью можете почитать по ссылке
    https://www.litres.ru/book/lev-tolstoy/polnoe-sobranie-sochineniy-tom-29-golod-ili-ne-golod-6880578/chitat-onlayn/
     
  4. Choocha
    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049

    Choocha

    Живу здесь

    Choocha

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049
    Адрес:
    Москва
    Вот-вот, примерно на этом мое поколение и формировалось. Даже вспомнилось "Лев Толстой как зеркало русской революции "

    Поищите экспорт России в 1913 году. На тот момент Россия была крупнейшим в мире экспортером зерновых (пшеница, ячмень), экспортировались большие объемы масла, яиц, другое сельхоз сырье (лен, пенька, шерсть, щетина). Кто это все производил, если все крестьянское население последнюю лебеду доедало, и даже сеять крестьянам было нечем ?

    То есть, Л, Н нам описывает жизнь того, что сейчас именуется "депрессивный регион " .. Не сомневаюсь, что такие были, как есть они и сейчас. А про жизнь тогдашних не-депрессивных регионов мы и не знаем ничего .
     
  5. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    Тот, кто имел землю. Вы хоть помните, что в 1861 году отменили крепостное право и крепостных выбросили на улицу БЕЗ земли. Они за копейки работали на барина. В приведенном отрывке есть расценки.

    Да можно поискать "экспорт России в 2013 году".
    И что?
    Доходы от продажи нефти, газа и т. п. шли народу?
    Создавались рабочие места? Пенсии высокие?
    Сами же пиcали
     
  6. Choocha
    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049

    Choocha

    Живу здесь

    Choocha

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049
    Адрес:
    Москва
    Разница между экспортом 1913 и 2013 года в праве собственности на продукты экспорта. В. Пупкин сегодняшний, работающий на Роснефть, ничего никому не продает, кроме своей "рабочей силы ". Он не может с канистрами нефти на рынок поехать, подобно тому, как его далекий предок привозил на рынок подводу пеньки для продажи перекупщику.

    А вот про землю очень правильное замечание. Наверное, наличие большого %% безземельных крестьян и становилось причиной ухода какого-то региона в депрессивное состояние.

    Л. Н, кстати, пишет, про крестьянские хозяйства с землей.

    Почитайте про безземельных крестьян в вики - там все было много сложней, чем "крепостных выбросили на улицу БЕЗ земли"
     
    Последнее редактирование: 04.08.23
  7. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    Без комментариев.
     
  8. 8k84r
    Регистрация:
    29.11.11
    Сообщения:
    1.501
    Благодарности:
    1.748

    8k84r

    дилетант

    8k84r

    дилетант

    Регистрация:
    29.11.11
    Сообщения:
    1.501
    Благодарности:
    1.748
    Адрес:
    Москва
    В детстве рассказывал своей бабушке (1905 г. р.) о том что: "до революции все жили в нищете, за работой на барина света белого не видели, "... и прочие пионерские истины.
    Ее ответ: "бедные - кому не хватало пропитания в деревне были только пьяницы. Все кто работал не голодали."
    Перед войной в деревне из 100 домов была конюшня на 50 лошадей, построили плотину на небольшой речке под горой, поставили колеса, жернов, пилили лес, молотили зерно, сделали турбину - свет в домах своими руками. В каждом дворе скотина, корова или коза, некоторые держали поросят кур ...
    Однажды, меня удивил томик Маркса "Капитал" у нее на полке. Окончила три класса приходской школы ещё до революции. Внуку решала задачи по физике 8класса.

    Были люди.

    PS шестерых малолетних подняли вдвоем со свекровью в войну и после. Дед пропал без вести в 43
     
  9. Choocha
    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049

    Choocha

    Живу здесь

    Choocha

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.01.13
    Сообщения:
    3.040
    Благодарности:
    3.049
    Адрес:
    Москва
    Вот, оказывается, про что Лев Толстой писал https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_(1891%E2%80%941892)#%D0%B7

    Не про жизнь крестьян вообще, а про голод в некоторых регионах, вызванный погодной аномалией, когда погиб и урожай озимых, и урожай яровых одновременно .
     
  10. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    @Choocha, никто не может помешать верить Вам в сказки, охотничьи байки и википедию.
    Хорошо жилось при царе-батшке, хорошо жилось при социализме. И сейчас все просто зашибись!
    А голодали, сидели без работы всегда только в отдельных депрессивных регионах.
     
  11. Professional
    Регистрация:
    07.10.10
    Сообщения:
    10.468
    Благодарности:
    9.642

    Professional

    рублю лучше, чем пишу))

    Professional

    рублю лучше, чем пишу))

    Регистрация:
    07.10.10
    Сообщения:
    10.468
    Благодарности:
    9.642
    Адрес:
    Псков
    То есть Вам люди говорили что они жили не ви нищете а плохо жил кто то другой? А Вы когда про это спрашивали хотели услышать ответ " Да мы вообще были бомжи и самые последнии побирахи в деревни..Отец алкаш мать тоже вот такая вот наша рода и была." Никто так никогда про себя не скажет ни сейчас ни раньше. Все говорят что вот мы то жили хорошо у на все было..Другие плохо жили а мы нет. Вот Вам и рассказывали как они богато жили.
    Не надо далеко ходить. Не надо век назад. В 90х хорошо жили когда месяцами зарплаты не платили, пенсии не давали, пустые прилавки и хлеб по талонам? Спросите у любого кто их пережил кому плохо и бедно жилось кто голодал? Хоть на этом форуме хоть в жизни. Все будут говорить что они жили то хорошо во кто то другой плохо..Или я не прав и есть тут те кто побирался в 90е?Кого воспитали алкаши и в детстве они вкуснее булки ничего не ели?
     
  12. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    @Professional, ладно... Пусть верят...
    У меня вопрос к Вам по теме.
    Как надо топором ударить по растущей елке, чтобы по ней пошла трещина?
    p. s. Про то, что дело происходило в барских лесах не вспоминаем. Портить барские деревья - особое удовольствие.
     
  13. andrey2147
    Регистрация:
    10.10.11
    Сообщения:
    868
    Благодарности:
    247

    andrey2147

    Живу здесь

    andrey2147

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.10.11
    Сообщения:
    868
    Благодарности:
    247
    Адрес:
    Пермь
    Я вот свежеспиленный брус 150х150 из ёлки укладывал в стену из бруса (строил дом),(а он после месяца лёжки на солнце пошёл винтом) так вот я его пытался выпрямить, а он лопнул: щель по диагонали - сегодня посмотрел - из дома улица видна.
     
  14. shusha
    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206

    shusha

    Живу здесь

    shusha

    Живу здесь

    Регистрация:
    28.11.11
    Сообщения:
    24.628
    Благодарности:
    41.206
    Адрес:
    Москва
    @andrey2147, я спрашиваю о живом дереве.
     
  15. 8k84r
    Регистрация:
    29.11.11
    Сообщения:
    1.501
    Благодарности:
    1.748

    8k84r

    дилетант

    8k84r

    дилетант

    Регистрация:
    29.11.11
    Сообщения:
    1.501
    Благодарности:
    1.748
    Адрес:
    Москва
    Что такое хорошо и что такое плохо у всех разное. Хорошо что у всех про алкашей мнение совпало.
    Тема про избу. Их в России настроено много. Даже если очевидно что предки по об'ективным причинам не чурались никакой работы, в каждой деревне были спецы по разным деревенским делам. Плотники, столяры, печники, конюхи, ...
    В основе экономической модели "натуральное хозяйство". Рассчитывались с работниками частью урожая, медом, салом, ...
    И взаимопомощь была не на последнем месте.
    Ещё одну "байку" расскажу:
    В 39 году случился в деревне пожар, сильный ветер, выгорела целая улица.
    Успели отстроить все к зиме. Работали всей деревней.
    Скажите мне после этого что они плохо жили.
    Сейчас у многих есть все что нужно и не нужно, а такого нет. Это плохо.