1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Во-первых Хошев использует слово НАСТОЯЩЕЙ и берёт его в кавычки.
    Во-вторых, Хошев, раскрывая значение слова ИЗБА, предполагает, что баня в деревянном срубе вполне могла быть во времена древнего Новгорода, т. е. ещё до Рюрика.
    В-третих, о банях Елизаветы и Екатерины Второй я уже писал. Напомню, что Екатерина была бабкой Александра Первого. Так, что вопрос снят.
    Начиная с Николая Первого всё строительство в стране ведётся по единому нормативному документу - "Урочному положению". А в "Урочном положении" есть отдельная статья по устройству паровых бань и печей для паровых бань. Читайте "Урочное положение" - Яндекс в помощь, хотя в одном из разделов нашего форума есть не только прямая ссылка, но и обсуждение отдельных статей "Положения". Кстати, Хошев сравнительно недавно ознакомился с "Урочным положением" - ссылки ему давались.
    Но Лисам это не важно, для них русская баня изобретена Брежневым:aga:, веники вязать научил русских Косыгин. :)]
     
  2. Д-р Борменталь
    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488
    Адрес:
    Коломна
    @Liss1970, Я лично заинтересовался фактом описания русских бань Апостолом Андреем в Великом Новгороде:
    Из книги "Щедрый жар" А. Галицкого: "Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в), этого, можно сказать первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…»
    Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой. «…И возмут на се прутье младое (и) бьют ся сами… И обдаются водой студеною. И то творят мовенье собе а не мученье».
    Во времена, о которых повествует летопись у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V–VI веках.
    А вот своеобразный отклик уральского поэта Алексея Домнина на эти «банные» строки первой русской летописи:
    До надменного Рима добрел он водою и посуху, был у персов и скифов и в гиблых варяжских местах. Но особо скорбел, опираясь на старческий посох, в новгородской земле седовласый воитель Христа: «Видел бани древены. И как их нажарят румяно, от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут, не мовенье творят, а страданье для себя эти люди, забытые богом в глуши»… Так поведал апостол, с него начинались преданья о загадочных свойствах веселой славянской души. А в душе той и вправду ни ржавчины нет, ни смятенья, как румяная баня, она горяча и добра. Так издревле ведется: большую работу затеяв, с чистым телом и помыслом вступают в нее мастера. Век иной на земле и другие заботы и ритмы. Сыновья покоряют неведомый звездный простор, но я в русскую баню вхожу, как входили в молитву, и с березовым веником жаркий веду разговор!"
    Так что вениками пользовались со времен Апостола Андрея.
    А по поводу альтернативной истории можно почитать тут.
     
    Последнее редактирование: 02.07.14
  3. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Ну Вы по кругу.
    Во первых Вы цитируете весьма вольный пересказ с перевода Лихачева. Точный не так звучит.
    Во вторых, то самое место
    спорно. Единственный, дошедший до нас фрагмент в этом месте поврежден, и остальные, не менее маститые исследователи переводят его совсем по другому:
    "И творят не омвенье, но мученье себе". И комментируют: Мол де, не понимал он смысла процедур, откуда латинянину познать глубину бани?
    Так что - весьма спорно и спорно...
    И бесспорно только одно: Были помещения, где можно было мыться. В качестве мыла использовалось что то непонятное. Вероятно, в раствор чего то окунались прутья и с помощью этого мылись. Хлестали ли, или проглаживали - не понятно. Потому что, к примеру, щелоком себя хлестать - черевато последствиями.
    Ну и опять таки, из этого фрагмента ясно что в бане мылись. Ни про какие "кондиции и традиции" выводов сделать нельзя.
    Тем более, мы так и не знаем, что, к примеру, Палеха называет "Русской Баней". И он откажется сформулировать. потому что прекрасно понимает, что сразу начнется срач производителей печей и активистов. Т. к. каждый считает, что то, что он построил - и есть самая настоящая РБ.
     
  4. Д-р Борменталь
    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488
    Адрес:
    Коломна
    Из серых клеточек (и из книг Ю. М. Хошева). А Вы откуда берёте?
    Кто начал вешать термометры в банях? Кто разделил баню на парную и моечную? Почему это было сделано? Для чего вообще стали исследовать эти кондиции?
    @Liss1970, Вы правы во многом. Но к чему весь этот Ваш порыв к разоблачительству "корифеев"? Может быть чужие лавры покоя не дают? Вы "борец за правду"? Лучше почитайте альтернативную хронологию А. Фоменко и Г. Носовского. Я выложил для удобства все книги здесь.
    Думаю, после прочтения Вы поймете, что всё, что Вы изучали по истории Древней Руси и Руси средних веков - возможно выдумка немецких учёных-историков:
    ШЛЕЦЕР Август Людвиг (1735–1800) — немецкий историк, филолог; на русской службе с 1761 по 1767 годы. С 1769 года — иностранный почетный член Петербургской Академии Наук (поскольку вернулся в Германию в 1768 году). См. [50], с. 1511. Он был первым, кто стал заниматься изучением ПОДЛИННИКА нашей старейшей Радзивиловской летописи, то есть знаменитой «Повести временных лет», том 2, с. 7.
    МИЛЛЕР Герард Фридрих (1705–1783) — немецкий историк. В России — с 1725 года. «Собрал коллекцию КОПИЙ (а куда делись оригиналы? — Авт.) документов по русской истории (так называемые портфели Миллера)», с. 803.
    БАЙЕР Готлиб Зигфрид (1694–1738) — немецкий историк, филолог, член Петербургской академии в 1725–1738, «основоположник антинаучной норманнской теории».
    Правда был ещё ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686–1750) — русский историк, государственный деятель. В 1720–1722 годах и в 1734–1737 годах управлял казенными заводами на Урале, в 1741–1745 годах — астраханский губернатор [50], с. 1303. Но, как выясняется, что именно писал Татищев, да и вообще — писал ли он о русской истории, — дело темное.
    Зачем исказили историю Руси? Народ, который не знает своей подлинной истории, лишён корневого стержня.
    "Просите - и дано вам будет, ищите - и найдете, стучите - и откроют вам..."
     
  5. Д-р Борменталь
    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Д-р Борменталь

    Доктор я

    Регистрация:
    01.11.09
    Сообщения:
    1.766
    Благодарности:
    4.488
    Адрес:
    Коломна
    Замечаю! И стараюсь создать новое - строю баню по Маслову (керамический пол и стены) и Хошеву (с массивным деревянным потолком), с печью "Скоропарка", создающую мягкие паровые режимы в автоматическом режиме, причем очень быстро! И уже изведал это на своей шкурке, и мне очень понравилось! И писал уже не раз, что баня по-чёрному - это адский труд. Но в условиях, когда помыться больше негде, приходится идти и на это. Сейчас ведь на телегах редко кто ездит...
    Но это, надеюсь, тоже войдет в историю русской бани, поскольку по итогам строительства и начала эксплуатации обязательно отпишусь. А потом ещё постараюсь пригласить корифеев для оценки качества бани.
     
  6. Evgeny-M
    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704
    Адрес:
    Пенза
  7. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Картинко на не злобу дня.
    image.jpg
     
  8. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Интересно! И на основании чего Вы пытаетесь разобраться? Поделитесь? А то я ничего найти не могу, адепты ничего не говорят, и вывод как то сам собой получается - не было никакой парной РБ. Мыться - мылись. И все.
    А вот и зря! Странно Вы историю РБ изучаете.

    Тысячелетняя история веника - имеется, вполне себе описанная авторитетными, проверямо-перекрестными и прочими контекстно сверяемыми источниками. Веник использовался издревле. Как приспособление для мытья. В раствор окунался и пошел себе охаживать. Три типа раствора известно. И есть еще совершенно уникальное упоминание веника в бане Екатерины В. Как опахала после бани.
    Вот только ни о каких "парных" процедурах нигде не упоминается.
    Веник и раствор - древняя замена мочалке и мылу. Только и всего.
    Ни в чем Вы меня не уличили. :aga: Вы просто не поняли назначение веника в РБ.
    Веник очень давно используется в РБ. Но не для паренья, а для мытья.
     
  9. Evgeny-M
    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704
    Адрес:
    Пенза
    Небольшой перепост Хошева из моей темы про Смарт.
    Для сведения.
     
  10. Evgeny-M
    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704
    Адрес:
    Пенза
  11. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    В этой теме Юрий Михайлович связал происхождение русской бани с солеварнями. И похоже, что он очень близок к истине. На южных берегах озера Ильмень жило словенское племя русь, так они называли сами себя. Занимались они варкой соли, которую продавали соседям - словенам, фино-уграм. Соседи называли русов варягами (варили соль). Этот социум среди других славян выделялся богатством, устойчивой социальной организацией, развитыми торговыми связями, наличием охранных дружин, более качественными судами. После смут 860-862 годов новгородцы пригласили на княжение князя варяг-русов Рюрика с братьями Синеусом и Труволом. Подробнее у историка Анохина https://janaberestova.narod.ru/anohin.htm.
    Для нас важно следующее. Если восточные славяне мылись в избах у русской печки, то в новгородских землях баня была отдельным (нежилым) строением со сводчатой печью. У русов таким строением были солеварни, где всегда была горячая вода (или её можно было легко согреть). Очевидно, что работа солевара предполагает частое мытьё, поэтому мытьё в солеварнях у них вошло в обыденность. Интересно, что в солеварнях использовались железные котлы (жаровни). При распространении бань новгородского типа - курная изба со сводовой печью - конструкция печи упрощалась, воду стали нагревать не в котлах, а в бадьях раскалёнными в печи камнями. Распространению бань новгородского типа по другим русским землям способствовали Владимир Мономах, Александр Невский.
     
    Последнее редактирование: 07.08.14
  12. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Круть! Чистая фантастика в стиле "космическая опера".
    Зачем солеварный котел в помещение затаскивать? А? Смысл какой?
    Что бы потом было неудобно туда раствор подавать?
    Сообщаю - солеварный котел ставится в 1-2-3 метра от источника раствора. Просто потому, что таскать легче. И сидеть рядом с ним не надо. Раз в несколько часов дрова подбрасываются. И никаких "сверхзагрязнений" там тоже нет.

    Сводчатые печи на Руси появились в 13хх годах. А до крестьян они дошли вообще в 16хх годах.
    И точно не в банях! Дорого было для 99,8% населения нормальную печь в бане сложить. Черной баней обходились.

    Ну и выводы из придуманного "факта" тоже поражают. Придумать одно - и вперед, на основание придуманного фигачим еще придумок.
    И как дяденьку с "народ.ру" назвал - "историк".

    В банях на Руси - мылись. И все. Никаких "кондиций и традиций" - не было. Веник использовался как замена мочалки.
     
  13. Shkrapovi
    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095

    Shkrapovi

    Васятка

    Shkrapovi

    Васятка

    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095
    Адрес:
    Челябинск
  14. Haibabal
    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179

    Haibabal

    Живу здесь

    Haibabal

    Заблокирован

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179
    Так кто-нибудь наконец распишет по пунктам, как парились в истинно русской бане (последовательность действий, режим) и почему (исторические источники или иное обоснование)?
     
  15. Стрелец 1973
    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618
    Адрес:
    Люберцы.
    Напоминаю название темы: История русской бани. Дальнейшие разговоры о пользе и вреде банных процедур ведем здесь