1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. snik
    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772

    snik

    просто любитель

    snik

    просто любитель

    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772
    Адрес:
    Хабаровск
    Мытейная в первую очередь, никто не спорит, а пар и веник для какой цели применялся в Р. Б.
    Интересно Ваше мнение. :hello:
     
  2. al185
    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264

    al185

    Модератор

    al185

    Модератор

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264
    Адрес:
    Екатеринбург
    А вот у меня от Ваших ссылок ровно противоположное мнение (не стесняюсь и не кокетничаю этим словом)
    Кроме мнений и личных толкований толковых словарей лучше выкладывать исторические документы
    15-400.jpg AA.jpg
    За иных толкователей не знаю, но я вижу кучу камней на чертеже. М. б. наивно, но полагаю - это каменка для подачи пара. Дальше фантазирую за пределы чертежа: публика плещет через дверку на чертеже на камни, получает пар, хлещется вениками и называет это - париться. Напоминаю: на чертеже банная печь. Т. е. все это происходит в бане.

    Историческая практика.
    Свидетельствую за Банная печь 1904 года
    Печь в бане у деда была именно этого конструктива, топить начинал после завтрака, и никому не доверял. А поскольку родился дед в 1890, полагаю сей конструктив как минимум из 19 века - вряд ли дед сам его изобрел...
    А умер дед под 90 лет и практически до последнего времени после пенсии ехал на велосипеде в магазин за водкой...
    В эту баню мы ходили париться (и в озеро или в снег), а бабы и дети после мужиков шли мыться. Наутро бабы в ней стирались.
    Ровно такая же баня в поселке, и в ней происходило то же самое (я в ней тоже бывал).
    Поселок до сих пор на озере Таватуй.
     

    Вложения:

    • Снимок.JPG
  3. al185
    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264

    al185

    Модератор

    al185

    Модератор

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264
    Адрес:
    Екатеринбург
    Не терзайте участника. Вам это зачем? Новую склоку? "Доказать" ничтожность оппонента?
    В иную веру все равно не обратите.
    Вместо провоцирования лучше ищите и выкладывайте исторические документы и прочие свидетельства.
     
  4. Стрелец 1973
    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618
    Адрес:
    Люберцы.
  5. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    Сложно все-таки нам- Ученым Практикам понять теоретиков...
    Какая все-таки Баня была при Рюриковичах, когда народ выскакивал из паровой бани? С вениками, или чисто мытейная, как у автора цитаты.
    Насколько я помню, у автора самая настоящая мытейная банька - во -первых на одного, и самое главное - мытейная - два тазика и лавочка посидеть - тазик под ножки и тазик помыться... Все по старинке...
    Может быть и в самом деле МЫ стоим у истоков становления Современной Русской Бани - для очищения тела и снятия негатива...? Частенько в компании и бывает приходится попарить, поскрабить друзей, а иной раз и особей женского полу...
    Зы. А интересно, как совпадают сначала фразы, а затем кардинально расходятся!

    Из-за слишком большой важности первой и чрезмерной вредности второй поговорим о третьей. В этом нам поможет Игорь Гольдин, историк бани и всего, что с ней связано.
    Царский пар
    В 1570 г. Иван Грозный приехал в Псков и увидел, что в тамошней общественной бане парились и выбегали голыми на улицу не только городские жители - мужчины и женщины всех возрастов, - но также монахи и монашки. Разумеется, город был разгромлен его войсками не из-за этого, но так банная тема впервые вошла в отечественную политику. Сам же Иван IV баню любил, считая её центром здоровья. Приближённые тоже любили царские походы в баню: она на какое-то время делала Грозного человеком мягким и умиротворённым. Вот и 18 марта 1584 г. он несколько часов парился, потом сел за шахматы, чтобы сразиться с боярином Годуновым. Взял короля, но так с ним в руке и умер.
    Человеку, выдававшему себя за сына Ивана IV, - Лжедмитрию I - с баней не повезло ещё больше. Когда он воцарился в Москве, то был разоблачён как «агент Запада», в том числе из-за того, что не мылся в бане. Зато цари из династии Романовых поначалу париться любили! При Алексее Михайловиче царская мыленка в Кремле занимала весь второй этаж Теремного дворца. Даже к заготовкам веников подходили по-царски: на всех крестьян подмосковных волостей положен был оброк, измерявшийся в тысячах штук в год.

    При Петре I баня на время превратилась в дело государственной важности. Когда император боролся с бородами на лицах россиян, он издал указ: «Где можно при банях завести цирульни, дабы людей приохотить к бритью бороды».
     
    Последнее редактирование: 01.12.14
  6. Стрелец 1973
    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618
    Адрес:
    Люберцы.
  7. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Баня Екатерины Великой (одна из 6 официально имеющих приставку "ЕИВ").
    Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.
    https://tzar.ru/museums/palaces/catherine_park/cameron/cold_baths
    Правда, в тех журналах посещений, которые сохранились, нет сведений о посещении ЕВ этой бани.
    Есть сведения, что каждый год покупалось 20-40 березовых веников с предназначением "опахало после бани"
    Я внимательно изучил все доступное по этой бане, благодаря Палеха.
     
  8. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301
    Адрес:
    Санкт-Петербург
  9. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Очень интересная ссылка. Как-будто прошёлся по городу.
     
  10. Стрелец 1973
    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Стрелец 1973

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.12.11
    Сообщения:
    3.912
    Благодарности:
    2.618
    Адрес:
    Люберцы.
    @Палеха, У меня почему то не активна !
     
  11. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Последнее редактирование: 09.12.14
  12. al185
    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264

    al185

    Модератор

    al185

    Модератор

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264
    Адрес:
    Екатеринбург
    Ну вот. Тоже писатель. Пишет ровно наоборот. "Мытьем" и "купанием" (привет Ю. Хошеву) по его версии (тоже типа основанной на исторических источниках) поход в баню называли исключительно шведы, немцы и прочие иностранцы. Исконная версия - "Парились порой по много часов, до одури."
     

    Вложения:

  13. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Интересно! Но как тогда трактовать это:
    "В баню русские приносят березовые веники в листах, которыми дерут, скребут и царапают себе тело"
    Источник тот же.
    Правда, в оригинале, записках датского посланника Джюст Джюля (он назван там Юст Юлем) - ничего такого нет. Ну или моих знаний английского не хватает. Он, скорее пишет о гигиенических традициях русских. Мол, тесные жилища принуждают русских ходить в баню, где они тщательно моются и стирают одежду.
    Возможно - особенности перевода с датского на английский.

    Так что, скорее всего, имеем лингвистическую неразбериху. В смысле значения слова "париться".
    Скорее всего, оно использовано не в том смысле, в каком его понимаем мы.
    Мгм. Все таки правильно - Юст Юль
     
    Последнее редактирование: 11.12.14
  14. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Интересно, отношение к бане на Русском севере.
    Вот мнение Куратова А. А., Приморский универ им. Ломоносова, книга "Народные верования и христианство":
    Наряду с водяными и домовыми русские крестьяне почитали хозяев околодворных бань («баен») — «банников», «бук», «баенных дедушек». Кстати, бане вообще отводилась особая роль не только в свадебных. но и в родильных обрядах, в бане проводились крестильные обряды. Купание в бане, конечно же, исцеляло болезнь, правда с обязательным произнесением соответствующих заговоров. Впрочем, крестьяне относились к бане двойственно: она была, с одной стороны, «нечистой», с другой—баня смывала «земную скверну». В бане не развешивали икон; собираясь на «баенную» помывку, православный человек обязательно снимает с себя нательный крестик. В день банного омовения он не ходил в церковь.
    http://projects.pomorsu.ru/pss/chapters/chapter2/2.10.shtml
     
  15. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Собственно, мнение русской христианской, а в последствии православной церкви про баню было двойственное:
    С одной стороны, все понимали, что без бани просто никак. Не выживешь. Когда зима 200 дней в году зима - волей не волей вспотеешь и значит надо мыться.
    Но с другой стороны, находясь под сильным влиянием греческого (византийского) направления христианства, которое само по себе находится в других климатических условиях, и может позволить себе более "вольное" отношение к мытью (имеется ввиду возможность практически круглый год мыться в водоемах и на воздухе, т. е. "чем б-г послал"), бытовала концепция "святая вода крещения - единственно необходимая для мытья вода", т. е. отношение к специальным процедурам по мытью - было прохладно - отрицающее.
    Что и повлияло на отношение к бане.
    Так, например, современный собиратель традиций, проф. РУДН, историк Керов В. В. автор одобренной к применению (это сарказм) "истории России с древнейших времен и до конца 20 века" пишет следующее про пересечение традиционного быта и христианства:

    "Кроме особых случаев осквернения существует скверна «регулярная» – неизбежная, бытовая. Поэтому день отмечен рядом «очищающих» обрядов и чинов, некоторые из них, впрочем, сохранены и в светском обыденном обиходе как атавизмы ритуального поведения, которые, впрочем, уже не воспринимаются никем с ритуальной стороны (это – отдельная тема). Роль регулярного телесного чистилища на Руси играла баня – русские традиционно при возможности мылись каждую неделю или чуть реже. Однако омовение в бане, кроме гигиенического, традиционно имело и ритуальный смысл: человек омывался как телесно, так и духовно. Вообще связь телесной и духовной нечистоты можно считать особенностью средневекового мировоззрения. Скверна не просто понималась, она ощущалась. Поэтому физически нечистый человек не мог претендовать на духовную чистоту[8].

    В связи с этим баня традиционно на Руси считалась нечистым местом[9] (как, например, и уборная), поскольку она была местом очищения от скверны – скверна оставалась в бане. Ни один из банных предметов не вносился в дом – все считалось скверным[10] (по этой причине в средневековье немыслимо было расположить баню или туалет в доме). Баня воспринималась как бы как место неприсутствия Божия[11]. После посещения бани в средневековье на Руси положено было брать у священника молитву от скверны[12]. У липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. В предбаннике всегда ставится сосуд (обычно кувшин) с чистой студеной водой. Помывшись, необходимо перед выходом из бани облиться этой водой с чтением молитвы[13]. Также традиционно признаком благочестия считается перемена одежды: банная, нечистая, одежда снимается перед входом в дом, и одевается другая, чистая. В случае несоблюдения этих правил человек заходит в дом «поганым» (омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море). Подобные традиции сохранились кое-где и у беспоповцев-федосеевцев[14]. Большая часть староверов-поповцев о них ничего не знает."

    Он же пишет, что церковь (священники) предостерегали прихожан от смешивания "банной и житейской" посуды - т. к. банная посуда, приняв на себя все нечистоты как телесные, так и духовные, не может быть отмыта в принципе. И стало быть, применение ее вне бани приведет к "осквернению".

    Кстати, а не традиция ли липован породила обычай обливаться холодной водой?

    Замечу от себя, что я не согласен с таким обобщениями. К примеру, в Уральской епархии (и то что было до нее) - применялись совершенно другие подходы. Менее ужасные в отношении определений.
    Скажем так, баня одобрялась только как средство гигиены, и не одобрялась как удовольствие, мало того, были дни, когда посещение бани было обязательно. Скажем за двое суток (два солнца) перед "двунадесятыми праздниками". Не ходившие в баню не допускались (ну или весьма солидно прорицались) на службы.
    Но это я знаю только со слов преподавателей одной из семинарий, и ссылок/фамилий/текстов у меня нет.