1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Магол, расскажите, пожалуйста, поподробнее, что же различает рентгенолог. Бани и сауны? Или финские сауны "для потения для здоровья" и а-ля российские сауны "для интимного досуга"?

    И что такое для него НОРМАЛЬНАЯ общественная Русская баня? И любителем какой бани он является. И моется ли он в бане?


    Какой же он старый? Ему-то всего лет сорок...

    Слово "баня" во всех языках Европы со времен Древнего Рима и поныне означает "омовение". И во всех без исключения толковых словарях России вплоть по сегодняшний день слово "баня" означает мытье или помещение для мытья. Какие тут могут быть споры? Не будем же мы переписывать наши толковые словари и историю веков.

    Другое дело, что слово "баня" в России преимущественно понимается в народе как то, что было до квартирных ванн и душей. А до ванн и душей была "потовая баня" /первые римские термы + современная финская сауна + Куткин/, "паровая баня" /традиционная паровая мытейная изба/ и "шаечная баня" /общественная городская + современная деревенская с тазами/. А все эти бани требовали жары и увлажнения воздуха /пара/.

    Так вот эта жара /в форме жарких помещений - "бань"/ и стала со временем использоваться не только для мытья. 80 лет назад финны стали использовать жару для потения в целях выведения токсинов /которых до сих пор так и не обнаружили/ и стали называть жаркие домики "современными саунами". А 40 лет назад россияне стали использовать жару для гламурного отдыха /как курорты тепла и наготы/ и стали называть жаркие домики "настоящими банями". Вот и все.

    Ну а в социальном плане исторически получилось так - в традиционных банях раньше находились голыми и мылись, а потом в "настоящих" банях стали находиться в купальниках и не мыться. А потом порой и купальники стали снимать. Смотрите как рекламировались в последние десять лет в гламурных журналах бани и сауны в России - взаимной наготой полов. Так и зарождались исторически новые русские "банные традиции". Причем совсем недавно.

    Я твердый сторонник традиционных мытейных бань. Другие /не мытейные/ трактовки слова "баня" считаю не корректными - должен же ведь кто-то защищать национальные традиции. Но, тем не менее, кстати, и мне очень нравились прежние развлекательные "настоящие бани" в домах отдыха тридцатилетней давности. "Чистыми" они были в своей милой несерьезности. Пять минут на раздевание, потом женщины торопливо начинают "сервировку", затем заскочат на минутку в парилку и тянут всех за стол... И через час в простынях на плечах и с шашлыком в зубах, выпимши и в тепле, все становятся друзьями и всем становится так хорошо... И потом эти добродушные незатейливые массовики-затейники с баянами в столовых и с вениками в банях. Класс!

    А сейчас... Что сейчас?!
     
  2. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    В России до сих пор сохраняются традиции мытейной бани. Около тридцати миллионов россиян до сих пор имеют возможность мыться только в банях - своих личных или общественных-коммунальных.

    На фото - личные бытовые /мытейные/ бани 21 века Северной Двины. Это по-существу нынешние "ванные комнаты" селян, больше им мыться негде. И это величайшее достояние - другие и таких не имеют. Эти бани - первая жизненная необходимость.

    Кроме того, привожу известное рекламное фото фирмы "КОРСА-АС" 2002 года, к сожалению невысокого качества.

    Так вот, зададимся вопросом - могли ли нынешние дачные "настоящие русские бани с душами и комнатами отдыха" /гламурные/ произойти от этих "современных" русских сельских бань?

    Нет. Не могли. Ни по духу-назначению. Ни по конструкции. Просто хозяйка не допустит. Потому, что если в сельских банях и есть парилки, то они как опция "пристыковываются" к основной мытейной шаечной бане и порой имеют отдельную печку для парной. Не удается делать печи с водогрейными баками прямо в парной. А использовать "трубы" во всесезонных мытейных банях - последнее дело, рано или поздно где-нибудь разорвет в морозы. Не буду углубляться, специалист поймет, почему совмещенная парная-мойка удобней в бытовой бане.

    Так откуда взялись "настоящие русские бани" исторически? Конечно же, из современных финских саун. Взяли дачники проект сауны и стали "дорабатывать" под "русскую баню", в основном за счет некой особой русской банной печки /например, кирпичной с камнями в огне/. При этом и назначение /оздоровительное/ пришлось оставить финским. Ну а потом по-русски "доработали" с учетом "досуга по-русски".

    "Настоящая русская баня" произошла из современной сауны? Бред? Где же "связь веков"? Где "русские традиции"? В венике? Но он и у древних германцев был...

    И каково будущее этих "бедняцких", но истинно наших сельских русских бань? Как думаете?
    --------------------
    Все. Заканчиваю. Нет больше ни сил, ни времени, ни средств. Попробуйте, Магол, раскрутить историю русской бани сами...
     

    Вложения:

    • бани1.jpg
    • бани3.jpg
    • русская баня от Корса АС.jpg
  3. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Михаил Михайлович, Павел открыл тему об истории русских бань. Как это все началось? Так спросил Павел. А не о том, нужна ли история баням вообще. Вопрос ясен?

    Вот я и стал уточнять - историю каких русских бань имел в виду Павел. Историю тех бань, что на фото и о которых еще на заре советской власти стали говорить как об убожестве России /типа "фирма веников не вяжет"/? Или историю тех бань, что у олигарха Куткина - "настоящих русских бань" с кафельными душевыми, мраморными бассейнами и комфортабельными комнатами отдыха с каминами и бильярдами?

    Так вот я считаю, что между теми прежними и этими нынешними "русскими банями" порой совсем нет исторической "причинно-следственной связи". Потому, что если в тех прежних банях /и в "черных", и в тех, что на фото/ заменить тазы /шайки/ на души и бассейны, то они станут вообще не работоспособными и никому не нужными "в нынешних деревнях и селах России". Особенно зимой.

    Впрочем, подождем, что ответят форумчане на наводящие вопросы Магола по поводу бань, что на фото.

    Моя "историческая" родина - районный центр Верхняя Тойма на Северной Двине/.
     

    Вложения:

    • Верхняя Тойма 009.jpg
    • Верхняя Тойма 010.jpg
    • Верхняя Тойма 011.jpg
    • Верхняя Тойма 012.jpg
    • Верхняя Тойма 017.jpg
    • Верхняя Тойма 018.jpg
    • Верхняя Тойма 020.jpg
    • Верхняя Тойма 021.jpg
  4. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Еще немного, для архива... Чтоб подумать, как живут порой люди в России и зачем им бани. И что значит истопить баню, как наносить дрова и откуда наносить воду. Как добраться до бани в снегопады, как стирать в них белье и как его сушить и т.п.

    Но больше всего меня удивляет то, что дерево там не гниет. Фундаменты даже в новых двухэтажных "многоквартирных" деревянных домов выступают от поверхности грунта всего на 10 см. И тем не менее нижние венцы стоят десятилетиями. А дело в том, что в тех краях практически нет грибов /кроме "свинуров" - валуев/. Не растут грибы там. И "домовые" дереворазрушающие грибы не растут. А именно грибы и уничтожают бани /и полы в них/.
     

    Вложения:

    • Верхняя Тойма 023.jpg
    • Верхняя Тойма 031.jpg
    • Верхняя Тойма 058.jpg
    • Верхняя Тойма 062.jpg
    • Верхняя Тойма 069.jpg
    • Верхняя Тойма 022.jpg
  5. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    Так это к Вам были адресованы вопросы. У нас на Урале в Соликамске бани были другие - поменьше несколько- почти в два раза иногда. Вот и интересно.
     
  6. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Раз интересно - рекомендую туда съездить. На тройку дней на машине. Впрочем и совсем рядом в Вологде много таких бань, что основаны на опыте и традициях именно России.

    Что касается размеров бань - это, наверно, вопрос материальных средств. Часто совмещают под одной крышей бани двух-трех семей /родственников/ + дровяники. И потом это же сельские бани, то есть поселковые /"городского" типа/. Они находятся далеко от дома-места жительства /за сотни метров и более/. Там требуется больше места для барахла, раздеваний и стирки. А банные печки там совсем разные. И конечно же все самопальные. Печки Термофор для этих бань не годятся. А вот Сударушку можно "приладить", если "доработать". Но никто туда нынешние заводские печки не повезет - сбыта не будет /и дорого, и не то/.

    В деревнях стандартный современный размер где-то 2х4 /моечная-парилка + предбанник-раздевалка/. Черные встречаются "на огородах". В студенческие годы ездил к наш дом /заколоченный/, то в деревне /шесть км от райцентра/ все в черных мылись. То есть котел и печка порой были из металла и кирпича /камней/, но просто трубы не было. Или труба самоварная в дверь или в окно, а потом труба снималась и окно закрывалось. Типа того. Кто как. Крыши ведь были тесовые, крыши под "рубероем" были только на "богатых" жилых домах. Затем шифер появился в райцентре, тоже показатель большого достатка. А металла на крышах я никогда и не видел раньше. Ну а сейчас-то все можно купить. Но на месте только мелочи /краски, гвозди/, а конструкционный материал везут с Архангельска или Котласа. Дорога ведь автомобильная /щебеночная грейдерная/ появилась, и пароходы тут же исчезли. За сорок лет прогресс налицо - сотовый работает прекрасно, свет тянут во все деревни - по деревьям кабелем порой, но тянут. Вот Вы смеетесь - что труба это признак прогресса. Так и крыша, и двери, и окна, и полы /раньше с досками-бревнами по грунту, а сейчас ведь оторваны от земли/, и тазы металлические, и мыло туалетное, а не лишь бы какое хозяйственное - все это признаки прогресса наших деревенских бань.

    Сейчас я не встретил, кто черными банями пользуется. Но говорят, мол, к примеру, недавно кто-то останавливался "с трассы" и мылся в заброшенной бане. Не знаю уж, как там мыться - запустение в них полное. Но ведь человек - такая скотина, ко всему привыкает. Во время дальней дороги любая баня может показаться раем. А в личные бани никого чужого никто не пускает. И Вы тоже ведь не будете первого-поперечного "бомжа" к себе в городскую ванную комнату помыться пускать? И на вопросы про баню не отвечают - да и вопросов не понимают. Ведь это быт. Если Магола начать спрашивать, как он в своей ванне голову моет - так ведь обидится. А вот если Магола спросить, как он веником хлещется и в каком микроклимате - то он с удовольствием ответит, потому что для него это "искусство". А для селянина - это не искусство, а повседневный быт, за который могут и осмеять некоторые приезжие городские. И рассказывать о своем быте ничего не будет, а вернее, не сможет.

    Впрочем, в деревнях-то у Двины сейчас в основном "дачники" живут. Покупают дома горожане из Северодвинска или Архангельска, на лето жен с детьми туда на машине насильно увозят на летний "отдых" к комарам и оводам, вот жены там и живут как могут, избавляются от городских привычек. И бани, естественно, им нужны, как без бани проживешь.

    А местные "потолковей" в голодные 90-е все уехали, одни "дураки" остались "честные". За работу держатся. А работа - только Леспромхоз /остатки/ и Автодор. Так что былого криминала мало. Если бы баню открыли бы приличную коммунальную районную - то она бы, может, градообразующим предприятием бы стала.

    Чего-то меня опять куда-то в сторону утянуло. Опять будут меня в чем-нибудь обвинять. А зашел я на форум сейчас "к Маголу" потому, что Ляхов звонил, в гости к Ферингеру приглашал. И заодно стал рассказывать, как много людей /и Магол тоже/ планируемый "фестиваль" /так он сейчас называет свое ШОУ/ поддерживает и морально, и реальным участием, только вот достаточной материальной поддержки нет, не размахнуться на голом энтузиазме. Вот и опять у меня возникает вопрос - помывочную ли планируют показать баню на ВВЦ публике /с парными, с раздевалками и душевыми для любого желающего/ или красочное ШОУ по мотивам бани / как массовое театрализованное представление, как искусство/? Так или иначе, раньше на ВДНХ все больше ракеты и трактора показывали, а сейчас дровяные бани с вениками и деревянными шайками /шутка/...

    И почему Ляхов называет все это попыткой "возродить русскую баню"? В пику, мол, Новосибирску с его вредоносными финскими воззрениями на баню как на сауна-спорт. Мне кажется, то и другое - это не "та баня". А Вы как считаете, Магол?
     
  7. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    http://forum.rusbani.ru/viewtopic.php?t=5231&postdays=0&postorder=asc&start=105 взято отсюда с разрешения Автора - Уважаемого TraL
    Горянин А.Б.
    Прощай "немытая" Россия
    Повторяя строки классика, перед глазами встает образ нечесаного и бородатого мужика в зипуне... Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности?
    Существует мнение, что на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении правды? Так ли все было на самом деле?
    Бани в России были известны в самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к первому веку по Р.X., когда Святой апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское слово, и дошел значительно севернее его, «туда, где теперь Новгород», где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по его описанию, все превращались по цвету в сваренных раков. «Накалив печь в деревянных банях, — говорит Нестор, — входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, — заключает Нестор, — никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение».
    Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса.
    Личная гигиена населения в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нем по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. В XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо.
    У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: «Благослови, Господи, пар да веник».
    В русских сказках часто встречается сюжет с исцелением героя живой и мертвой водой. Илья Муромец, тридцать лет пролежавший без движения, набрался от нее силы и одолел зло — Соловья-разбойника.
    В странах же Западной Европы в то время бань не было, так как церковь, посчитав древнеримские термы источником разврата, запретила их. И вообще, рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения церкви.
    В хронике 966 года говорится, что в уставе новгородского и киевского князя Владимира Красное Солнышко бани именовались заведениями для немогущих. Возможно, это были первые на Руси своеобразные лечебницы...
    В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича.
    Вот свидетельство арабского путешественника и ученого Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании на Древней Руси бань: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе».
    Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв.
    В «цивилизованной» Европе и не знали о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену, пока в 13 веке крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву — восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани вновь искоренили, как источник разврата.
    Мало кому известно, как уличили Лжедмитрия в том, что он не русский, а стало быть, самозванец? Очень просто — он не ходил в баню. А так в то время мог поступать только европеец...
     
  8. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не выпив затем за одним столом».
    Кто был прав, показала в XIV веке страшная эпидемия чумы «Черная смерть», которая уничтожила почти половину населения Европы. Хотя чума пришла с Востока, в частности из Индии, она обошла Россию стороной.
    Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе».
    Известный исследователь Леонид Васильевич Милов пишет в своей книге «Великорусский пахарь»: «Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала». Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. Недаром в народе говорилось: «Баня парит, баня правит. Баня все поправит».
    Реформатор Петр Великий поощрял строительство бань: за их постройку не взимались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил он.
    Многие века баня в России была почти при каждом дворе. Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге «Путешествие по России» отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом».
    В то же время в так называемой передовой и опрятной Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьем. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине 15 века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и перед свадьбой.
    Сохранились сведения, что жители Рейтлингена убеждали императора Фридриха III не приезжать к ним в гости. Император не послушался и чуть не утонул в грязи вместе с лошадью. Это было в 15 веке, а причиной сей неприятности стало то, что отходы и все помои жители выкидывали из окон прямо на головы прохожим, а улицы практически не убирались.
    Вот описание русским историком жителей европейского города XVIII века: «Моются редко. В сущности, и мыться негде. Общественных бань нет и в помине. Великолепным инкубатором для блох являются высокие прически дам и кавалеров. Мыла они не знали, вследствие всего этого были изобретены духи, чтобы забивать неприятные запахи от тел и одежды».
     
  9. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    Пока Россия регулярно мылась, «немытая» Европа изобретала всё более сильные духи, о чем рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались. Изящные блохо-ловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях.
    В эдикте французского короля Людовика XIV говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежды.
    Нет худа без добра, в Европе появились духи, которые уже сейчас служат не по прямому назначению — отгонять клопов и забивать неприятный запах.
    В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится: «О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие».
    Немецкий врач Цвирлейн в 1788 году писал в своей книге «Врач для любителей красоты или легкое средство сделаться пригожим и быть здоровому всем телом»: «Кто чаще станет обмывать водой лицо, голову, шею и грудь, тот не будет иметь флюсу, опухоли, а также зубной и ушной боли, насморку и чахотки. В России совсем не знают сих болезней, потому что россияне с самого рождения начинают привыкать омываться водой». Надо заметить, что книги в то время могли позволить себе только богатые люди, что же творилось в среде бедняков, которых некому было научить мыться!
    Русские бани стали распространяться во всем мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге.
    В книге «Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе, Россия же не сталкивалась с подобной проблемой, так как постоянно ходила в баню.
    В конце XVIII века португальский врач Антонио Нуньес Риберо Саншес издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях», где пишет: «Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья так и для излечения многих болезней».
    Многие европейцы отмечали пристрастие русских париться в бане.
    «Русский крестьянин, — отмечалось в энциклопедическом словаре «Большой Брокгауз», издававшемся в Амстердаме и Лейпциге, — благодаря своей излюбленной бане, значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи».
    В книге «Медико-топографические сведения о Санкт-Петербурге», изданной в начале XIX века во многих странах Европы, говорится: «Нет в мире народа, который бы так часто употреблял паровые бани, как русский. Привыкши с младенчества по крайней мере один раз в неделю быть в паровой бане, русский едва ли без нее может обойтись».
    В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь жизни Москвы Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться».
    Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня стала распространяться и в Европе, особенно в Германии. «Но мы, немцы, — пишет он, — пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».
    В XIX веке Европа все же осознала необходимость регулярной гигиены. В 1889 году в Берлине было основано «Немецкое общество народных бань». Девиз общества был таким: «Каждому немцу — баня каждую неделю». Правда, к началу Первой мировой войны — на всю Германию было всего 224 бани. В отличие от Германии, в России уже в начале XVIII века, в одной Москве было 1 500 бань на частных дворах и в городских усадьбах, а так же 70 общественных.
    Вот таким долгим был путь Европы к осознанию необходимости личной гигиены. Огромную роль в прививании европейцам любви к чистоте сыграли именно русские. А сегодня культивируется миф о немытой, нецивилизованной России, которая и научила европейцев личной гигиене. Как мы видим, и этот миф опровергает история нашей страны.
    Если интересно - то остальное можно прочитать по ссылке двумя постами ранее.
     
  10. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Раз помните, так и расскажите, что помните про те последние русские бани, которых уже нет...

    Ну как же не вбиваете? Как раз вбиваете. Хотя тема здесь совсем другая.

    Ну а Ляховы сами и без нас разберутся. Стал Василий чемпионом по ламбастингу /"колочению"-хлестанию/, стало быть сам выбрал себе такой путь. Хочет "приобщать", пусть приобщает.

    А я выбрал себе путь защиты мытейной сути тех бань, о которых растолковывают русские словари. Кто-то ведь должен защищать наше прошлое...


    На самом же деле, апостолы по Руси не ходили. Апостол Андрей Первозванный - персонаж Библии /нового Завета/, жил во времена Иисуса Христа, лично виделся с ним. А 70 году нашей эры Апостол Андрей принял мученическую казнь на косом "андреевском" кресте /сейчас Вы можете видеть этот косой крест на своем экране в виде значка "закрыть"/. И Апостол Андрей никак не мог оказаться через сотни лет в Новгороде. И Новгород никак не мог существовать в первом веке нашей эры, поскольку основан варягами в 862 году /на базе Рюрикова Городища/.

    Этот вымышленный факт был введен в Летопись по личному указанию Мономаха в 1116 году /типа того/. Из этого факта следует, что во времена Мономаха баня считалась омовением!

    И вообще, весь Ваш приведенный текст является гимном русскому мытью, мытью по-русски, мытью в бане.
     
  11. magol
    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306

    magol

    Советник

    magol

    Советник

    Регистрация:
    05.07.07
    Сообщения:
    14.934
    Благодарности:
    18.306
    Адрес:
    Москва
    Выдержки об истории уважаемого TRAL-а вызвали интерес, посему продолжение в файле.
     

    Вложения:

  12. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Уважаемый, Юрий Михайлович.
    В начале повествования я бы хотел несколько отойти от прямой темы и просто заглянуть в прошлое нашего народа.
    Мы избалованные дети научного прогресса часто воспринимаем многое что было для наших дедов несколько утрировано.
    Наши деды жили в избах пятистенках или просто избах и видно не из-за любви к тесному общению.
    И то на Кубани, в степной зоне многие жили вообще в глинобитных хатах, более зажиточные в саманных.
    Жили тесно не потому, что так нравилось, а потому, что большой дом с множеством комнат (гостиная, столовая, кухня, спальня, кабинет, библиотека, мастерская, и многое другое) могли позволить себе единицы и это на тот момент была "норма". Соответственно в доме не могли располагать комнаты для поддержания гигиены, из-за того, что это было связано с банальным отсутствием водопровода, канализации, пожарной опасности. И конечно нужник строили в конце огорода и баню тоже выносили подальше от жилья.
    Баня в отсутствие других гигиенических комнат делалась одним общим помещением, за исключением холодного предбанника и это опять же исходя из экономии.
    Понятное дело, что в бане в первую очередь справляли необходимую нужду в очищении тела, но после этого или в свободное время конечно, в теплом помещении выполняли и другие нужды, стирали, мяли кожи, даже занимались поделками, но и конечно же врачевали, рожали,просто прогревались после тяжелого трудного дня особенно в студеные дни. И это все было в бане.
    В современном мире дома претерпели значительные изменения, дома и квартиры стали делить на многие комнаты с разными задачами и направленностью, с устройством канализации и водопровода нашлось место и для санузла и ванной комнаты.
    Казалось бы все для современного человека предусмотрено, но чего-то человеку не хватает и дом у него есть и ванная и душевая и не нужно носится с шайкой и плескаться в уже не совсем чистой воде после омовения собственного тела. Но строят бани люди.
    Так что же им не хватает?
    А не хватает именно того, что люди потеряли связующее звено между очищением и оздоровлением.
    И баня конечно претерпела изменение, она также как и дома стала разбиваться на зоны.
    Зона для мытья, зона для прогревания, зона для массажа, зона для отдыха и т.д.
    Главное у бани появилась вторая жизнь, второе дыхание.
    Так что я не вижу ни каких противоречий между современной
    баней и баней наших дедов. Поскольку наши деды в простых условиях имели возможность также полноценно создавать банные процедуры.
    А нам при нашем техническом прогрессе просто стыдно потерять рациональное зерно бани просто заменив мытейную функцию на ванную или душ и напрочь отрицать сам принцип комплексного подхода.
     
  13. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Спасибо, Константив Вячеславович, за долгожданный конструктив.

    Выходит, что современными банями являются квартирные ванные комнаты? В них и моются, и стираются, и врачуются /вон как шагнула сейчас современная бальнеология, не в пример баням/, и прогреваются "до костей и с потением"... Так зачем Вам еще "русская баня"?

    Ведь веник никогда не сможет прогреть тело так же качественно, как горячая ванна. Да и горячий гидромассажный душ хорош для этих целей...

    Понятно. Но где же примеры такого комплексного подхода? Наоборот, я вижу, что знатоки бань /на примере, например, Вашего фирменного фильма/ старательно изгоняют из бань не только мытье, но и все другое, кроме парения-прогревания, причем только веником... Не теряется ли таком подходе отмеченное Вами "рациональное зерно"?
     
  14. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Немного нужно поменять акценты.
    Ванная комната это фактически законченное помещение и если идти по принципу сравнения, то японская баня (которая на востоке считается классикой, как у нас паровая русская баня) сродни ванной, и водные процедуры вполне имеют востребованность и полезный эффект.
    Можно расширить функцию ванной и добавить например тепловую камеру для потения. Мы уже имеем опыт в создании таких кабинок с установкой Электропарообразователя, выпуск которого наладил Теплодар. В таком случае мы говорим о комплексе банных процедур которые мы уже готовы создавать даже в квартире.
    Но полноценная баня как автономное сооружение все же имеет больше преимуществ.
    Кроме того возвращаясь к той мысли которую я высказал в предыдущем посту с увеличением потребностей человека, а самое главное возможностей, баня у нас из одного помещения начинает делится на зоны и приобретает дополнительные помещения.
    Если раньше в одном помещении и мылись, и парились, и принимали необходимые лечебные процедуры, и отдыхали и т.д. То теперь помывочная отделена от парной. Комната отдыха, ванная (купели), санузел, массажная тоже чаще отдельные помещения. Но опять же это все зависит от возможностей человека и его потребностей и столько он соответственно и сделает помещений или зон.
    По причине разделения бани на зоны в современной бане и произошло выделение высокотемпературных "саунных" режимов и даже нашлось множество приверженцев данного - фактически экстремального парения. Соответственно на это сориентировались производители и можно говорить о создании целого направления. И не важно правильно это или не правильно, но спрос рождает предложение, а предложение (с раскрученной рекламой) - спрос. Посмотрите на примере курения, эффектно затягивающиеся артисты (или старшие товарищи) порождают у людей синдром подражания.
    Но это я отвлекся от темы, хотя выработка правильности восприятия, понимания, подключения сознания и в нашем деле первейшая задача.
    Теперь вернемся к русской бане. Веники в бане всегда были принадлежностью паровых режимов и как вы правильно заметили для мытья мало пригодны. Для мытья применялось раньше лыко, вихотки, мочало, люфа (все растительного происхождения, сейчас активно заменяемые на синтетику).
    Веник в бане как раз и говорит о существовании дополнительных функций кроме мытья.
    Веник помогает прогревать тело за счет переноса тепла (пара) из верхних слоев помещения к конкретному участку тела.
    Веник (правильно запаренный) имеет высокую степень отдачи полезных веществ которые накопил в себе лист за период вегетации.
    Веник переносит растворы целебных трав с запарника на тело человека.
    Веник не позволяет перегревать проблемные места, которые не должны подвергаться действию высоких температур.
    Веник создает массажный эффект.
    И все эти процессы я создаю без всяких гидромассажных ванн у себя в бане, все процессы поддаются регулировке. Я сторонник активного парения, поэтому я за русскую баню в ее современной интерпретации, но обязательно с соблюдением основных правил и полезных свойств выработанных нашими дедами.
    Я думаю рациональное зерно и кроется в комплексном подходе к вопросу применения бани и создания банных процедур.
    Говорить об том, что мытье изгоняется из бани просто лишние разговоры.
    Мытье это сугубо индивидуальная, интимная функция, мы же говоря о наличии санузла не уточняем чем там занимается человек. Но наличие воды и всех остальных процедур уже само собой подразумевают выполнение гигиенических действий. Мы же не будем уточнять в процессе данных процедур используются ли пемза или клизма (хотя если это актуально, то отдельно можно и об этом говорить).
    Так что Юрий Михайлович, думаю что ваши опасения лишние.
    Просто не нужно обращать на отдельные проявления рекламных шумих, когда для того чтобы прикрыть простое шоу многим делам придаются значимость и используются самые узнаваемые слова, и баня в этом деле не исключение из правил.
     
  15. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Юрий Михайлович, баня у каждого своя, свои технологии парения, своя печка, свои методы создания банных процедур.
    Общее только принципы по которым мы только оцениваем те или иные методики.
    Оцениваем, а не критикуем и осуждаем.
    Поскольку как говорится в русской пословице - "Что русскому хорошо, то немцу смерть".
    А если перефразировать на нашу тему, то одни режимы хороши для Иванова не подходят для Сидорова, и не потому что они плохи, а потому что у каждого свои потребности и приоритеты, свои взгляды и убеждения, свои привычки и навыки.
    Я вырос на Кубани и учился многому у своего деда, который воспитывался в казачей семье. Дед мой имея 2 класса церковно приходской школы был очень грамотным человеком и разбирался во многих вопросах. Он кроме того что имел казачью военную подготовку, был обучен методам врачевания, кузнечному делу, в советское время стал первым механизатором в созданном МТС.
    Имел дед и свое подворье и конечно баню. Баня была совершенно отличной от тех бань с которыми я столкнулся за период своей деятельности.
    Это было глинобитное строение в котором стояла кирпичная печь (это на морей памяти, а как рассказывал дед раньше ее тоже делали глинобитной).
    Печь была по строению напоминающую русскую печь, только поменьше и несколько другой конструкции. Вся баня была перегорожена на два помещения, одно большое откуда топилась печь это было общее помещение где мылись, стирали, делали запару, кожевничали (скорняжничали) и т.д. Эта комната называлась банной, поскольку на Кубани баниться означалось мыться.
    Второе поменьше, куда выходил зад печи с отсеком для камней - это непосредственно парное помещение и называлось оно парильня. В ней стояла высокая лака как стол на которой, парились, или массировали или лечили (костоправили) и лавка по-меньше для сидения.