1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Shkrapovi
    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095

    Shkrapovi

    Васятка

    Shkrapovi

    Васятка

    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095
    Адрес:
    Челябинск
    @Палеха, ты лет на 400 вперед ушел... Ольга отпарила гонцов и прикопала поблизости...Это русский обычай... поэтому свидетелей после бани нет.
     
  2. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Сергий был сыном ростовского боярина, который часто посещал Золотую Орду. На взятках он разорился, но узнал кое-какие секреты, которые передал сыну.

    Для бани образ Сергия ценен тем, что на одной из ранних икон он изображён с пилой. Это первое упоминание на Руси о пилении дров и брёвен. Некоторые тут считают, что пила у нас появилась только при Петре.
     
  3. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Ну Нестор записал это событие 200 лет спустя:)
     
  4. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Отвечу сам на каверзный вопрос. Стрельцы считали своим небесным покровителем Сергия, поскольку считалось, что именно он изобрёл порох и научил русских его изготавливать и им пользоваться. Ну а немецкий изобретатель пороха Шварц - личность выдуманная, как и образ Робин Гуда. Они до сих пор считают его то ли немцем, то ли датчанином, то ли греком (православным). Где родился не знают, где жил не знают, но памятник поставили. :) При этом они забывают, что несколько русских городов входили в Ганзейский Союз.
     
  5. Shkrapovi
    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095

    Shkrapovi

    Васятка

    Shkrapovi

    Васятка

    Регистрация:
    08.07.12
    Сообщения:
    2.180
    Благодарности:
    2.095
    Адрес:
    Челябинск
    @Палеха, ну тут даже я спрошу доказательства... так все притянуто...
     
  6. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Кое что притянуто. Это всего лишь версия. Но очень много совпадений - по годам, по именам, по делам. Но личность Сергия реальная, а Шварца выдуманная. И ещё - в Новгороде и Пскове простые жители умели делать порох, а в Германии только ремесленники. Есть указ Ивана Грозного об обложении жителей этих городов пороховым налогом - пуд пороха с 20-и дворов.
     
  7. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Нестор писал по заказу Владимира Мономаха. Андрея Первозванного он, конечно, притянул за уши. Но информация о банях не вызывает сомнений. Связь с апостолом была нужна для узаконивания бань в культуре православия. Раз Андрей не увидел в банях ничего плохого и даже, наоборот, восторженно о ней отозвался, то банная традиция Руси вписывалась в христианский обряд очищения.
     
  8. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Обидел иудеев. У них обряд очищения был и обряд очень строгий

    Обряд очищения был установлен в законе Моисеевом для очищения от ритуальной нечистоты. Самым употребительным способом очищения являлось погружение в воду в миквах — специально созданных для этого купальнях. В еврейской традиции существуют три типа очищения человека, три твилы, которые применяются в зависимости от характера нечистоты: полное омовение, омовение рук и ног или омовение только рук. Также в разных случаях предписывалось очищение предметов и домов водой или огнём. В воду погружали или водой окропляли. Осквернённые глиняные сосуды часто предписывалось разбить.

    Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно было совершаться либо в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен был быть физически чистым, и вода должна была соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одной такой твилы, но ее могли совершать троекратно. Полное омовение требовалось в случаях ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность твила имела для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть ритуально чисты. Во время службы первосвященник совершал омовение рук пять раз. Вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист, поэтому рядом с Храмом находились миквы для омовений.
     
  9. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Из настольной книги священослужителя.

    При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется вода. Почему именно в этом веществе христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Kрещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)».

    Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил воднóе естество».

    Уже в естественном своем состоянии – как дар Божий – вода преисполнилась духовной значимости, – пишет видный русский богослов священник Павел Флоренский. – Ощущение воды, холодного ключа, встреченного нами в странствовании под жарким солнцем, есть, конечно, нечто более глубокое, нежели физиологическая корысть. Или при купании: вода тут воспринимается не только как полезное или как приятное. В обоих упомянутых случаях, как и во многих других, телесная потребность служит к обострению нашей впечатлительности, и тогда мы видим и понимаем значительность воды самой в себе, а не потому только, что она нужна нам. Даже более того: мы сознаем, что нуждаемся в ней не потому, что мы так хотим, а потому, что вода есть реальность и ценность и как таковая объективно нужна, в том числе и нам. Условия нашей жизни – питье, омовение, необходимая часть многих видов пищи, средств передвижения, средство прохлаждения и освежения, влага жизни.

    Вода сознается живой, чувствующей и отзывчивой, «сестрицей-водой», и в ней, как ее душа, живут особые Ангелы, к ней приставленные и ее блюдущие... И это ощущение воды как живой не только утверждается, но и возводится в понимание Церковью.

    ...Вода уже как Богом сотворенная, как причастная к культурной жизни, тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Вода священна как таковая... она священна по причастности воды вместе со всем, что «Тем бы΄ша», то есть Христом, тайне строительства Божия, направляющейся на спасение мира. Вся космическая вода уже не мыслится как сама по себе сущая, но, по разумению церковному, входит в первый концентр культа, в Домостроительство Божие. В христианском быту эта ее «естественная», то есть без порочных действий с нашей стороны, освященность повышается крестными знáмениями, над ней совершаемыми – над кадкой, над питьевой водой, над водой для кушания, содержанием ее в священных сосудах, питьем ее из освященной посуды и так далее. В колодце христианском не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...», молится священник, и первый начинает рыть колодец. Над ископанным же кладезем новым опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию: посли на ню святую Твою силу на всякую сопротивную дéтель, и даждь всем приемлющим от нея, пития ради, или умовения ради, здравие души΄ и тела, на изменение всякия страсти и всякаго недуга, яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю...» Даже такая, по-видимому, мирская вещь, как обыкновенная колодезная вода, пусть будет повторено еще раз, – предмет культа и притом предмет чудотворный – «вода исцеления и покоя».

    Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую, и не без причины святоотеческая письменность издревле толковала ее типологически; не простой была вода в источнике самаряныни, ископанном праотцем Иаковом и еще освященном беседой при нем Спасителя, и даже сделавшаяся навеки образом, в котором воплотились высочайшие духовные истины. И не простая вода, по верованию христиан с древнейших времен и доныне, в реке Иордане, освященной Телом Спасителя. Это раз навсегда освященная вода; всегда она – вода, несущая духовные энергии с собой, целящие, укрепляющие и освящающие.

    Далее следует поставить воду, освящаемую в точном смысле к совершению над ней особых обрядов; такова, например, вода, пускаемая с просфорной печати; за ней идет уже установленная церковно в Требнике вода, спускаемая с проскомидийного копия священником при произнесении особой, нарочито к тому положенной молитвы. Далее идет вода малого водосвятия, или малая агиáсма – «то микрóн агиáсма» – по терминологии греческой, то есть вода, освящаемая прикосновением к Честнóму Кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее...» молится священник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недýги душевныя же и телесныя милостию Твоею...», то есть просит об исцелении – наряду с освящением воды, и далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сея причащением, и да будет нам, Господи, во здравие души и тела».

    Малое водоосвящение подобно великому, то есть совершаемому в нáвечерие и в самый день Богоявления, – подобно, но есть ослабление и сокращение этого последнего. Великая агиáсма – «то макрóн агиáсма» – освящается, кроме троекратного погружения в нее Честнóго Креста, ещё крестным знáмением, благословением в ней, внутри ее совершаемым, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.

    «Сам ýбо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недýгов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», – ведь это о воде говорится, что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верою, что приобретение водой столь таинственной силы возможно – и будет... Но продолжаем молитву: «Ангельския крепости исполнену, да вси почерпáющии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домóв и ко всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение», – такими сильными и ответственно властными словами молится иерей. А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения: «О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О еже снизходити на вóды сия очистительному Пресýщныя Троицы действу... О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа... О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия... О еже быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на вся пользу изрядную... О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную... О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг... О черплющих и емлющих ю ко освящению домов... О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея... О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явленим Святаго Духа, Господу помолимся». Таковы молитвы на освящение великой агиасмы. Благодать, энергия Божия здесь имеют, как видно из приведенных выражений, весьма великую степень воплощенности... Божия энергия здесь глубоко нисходит дóлу в естество воды или, точнее, в естестве воды, а эта последняя высоко подъемлется на небо, высоко внедряется в лазурную твердь или еще – в ангельскую крепость. Другими словами, вода и энергия Божия тесно срастаются между собой, взаимно пронизываемые. И степень взаимопроникновения велика настолько, что, по вере Церкви, с древних времен свидетельствуемой святым Иоанном Златоустом, Богоявленская вода получает, даже в плоскости физической, свойство не зацветать плесенью, не загнивать... В данном случае действие благодати признается Церковью за явно и непосредственно относящееся к веществу, то есть признается бесспорно объективным. В этом признании огромной метафизической важности авторитет Златоуста имеет особенно большой вес как церковного деятеля чрезвычайно уравновешенного, трезвого почти до прозрачности и уж, во всяком случае, не «мистика», как понимается это слово в быту. Но этот авторитет вырастает до степени соборного сознания Церкви, когда мы видим, что слова Златоуста о Богоявленской воде внесены как примечание, одно из немногих примечаний, в службу Богоявления, содержащуюся в Минее... Вот его текст:

    «О сей воде небесная óная словесная лáстовица, златословесный вселенский учитель Иоанн, Константинягрáда патриарх, в слове своем о еже сходитися христианом во святую Божию церковь и о Крещении... свидетельствует, глаголя: Но убо чесó ради не в день, в онь же родися (Спаситель), но в день, в онь же крести΄ся, Явление глаголется? Сий бо есть день, в онь же крести΄ся и вод освяти естество. Сего ради и в полýнощи на праздник сей вси почéрпше в дóмы воду относят и соблюдают и чрез лето всецело е хранят, понеже день освященных вод. И знáмение бывает явственное: не растлевающуся вод óных естеств&уacute; долготою времене, но на лето всецелое и два и три мнóгащи лéта, днесь почерпнéнной воде целой и новой пребывающей и по толи΄цем времени ныне от источников éмлемых водáм сравняющейся».

    По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма, по канонам церковным, рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Тóчию агиáсму да пиет».
     
    Последнее редактирование: 20.11.14
  10. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Ритуал омовения водой или в воде является неотъемлемой частью всех четырёх мировых религий.
    А сюжет в ПВЛ с Андреем Первозваным был нужен Владимиру Мономаху, чтобы изначально языческую русскую баню вписать в каноны христианства. И для этого нужен был ни какой-нибудь грек (мирянин, священник или святой), а именно апостол.
     
  11. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    И еще. С точки зрения РПЦ - никаких "крупных" богословов не бывает. Вообще. Есть Свято Отеческое предание и все. Но и оно не сильно то значит. Т. к. непогрешимых нет, все равны и так далее.
    И даже формулировки Поместных Соборов никогда не звучат "это правильно" - а всегда - "одобряем, т. к. считаем соответсвующим". Т. е. нет претензий на правду.

    Касательно бань - очень хорошо и много написано у Аввакума, человека перенесшего ради веры очень много и умершего за нее.
     
  12. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Ну так Вы давайте, приведите исторические свидетельства "традиций и кондиций".
    Нету? :aga:
    Тоже сами себе придумали?
    И с Миша Миша - тоже хороший ход нашли. Заболтать.
    Для остальных:
    Миша Миша провел измерения в той самой, древней, Русской Бане. Сруб низкого качества, куча камней, по черному топка. И выяснил, что после протопки, в течении 2-х часов, влажность поднять выше 20% - практически невозможно.
    Ой что началось среди фантазеров от "традиций и кондиций"! :)] И баня не та, и так не топили, и так не рубили, и вообще все не так! И дыры там нанотехнологические и вообще все враги!

    А вывод то простой: Невозможны там "режимы традиций и кондиций". Что вместе с отсутствием исторических свидетельств про "парные традиции и кондиции", ясно показывает, что прав Хошев Ю. М. - современные бани - это вовсе не Русские Бани, а что то новое. А на Руси в банях мылись, и слыхом не слыхивали о "традициях и кондициях".
    Кто желает мнение Хошева Ю. М. прочитать самостоятельно - читайте первые пять страниц этой темы.

    А теперь, фантазеры "традиций и кондиций" придумали новый пиар - ход. После того, как им не дали насладится выдумыванием "великой истории" - они в этом обвиняют всех подряд.
    Хотя, их всего то, просят обьяснить откуда они взяли свои "традиции и кондиции".
     
  13. Haibabal
    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179

    Haibabal

    Живу здесь

    Haibabal

    Заблокирован

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.06.12
    Сообщения:
    208
    Благодарности:
    179
    так я ничего писать не собираюсь. но для себя - хочу понять.
    ибо не поверите, люблю все национально русское :) но только настоящее, а не выдуманное неизвестно кем в конце 20-го - начале 21-го веков.
    и как раз в этом вопросе есть мнение Ю. Хошева, изложенное в начале этой темы.
    мнение Хошева для меня авторитетно, а ваше извините нет.
    как минимум потому, что собственно "вашего" мнения и, главное, обоснования, нигде нет.

    так вам есть что сказать аргументированно по истории традиций и кондиций РБ, или дальше будем передергивать? :)
     
  14. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.035
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    • относитесь к собеседникам с уважением
    Это как? Проводить измерения в чёрной бане через два часа после растопки? Где Вы слышали, что такая баня готовится за два часа?
    Как и чем измерялась влажность? Я свой психрометр очень долго настраивал, чтоб он не "показывал погоду".
    "Приготовить баню" и не попробовать в ней попариться. Как без ощущений можно обсуждать кондиции, с чем-то их сравнивать?
    Миша обещал провести эксперимент по полной программе с учётом наших замечаний и сомнений.
    Так что обсуждать пока нечего.
     
    Последнее редактирование модератором: 25.11.14
  15. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Конечно не имею. Современное есть и оно как то даже развивается. Есть специалисты в этом, типа pn2. И я совершенно все это поддерживаю.
    Я вообще пришел в тему про РБ с целью почитать интересное. Честно рассказал свою историю. И всего то один вопрос и задал. И вместо ответа мгновенно получил кучу агрессии и хамства.
    Современная баня есть, ее история только начинает писаться, те, кто может (Маслов, pn2) - пишут ее. Кто не может - защищают фантазии про "традиции и кондиции в РБ". Потому что без этих фантазий - они просто граждане у которых есть дачная баня, построенная ими самим, по собственному разумению и в пределах имеющихся средств. В этом нет ничего плохого. Но им этого мало.

    Но как минимум один положительный момент я заметил! :aga: Сторонники "традиций и кондиций" наконец то прочитали Хошева Ю. М. :)] И некоторые - даже финские эпосы. :aga:
     
    Последнее редактирование: 24.11.14