1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Haibabal
    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179

    Haibabal

    Живу здесь

    Haibabal

    Заблокирован

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179
    да уж, очень интересная тема по ссылке ;) кладезь мудрости прямо-таки...

    так что по ИСТОРИИ русской бани? ИСТОРИЯ предполагает знания о тех самых "режимах" или нет?
    про пользу/вред не говорим, бо это индивидуально.
    но раз исторически сложилась некая конструкция бани (какая кстати?) то и определнные режимы должны были сложиться просто в силу этой конструкции, вы не находите?

    пример: у меня в бане стоит печка металлическая с высокой конвекцией, я закидываю туда дрова, и через час получаю температуру под 100 и сухой воздух.
    я этого не хотел и не создавал таких "кондиций" - но в силу конструкции печки они создались сами :)

    так вот, почему-то считается, что традиционно "русской" является баня по-черному с огромным массивом открытых камней и без дымохода. какие "кондиции" там можно было создать? какой нафиг "легкий пар", о ктором говорят современные мастера?

    имхо, никаких особых фантастических режимов кроме просто прогрева помещения и нагрева воды такая конструкция не в состоянии создать. что наводит на мысль о чисто хозяйственном (помывочном) назначении "истинно русской" бани. к такому же заключению приходит Ю. Хошев в своей статье.

    следовательно, ИСТОРИЧЕСКИ все эти "режимы", "легкий пар", "традиции парения" итд. являются продуктом последних десятков лет, не более.
     
  2. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
  3. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Вот этот?
    Да, это ответ. Исчерпывающий. :aga:
    А может попробуем в теме " История Русской Бани" собрать свидетельства и доказательства "традиций и кондиций"?
    А то, после натурного эксперимента Миша Миша - как то все в один момент развалилось - и традиции, и кондиции.
    Но я понимаю:aga: - "гранаты не той системы", щели, баня не такая как была у крестьянина в 15 веке... Без теплых полов, без "канадской рубки".:aga:
    Ну так давайте и соберем, свидетельства о том как парились (если парились).
    А пока - мылись в бане. А если и парились, то точно не так как сейчас. Просто, в силу физических ограничений. Т. к. получается, что основной режим курной (черной) бани - температура 70 градусов, влажность 15-20%.
     
  4. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Дык натурный эксперимент Миша Миша как раз таки обратное говорит. :aga: В течении 2 (двух) часов после протопки, поднять влажность выше 15-20% не удалось. И режим был 90 градусов и менее 15% влажность. А это как раз ближе к сауне. и в свете этого, Ваше утверждение:
    звучит совсем по другому. :aga:
    Ну одно ясно, режимы в исконно Русской Бане не имели ни чего общего с теми, которые есть сейчас.
    В полном соответствии с исследованиями Хошева Ю. М.
    А стало быть говорить об их "целительной силе" как минимум не корректно - нет данных. Им (современным режимам) лет 50 от силы.
    Вообщем то, спор окончен.
    Результат: Все что называют сейчас "традициями и кондициями" отношения к РБ не имеет. Это все свежепридуманное. Хорошее ли, плохое ли - неведомо. Скорее всего, с точки зрения современной медицины - не полезно.
    Как то так. :pioner:
     
  5. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Ну я же говорил!
    Никому история не нужна! Особенно если она не соответствует выдумкам знатоков "кондиций и традиций".

    Ну постараюсь еще раз повторить:
    По натурному эксперименту Миша Миша - поднять влажность в черной Русской Бане, в первые два часа не удалось. Там был режим приближенный к саунному. 90 градусов и менее 15 % влажности. Подлив 40 литров воды не изменил ситуацию.
    Так понятно?
     
  6. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Нет у Миши-Миши никакой истории. В срубах-закладушках бани не делали. Этот тип строений для сараев. Дырявый сруб с запененными пазами! Если бы баню готовил хозяин, а Миша делал бы замеры, то можно было бы что-то обсуждать. А так это костерок в шалаше и мишин компьютер. :)]
     
    Последнее редактирование: 14.11.14
  7. Evgeny-M
    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Evgeny-M

    Живу здесь

    Регистрация:
    23.05.11
    Сообщения:
    16.372
    Благодарности:
    16.704
    Адрес:
    Пенза
    Есть История! И Миша серьезный исследователь.
    Он 2 (Два) часа сидел при 90 на 15 процентов и самоотверженно мылся. Этот подвиг достоин уважения.
     
  8. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вот на факты и обратили внимание! Я у себя такой сруб из осины забраковал для бани. Такой сруб не может держать пар. На северо-западе, откуда и пошли бани, в закладушках даже скотину не держали.
     
  9. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Оно?
    9e5OE9NUadE.jpg
     
  10. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Дык ссылка на тему Миша Миша - на предыдущих страницах. Наверно будет не правильно повторять ее? :faq:
    Опять же, "знатокам" гораздо удобнее. :aga:
    Они сейчас "типа юмором" зафлудят с пяток страниц, потом сделают честные, благородные лица, и пойдут дальше придумывать про "традиции и кондиции". :pioner:
    Факты:
    Исторических свидетельств подтверждающих "традиции и кондиции" - нет.
    Черная РБ давала совсем другие режимы.
    Есть группа граждан, большинство из которых как то связаны с околобанной индустрией, которые придумывают "историю, традиции и кондиции" под конкретный, сиюминутный интерес.
     
  11. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Проверьте, я ничего не изменил?
    Но вам, фантазерам - это же совершенно не важно. Сейчас и Хошев будет обьявлен врагом.
     
  12. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Немножко из услышанного:
    Банька по-черному где-то в глубинке. без входных дверей, стоит на косогоре у речки\озера, сделан подлаз под стеной, пролезаешь и попадаешь прямо в баню. Во время парки\порки\мойки \кому как нравится\ вход-дырку заваливали сеном или ветками.
    Бабулька вспоминала одна, увидев баню по-черному: ее рожали в такой бане. И в этих банях у них не было даже окон, просто волок в стене и землянные полы. У кого стоял чан, те считались счастливыми и богачами). На пол стелили ельник. Ее дед, после бани развешивал травы и когда баня просыхала, сжигал их. \какие не знаю\ Ессесно парились вениками.
     
  13. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.859
    Благодарности:
    3.303
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    yF35B0FRxDw.jpg
    Заметил, что многие норм люди, после бани могут себе позволить.
     
  14. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Утеряно... Жаль.
    А вот тут уточните! :aga: Именно парились? Так же как сейчас? Или по Геродоту и прочим источникам - макали веник во что то и использовали как замену мыла и мочалки?
     
  15. snik
    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772

    snik

    просто любитель

    snik

    просто любитель

    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772
    Адрес:
    Хабаровск
    @Liss1970, в самом первом исторически известном упоминании о бане, ясно сказано.
    Бьют себя, а не моются вениками и растираются. :aga:
    Версия замены веником мыла и мочалки вполне вероятна на мой взгляд, но только после того как
    "ПОБЬЮТ" себя вениками. Рассказ апостола Андрея Первозванного о русской бане, приведенный в летописи «Повесть временных лет».

    Это наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Традиция приписывает авторство «Повести временных лет» монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, жившему в XI начале XII веках.

    Итак, читаем:

    Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.

    А вот как этот текст выглядит на старославянском:

    Ӕкоже ркоша. Андрѣю оучащю в Синонопии. пришедшю єму в Корсунь. оувидѣ ӕко ис Коръсунѧ близъ оустьє Дьнѣпръскоє. и въсхотѣ поити в Римъ. и приде въ оустьє Днепръскоє и ѿтолѣ поиде по Днѣпру горѣ. и по приключаю И. приде и ста подъ горами на березѣ. и заоутра въставъ рече к сущимъ с нимъ оученикомъ. видите горы сиӕ. ӕко на сихъ горахъ въсиӕєть блгд̑ть Бж҃иӕ. имать и городъ великъ быти. и цр҃кви мьногы имат̑ Бъ҃ въздвигнути. и въшедъ на горы сиа и блгс̑ви ӕ. и постави крс̑тъ. и помолився Бу҃. и слѣзе съ горы сеӕ. идеже послѣже быс̑ Києвъ. и поиде по Днѣпру горѣ. и приде въ Словены. идеже ннѣ Новъгород. и видѣвъ 1 люди ту сущаӕ. какъ ихъ обычаи и ка̑ко сѧ мыють. и хвощютсѧ и оудивисѧ имъ. и иде въ Варѧгы. и приде в Римъ. исповѣда єлико наоучи. и єлико видѣ. и реч̑ имъ дивно видѣхъ землю Словеньску. идущю ми сѣмо. видѣхъ банѣ древѧны. и пережьгуть ӕ велми. и съвлекутсѧ и будуть нази. и ѡбольютсѧ мытелью. и возмуть вѣникъı. и начнуть хвостатис̑. и того собѣ добьют̑ ѡдва вылѣзуть ле 7 живы. и обольютсѧ водою студеною. и тако ѡживут̑. и тако творѧть по всѧ дн҃и. не мучими никымже. но сами сѧ мучать. и творѧт̑ не мытву себѣ а не мученьє. и се слышавше дивлѧхусѧ.