1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8/10 7,83оценок: 6

Выбор, эксплуатация и восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем pusikv, 13.03.10.

  1. Sapienz
    Регистрация:
    07.04.12
    Сообщения:
    547
    Благодарности:
    256

    Sapienz

    Живу здесь

    Sapienz

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.04.12
    Сообщения:
    547
    Благодарности:
    256
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Как показывает практика - старый CaCa аккумулятор, отстоявший в буфере 13,9В несколько месяцев подряд, то есть был "полностью заряжен", имел плотность электролита 1,24-1,25 и отдал на КТЦ 32 АЧ. После второй и третьей тренировки по данному методу отдаваемую емкость удалось поднять до около 50 АЧ. Дальнейшие тренировки к росту емкости не приводили (и даже наоборот каждая их них отнимала по 0,5 АЧ). Плотность в конце каждого заряда составляла 1,28-1,29. К постоянному применению этот режим не подходит. А вот для обслуживания аккумуляторов стоящих в авто раз в полгода - самое оно. Меня интересует именно сколько падает на каждой из ячеек, чтобы хотя бы косвенно понимать, сколько должно быть. Как индикатор того, что все ячейки прореагировали и подтянулись, без вскрытия и замера плотности.
    Эта процедура была проделана с двумя аккумуляторами из авто. Один аккумулятор CaCa. Второй гибридный. На первых двух циклах наблюдался нагрев аккумулятора на этапе зарядки выше 14,2В и до окончания. На третьем цикле нагрев уже слабо выражен. Картина приблизительно одинаковая для обоих аккумуляторов. На очереди еще два CaCa.
    Я тут несколько лет назад занимался всякими "изысканиями" в сфере восстановления СаСа аккумуляторов. Моя ошибка заключалась в том, что все манипуляции я пытался проделать при зарядном напряжении не более 14,1В (максимум который можно было накрутить на моем заряднике Орион). Вместо этого нужно было просто следовать рекомендациям производителя и заряжать их зарядниками которые могут не менее 16В. А методы восстановления описанные в интернетах прямо или косвенно дают возможность аккумулятору нагнать плотность повышенным напряжением.
     
  2. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    16V и плотность повышает (а как иначе то коли вода интенсивно выкипает повышая концентрацию кислоты) и что немаловажно выравнивает по уровню заряда ячейки внутри аккума. Ячейка\ячейки что отставали продолжают заряжаться в то время как заряженные тратят излишки заряда на кипение (точно так же самовыравниваются металгидридные сборки - одни ячейки ещё заряжаются другие уже во всю греются). Это и есть та самая балансировка кипением за которую некоторые ратуют. Но она подходит для обслуживаемых АКБ в которые можно долить электролит после его выкипания.
     
  3. Sapienz
    Регистрация:
    07.04.12
    Сообщения:
    547
    Благодарности:
    256

    Sapienz

    Живу здесь

    Sapienz

    Живу здесь

    Регистрация:
    07.04.12
    Сообщения:
    547
    Благодарности:
    256
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    В наливных свинцовокислых процесс повышения плотности в конце заряда связан не с выкипанием все таки. И единственным показателем заряженности наливной свинцовокислой аккумуляторной батареи является плотность 1,27-1,29 на каждой ячейке. Проблема в том, что у свинцовокислых CaCa при использовании общераспространенных ЗУ с напряжением 13,9-14,5 - плотность не повышается выше 1,24 сколько бы они ни стояли на зарядке. А это значит что они недозаряжены. И их срок службы в альтернативной энергетике составляет год-два. Я решил проверить как изменится ситуация если периодически их кипятить, выбирая меньшее из двух зол. Проверим где они быстрее умрут - на кипятилке или в сульфатации.
    Необслуживаемые наливные по словам аккумуляторщиков имеют повышенный уровень электролита для компенсации выкипания на всем сроке службы. Так что их кипятить тоже можно. Еще не ясно отчего они вперед умрут от жажды или от недозаряда. Я потому и пытаюсь дельту падения напряжения вычислить - чтобы свести кипятильник к минимуму. Меня даже больше не газовыделение заботит как таковое, а окисление решеток при электролизе. Хотя надо сказать что от начала падения напряжения до -0.15 проходит всего минут 20-30. То есть процесс довольно резкий. По сравнению с остальным временем заряда с пузырями - не слишком продолжительный.
    Кипятить другие типы свинца я не предлагаю. Они заряжаются обычным образом и таких танцев не требуют.
     
  4. bigfatguy
    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4

    bigfatguy

    Живу здесь

    bigfatguy

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4
    Подскажите, а кто ни будь зарядником Кулон 912 (или похожим) пользуется? Вопрос по его верной настройке в соответствии с требованиями производителя аккумулятора.

    В инструкции от аккумулятора Exide AGM 95Ач (оригинал в приложении) указано:

    D1. Зарядка: сначала заряжайте при 10-20A постоянным током до 14,4 В; затем регулируемым напряжением на 14,4 В без ограничение тока до падения тока ниже 2% номинальной емкости; окончание при постоянном токе
    2% номинальной емкости в течение 2 часов. В течение всей
    зарядки, температура батареи не может превышать 50 ° C.

    D2. Плавающий заряд только для стационарных: Применить
    плавающее напряжение 13,8 В в течение всего
    время зарядки и рассмотреть возможность применения D1 один раз
    в месяц. Никогда не применяйте этот метод при глубокого разряженной
    батарее.

    D3. Быстрая зарядка только для чрезвычайных ситуаций: используйте
    макс. ток 50% от номинальной емкости в периоде менее 1 часа. Во всех случаях напряжение должно быть ограничено максимум 15 В. Никогда не применяйте этот метод для глубоко разряженных батарей.

    D4. Восстановление после глубокой разрядки. когда
    напряжение аккумулятора ниже 12,1 В, действуйте как
    описано в D1, но продлить общую продолжительность для
    шаг один и два до 48 часов. Во время зарядки,
    температура батареи не может превышать 50 ° C.


    Т. е. получается кроме тока и напряжения надо отслеживать еще и продолжительность зарядки? Там, где не оговорено напряжение оно должно быть не более 14.4в или все таки 14.7в?

    Какие настойки (предзаряда, основного заряда и окончания заряда) на Кулон-912 должны быть для соответствия этим требованиям?

    Предзаряд
    напряжение окончания - 12.1в
    Максимальный ток в импульсе - 10А
    Макс. напряжение в предзаряде не ограничивается?

    Основной заряд
    макс. напряжение - 14.4в
    напр. снижения тока - 14.4в
    макс. ток - 10А

    Окончание заряда
    ток - 2А


    Временные рамки (окончание зарядки через 2 часа при токе не более 2% от емкости), как это требуется в инструкции от АКБ, задать нельзя?
     

    Вложения:

    • exide.jpg
  5. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Предзаряд это если не ошибаюсь заряд глубоко разряженного аккума (в релаксе менее 12V).. если Вы свой так не высаживаете то этот пункт можно не рассматривать.

    Если аккум исправен и не имеет сильного саморазряда то при продолжении после этих 2ч он будет стремиться к нулю. Как по мне в мануале имеется ввиду, что после 2х ч. при токе 0,02С аккум считается полностью заряженным и его можно снимать с заряда.
    Вся беда классических автозарядников в том, что они имеют только СС-СV и не умеют переводить заряд в 3ю стадию типа буферного режима с поддержанием 13,6-13,8V. В итоге при 14,4V и токе даже 0,5А будет происходить выкипание электролита. Это не есть хорошо потому и рекомендуется снимать аккум с заряда.
     
  6. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Вымпел-55. Повторяю в сто тридцать шестой раз. Ногами не пинать. :)]
     
  7. Мax94
    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    16.759
    Благодарности:
    6.672

    Мax94

    ·

    Мax94

    ·

    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    16.759
    Благодарности:
    6.672
    Адрес:
    Калининград
  8. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    дык вопрос то был применительно к Кулону, а он то как раз представитель "классических"..
    а то я как пример приведу свой любимый ISDT :)]
     
  9. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    А написали то про беду классических автозарядников. Вымпел-55 самый что ни на есть классический автозарядник. ;)
    Кстати, в 912-ом Кулоне тоже можно настроить переход на буферное напряжение. Не по времени и не по току, конечно, но можно. То есть он не будет постоянно лупить 14.4В, как классические автозарядники. А вполне себе уронит напряжение до классических 13.6В (параметр регулируется) после цикла заряда и будет его там держать.
     
  10. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    а вот это то я не глянул. поумнели Кулоны с момента моей покупки 915д :aga:
     
  11. bigfatguy
    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4

    bigfatguy

    Живу здесь

    bigfatguy

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4
    http://balsat-msk.ru/doc/Kulon912.pdf_ (удалить в конце _, т. к. просит загрузить как вложение в сообщение, а размер вложения ограничен)

    но все равно не ясно, заряжать 10-20А до достижения 14.4в на батарее - а каким напряжением? расходятся мнения, где-то 14.7, где-то 14.4...

    p. s. думаю все таки, что лучше, взять кулон 912 или ctek mxs 8?
     
  12. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Заряжают не напряжением, а током. А вот до какого напряжения - указано в паспорте на Ваш аккумулятор.
     
  13. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Девятьсот двенадцатый изначально умным был, таковым всегда и позиционировался. А те, что попроще, так тупенькими и остались. С простейшим CC-CV даже без регулировки конечного напряжения.
     
  14. bigfatguy
    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4

    bigfatguy

    Живу здесь

    bigfatguy

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.02.18
    Сообщения:
    147
    Благодарности:
    4
    Зачем тогда в настройках выставляется "максимальное напряжение"?
     
  15. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    4.923
    Благодарности:
    3.028
    Адрес:
    Почти Москва
    Затем, что бы не перезарядить аккумуляторы. Это как планка, как барьер, за который ЗУ не должно выходить и около которого должно начать снижать ток для удержания напряжения на данном уровне.