1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8/10 7,83оценок: 6

Выбор, эксплуатация и восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем pusikv, 13.03.10.

  1. Черномор93
    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511
    Адрес:
    Анапа
    Я ж пишу про нормальные заряженные, а не про старье с неизвестной историей. Там может у Вашего приятеля никакой емкости уже не осталось. Тут же WatchCat пишет, про "два практически новых тюменских автомобильных аккума по 100ач... У двух моих вышеупомянутых тюменских сейчас вообще 12.48 на обоих одинаково. Последний раз заряжал (до упора) в конце октября"
     
  2. WatchCat
    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775

    WatchCat

    домохозяин

    WatchCat

    домохозяин

    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775
    Адрес:
    Пос.Красный Остров -Лен.обл-
    Сколько ни мерял, что свои что чужие - больше 12.7 не попадалсь. Естественно, имеется в виду после "отстоя".
    Кстати, можно найти ареометр и померить плотность электролита. Только вот неизвестно какая там исходно была.
    Разве что померить, зарядить до упора и еще раз померить.

    Вот не уверен. А что если в результате зарядный ток на каждый аккум окажется настолько малым что аккум не будет заряжаться? Такое может случиться если зарядный ток окажется равен саморазряду. Да, при этом акум не будет садиться дальше, но ведь и заряжаться не будет. А надо чтобы за день набрал то что из него скушали ночью.
    А за вечер и ночь я летом до 0.5 кВт*ч скушать компами и музыкой могу. Хотя конечно по возможности стараюсь потреблять электричество днем когда оно и вырабатывается. А ночью использовать самый маложручий комп (20 Вт).
    Но бывает что и другой нужен, который 45-50 ватт кушает.

    С этим безусловно согласен. Но это про разряд. А я - про заряд.

    Я такого не допускаю. У меня не просто так 18 панелей на сарае - в результате имеющиеся три аккума (обычные автомобильные) заряжаются полностью даже если на улице идет дождь. В зависимости от толщины туч зарядный ток при этом 10-15А в середине дня. Именно на возможность зарядки под дождем я свою систему и расчитывал. В летнее время естественно, когда солнце выше деревьев (даже если и за тучами). Ибо дождь в околопитерском климате - это основной вид летней погоды. Да и электричество для компов больше всего нужен именно тогда когда сидишь дома из-за дождя.
    А зимой регулярно заряжаю акумы генератором на пропане. Если мало съел электричества - то через день, если много - то каждый день. Типично хватает примерно четырех часов работы генератора при зарядном токе 18А.
     
  3. Osolemio
    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Osolemio

    Живу дома. Сюда захожу

    Регистрация:
    31.05.14
    Сообщения:
    6.026
    Благодарности:
    2.920
    Адрес:
    Минск
    От температуры еще зависит. Свежие АГМ могут и 13.2 после отстоя иметь. Мои летом приезжали с завода (через поставщика) - 13.1 вольт на каждой было. Как раз было порядка 23-25 градусов. Т. е. оптимальная температура.
     
  4. Черномор93
    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511
    Адрес:
    Анапа
    Ну Ок, 12,7 тоже может быть, смотря что за аккум, может в стартерных действительно 12,7 это норма. Я в основном имею дело с гелевыми и AGM.
    Плюс действительно смотря какая температура была при измерениях. Плюс еще и время "отстоя" не известно. Одно дело измерять через сутки после заряда, другое через пару месяцев.
    Если взять обычно принятый минимальный ток заряда - 0,05С и отталкиваться от Вашего тока с контроллера - 10А, то получается массив акумов в 200 Ач.
    Но АКБ зарядится и меньшим током, моя проверка зарядного тока в ИБП конечно не претендует на научность, но АКБ стоит там под напряжением 13,75В и поддерживающим током максимум 20 мА (0,003С). Т. е. для компенсации саморазряда хватает тока в 16 раз меньше, чем 0,05С. Получается, что можно с успехом применять ток и 0,01С, что запросто компенсирует саморазряд, и позволит увеличить массив АКБ уже до 1000 Ач.

    Тут главное позволяет ли погода Вашей солнечной системе загнать за день в АКБ эти 0,5-1 кВтч. Неважно какой при этом будет зарядный ток. на каждый АКБ
     
  5. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Добавлю и я свои 5 копеек про недавнее общение с аккумуляторным мусором.
    Начну издалека - Так случилось что удалось на майские вырваться к родителям в деревню в Тульскую губернию где уже 5 лет на крыше уличного ватерклозета устанавливаются 2*10вт солнцепанельки для внутреннего и внешнего освещения этой самой кабинки. И все эти годы в начале лета я привозил новые (лучше сказать другие, так как они тож 3-4 году БУ из ИБП) аккумуляторы, так как солнцепанели с контроллером на зиму батя снимает, а аккумы так сортире и зимуют. И по весне они превращаются в тыкву :aga: перед закрытием сезона панели снимают, а освещением ещё продолжают пользоваться и в зимовку они уходят разряженными :mad:.
    И надож такому случиться, что в этот раз я как тот самый сапожник оказался без сапог. Под рукой не оказалось вообще никаких аккумов которые можно отвезти к родителям.
    Но таки за 3 дня перед отъездом в одной из аппаратных на полу нашёл склейку из 2х BB Battery 9а*ч которые 2 года служили подпирателем двери. Напругу НРЦ они показали 12,4V. Поставил на разряд и эта пара выдала героические 2а*ч (из штатных 18) :ogo:. В следующий заряд приняли 3,7а*ч. На стадии CV при 14,4V никаких звуков кипения не прослушивалось и было принято волевое решение залить их дистиллятом. Вкатил в каждую ячейку по 10мл, дал отстояться и поставил на разряд током 0,5А. И выдали они на гора уже 7,8а*ч. При следующем заряде приняли 8а*ч и в таком виде их и отвёз в деревню. Следующий раз там буду в начале августа и обязательно проведу КТЦ с замером выдаваемой ёмкости так как оооочень интересно раскачает их солнышко ещё или добьёт окончательно.
     
  6. Мax94
    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    16.761
    Благодарности:
    6.673

    Мax94

    ·

    Мax94

    ·

    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    16.761
    Благодарности:
    6.673
    Адрес:
    Калининград
    Это проблема заряжающего (оператора), а не зарядного (гены или СП/ВГ).
     
  7. WatchCat
    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775

    WatchCat

    домохозяин

    WatchCat

    домохозяин

    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775
    Адрес:
    Пос.Красный Остров -Лен.обл-
    Летом - надеюсь что позволяет. Всё же 18 панелей на сарае лежат.
    Надо бы выбрать типичный пасмурный день, подключить вместо аккумов лампочку (или совсем убитый аккум который не заряжается а только поедает ток) и посмотреть сколько за день насчитает контроллер от света серых тучек. Сегодня вот в пять вечера 11 ампер панели выдавали когда я музыкой таки ухитрился просадить аккумы до выхода из float в режим зарядки. Так-то они обычно сейчас с утра уже в float стоят и почти ничего не потребляют - соответственно возможную выработку панелей не оценить.
    Но пришлось очень стараться - четыре колонки S90 и соответствующий усилитель на китайских микросхемах :)
    Впрочем - через полчаса после выключения музыки аккумы встали обратно в float. Может даже и раньше, просто я через полчаса это заметил.
    Если получится померить количество вырабатываемой энергии в типичный пасмурный день то исходя из этого можно решать сколько аккумов поставить. Например исходя из того чтобы количество "перекачиваемой" через аккумы энергии за сутки было около трети от их паспортной емкости - как тут и рекомендуют опытные товарищи.
    По косвенным предположениям получается что мне нужны еще два таких же тюменских аккума по 100ач как у меня "очереди ждут". То есть в сумме 400ач паспортной емкости. Главное - договориться с хозяином ближайшего автомагазина чтобы точно такие же аккумы привез. Потому как тащить их откуда-то издалека мне не на чем. Автомобиля у меня нет, а на лодке до Питера часов 12 отсюда идти, и то не факт что мотор выдержит полсуток непрерывной работы.
     
  8. WatchCat
    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775

    WatchCat

    домохозяин

    WatchCat

    домохозяин

    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775
    Адрес:
    Пос.Красный Остров -Лен.обл-
    Сегодня наиболее типичный для нашей местности серый день но без дождя.
    В полдень померил на что способны панели - оказалось 224 ватта или 16.8А зарядного тока.
    Это без видимого на небе солнца, от равномерного света тучек.
    Даже до ограничения тока в контроллере (20А) не добралось.
    Но зато это электричество поступает ежедневно, по расписанию, просто потому что ночь сменяется днем, не важно каким.
    Можно предположить что в светлое время года я могу расчитывать в среднем примерно на полтора-два киловатт-часа энергии в сутки. В мае-июне ближе к двум, в августе-сентябре ближе к полутора.

    Еще я произвел эксперимент с зарядкой ранее упомянутых двух аккумов. Один заряжал током 5А - к сожалению задремал, а когда через три часа пошел посмотреть - напряжение было 15.7 вольт, после чего я зарядку выключил так как для меня очевидно что выше оно уже не станет при таком токе и таком состоянии аккума, а светлое время суток с халявным электричеством уже заканчивалось.
    Сегодня заряжал второй, током как и положено 10А (одна десятая от емкости). Не поленился перенастроить зарядник.
    Через час пошел смотреть - напряжение 16.1 вольт. Уверен что больше расти не будет, но на всякий случай полчаса еще подожду, благо электричество халявное с неба поступает.
    То есть получается что стоя в сарае с ноября по середину мая - аккумы саморазрядились процентов на десять всего лишь.

    Напомню, что аккумы практически новые. Они вообще не работали по назначению, лишь лежали где-то на складах по причине отсутствия бухгалтерских документов на них как мне по секрету сказал хозяин магазина, продавая их мне без чека и гарантии. Так как он спросил моего согласия то я не считаю это каким-то не честным действием, зато цена была ниже (я бы еще парочку таких купил если бы были).

    P. S. (добавлено спустя полчаса): Напряжение на аккуме упало с 16.1 до 16.0 вольт при протекании всё того же тока 10А. Не иначе как исправилось слегка подросшее за время стояния внутреннее сопротивление.
    Нашел ареометр, залез в одну из банок второго аккума. Показало 1.23. Температура в сарае +11.5
     
    Последнее редактирование: 14.05.19
  9. Черномор93
    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Черномор93

    Живу дома, здесь учусь

    Регистрация:
    22.08.14
    Сообщения:
    1.770
    Благодарности:
    511
    Адрес:
    Анапа
    Это совсем не факт. Стоя долго в полуразряженном состоянии аккумуляторы сульфатируются, теряют емкость и при последующем заряде очень быстро выходят на высоченное напряжение. А при последующем разряде быстро сваливаются до минимума.
    Чтобы понять сколько в них осталось емкости надо сделать контрольный разряд, до напряжения, скажем, 11,5В нагрузкой от 5А.
     
  10. WatchCat
    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775

    WatchCat

    домохозяин

    WatchCat

    домохозяин

    Регистрация:
    31.12.10
    Сообщения:
    3.550
    Благодарности:
    2.775
    Адрес:
    Пос.Красный Остров -Лен.обл-
    Потеря емкости и саморазряд имеющейся емкости - это всё же разные явления.
    При саморазряде напряжение падает, а потерявший значительную часть емкости но заряженный и "отстоявшийся" пару суток аккум вполне может иметь свои 12.7 вольт напряжения разомкнутой цепи.

    Бегать в сарай каждый час (и ночью тоже) чтобы не прозевать именно 11.5в мне пока что Лень. А если разряжать инвертором то он отключится при 10.5. Во всяком случае про него так написано, а когда реально - я не проверял так как не высаживаю настолько свои аккумы.
    Интересно - китайцы уже сделали какой-нибудь приборчик для автоматического тестирования больших аккумов?
    Я такой только для мелких литиевых банок у них видел в продаже.
     
  11. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Да ZKE делает... Но цена не понравится :) и это при том, что чарджер подключается внешний.

    А если просто дисчардж с подсчётом слитого то всё куда бюджетнее.
     
    Последнее редактирование: 14.05.19
  12. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.212
    Благодарности:
    15.198

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.212
    Благодарности:
    15.198
    Адрес:
    Новая Москва
    При больших токах такое напряжение не страшно.
    Плохо такое только при маленьких токах
     
  13. FrendFazer
    Регистрация:
    14.11.13
    Сообщения:
    570
    Благодарности:
    117

    FrendFazer

    Живу здесь

    FrendFazer

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.11.13
    Сообщения:
    570
    Благодарности:
    117
    Я с некоторых пор перестал делать контрольные разряды, вместо них завел китайский приборчик, который по какому-то своему внутреннему алгоритму измеряет внутреннее сопротивление и за тем пересчитывает его в пусковые токи. Собственно это внутреннее сопротивление для меня и является главным ориентиром здоровья акка.
     
  14. VoronNew
    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924

    VoronNew

    Живу здесь

    VoronNew

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.03.13
    Сообщения:
    11.641
    Благодарности:
    6.924
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Берём подушатанный жизнью и работой в ИБП 9а*ч скажем ИИ Battery у которого паспортное сопротивление 20mOm, а реальное скажем 50... Вкачиваем кубиков по 5 дистиллята в каждую ячейку. И тттааадааммм! получаем 14mOm (а то и меньше)..
    А ёмкость то вернулась после этой процедуры? Вот тут https://www.forumhouse.ru/posts/24005775/ я проделал эту самую процедуру и сопротивление по YR1030 (Вы же про него?) показывают идеальное, а вот с ёмкостью пока проблемы (а может и не пока).

    Потому замер сопротивления это нечто типа "экспресс диагностики" причём для аккума история которого известна с самого начала. А вот с "на ходу, состояние идеальное, 3 и более хозяина" я бы поостерёгся полагаться только на сопротивление.
     
  15. FrendFazer
    Регистрация:
    14.11.13
    Сообщения:
    570
    Благодарности:
    117

    FrendFazer

    Живу здесь

    FrendFazer

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.11.13
    Сообщения:
    570
    Благодарности:
    117
    @VoronNew, Вы же там сами пишите, что емкость выросла.
    Я, конечно, не силен в электрохимии, но внутреннее сопротивление источника напряжения это хороший параметр, который позволяет судить о его здоровье. Конечно этот параметр имеет смысл мерить после некоторого отстоя, убедившись, что нет высокого саморазряда.
    Да, мой опыт основан на общении только со стартерниками, но не думаю, что у других акков что-то принципиально другое. Источник напряжения он и в Африке источник и его внутреннее сопротивление (при отсутствии саморазряда) имхо замечательно его характеризует. Если сопротивление повышенное по сравнению с такими же, но исправными экземплярами, то да, нужна диагностика: стоит с этим экземпляром возится или нет. Сульфатация лечится, а разваливающиеся положительные пластины и плавающий в электролите диоксид свинца (при кипячении) это диагноз смертельный.