1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Также, бани не освящаются, в них не вносятся освященные предметы (иконы, утварь, одежда священников), есть несколько авторов (из числа церковных авторитетов) который говорили и про необходимость снятия нательного креста. Но конкретно это не одобрялось и не одобряется официальной позицией ПЦ. Крест одетый при крещении может быть снят только со смертью владельца. Исключение составляет ранение/болезнь, но и тогда крест помещается в руку/на запястье.
    Также, сходивший в баню, "до следующего солнца" не мог входить в церковь по "простому чину" - т. е. на молитву и/или службу.

    В этой связи интересны письма протопопа Аввакума, где он пишет про наложенные самим на себя епитимьи, в связи с тем, что был вынужден в ночь после бани отпевать покойника.
    Там же, он пишет, что "грех с попадьей" тоже очень удобно совершать сразу после бани - в церковь то все равно нельзя. ;)

    Найти эти письма в интернете я не смог.
     
  2. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    В д. Мандроги батюшка со Свирсого монастыря, баньку освятил и иконку поставил.
    У меня в бане был батюшка с мэром Москвы, в парной я его спросил про его нахождение в таком заведении в обществе дам - он ответил, что мол матушки то его с ним сейчас нету.
    К нам в чОрную ходит батюшка с матушкой, я с ними не работаю, но при встрече обязательно попытаю у него про тему банно историческую. Может поведает что нить интересное.
    Может и зря я тут это все написал, но кто же знает, история она такая - спорно- неизведанная ...
     
  3. al185
    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264

    al185

    Модератор

    al185

    Модератор

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264
    Адрес:
    Екатеринбург
    Крест на нем был?
     
  4. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Крест был. \одежды нет\
     
  5. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Прям по полному обряду? С хождением вокруг и брызганьем водой на каждую стену?
    И икону в какой то из углов поставили?
    Или как брат Гранфло из "графини де монсоро"?
    Оно, конечно, священнику запретить что либо делать, может только Вселенский собор...
    Но! Пока есть перечень, в каждой епархии он свой, на что епископ благославляет клир.
    Всяко может быть конечно... Все меняется...
    Удивлен! Не скрою.
     
  6. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    А вот этого не скажу, тк не был лично свидетелем. Хорошо знаю бывшего банщика.
    Икона в восточном углу \если не изменяет память\
    Середина 90х было дело.
     
  7. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    С датой ничего не путаете? Свирский монастырь начал восстанавливаться в 1997 году, первые монахи там появились в 1999 году. А с 1953 года там была психбольница. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE-%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
    Ну и монах, без благословления начальства ничего освятить не может - на то и монашество, т. е. уход от мира. А уж чтоб монах в бане парился - такого и представить нельзя. Монашеский устав Василия Великого мытье монахов регламентирует - только той водой "которую б-г послал", грубо говоря, дождевую воду собрать можно, а вот из колодца для мытья - нельзя. И воду греть непосредственно нельзя. Как б-г согреет, так и надо.
    Хотя, при любом монастыре всегда была баня. :aga: Но вот монахам туда было нельзя. Топить, воду носить, убирать - это пожалуйста, послушание. А вот мыться - ни ни.
    А кого икона? Может не икона? А картинка с кем то из прочих (страстотерпцев, велико- и просто мученников, ну и т. д.) - смысл то разный. Освященная икона и благославленная картинка.

    Вообще, церковь, не особенно жаловала бани. Особенно общественные. Так, Стоглав 1551 года с возмущением констатирует наличие общих (мужск и женщин, разделена только раздевалка) бань в Пскове.
    Вот ссылки на Стоглав у меня нет.
     
  8. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Православный историк Грушин В. вот что пишет о банях и отношении церкви к ней:
    "Для начала отметим следующее: вплоть до XVIII века бани на Руси носили сугубо славянские названия: мовница, истопка, мыленка, лазня и так далее"

    Ну Грушин, как бы это сказать, такой русско-православный националист из разряда "все придумали на Руси, причем давно".
    Почитать можно здесь: https://rusk.ru/st.php?idar=800497
     
  9. ДиректорБани
    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    ДиректорБани

    банный нищеброд

    Регистрация:
    24.09.12
    Сообщения:
    1.856
    Благодарности:
    3.301
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Про псих больницу в курсе, там еще и алкашей лечили к тому же, но это не значит. что там при этом и не могли находиться священнослужители. Место святое. Не правда ли?
    А годы то были "лихие", образ конечно новодел был, банщик забрал его с собой. Поэтому сейчас не скажу какой.
     
  10. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Ну так то да - ни один закон физики этого не запрещает. Но, сомнительно, т. к. сама РПЦ про это не знает, да и монахи это не совсем те люди, которые ходят сами по себе.
    Священник, конечно мог находится, мало ли? Церковь домовая или еще как.

    Про святое место - не согласен, терминология тут важна. Святых мест в РФ просто нет, т. к. "святыми" считаются места посещенные самим И. Х. или апостолами. Даже "равноапостольные" посещения - не считаются.
    А места в РФ бывают "осененные святостью", "намоленные" и "места жития святых".

    Собственно, мы не про это, мы же про баню.
    После консультаций с клиром одной из церквей Уфы, услышал вот такое мнение:
    Освящено было не строение, а сам процесс стройки. Освящать баню, сортир - ересь, т. е. действие заранее недействительное и делающее священника "недействительным".

    Повесить икону в место, где извините, голые люди трясут всем чем можно - ну не могли. В принципе.
    Если вспомните, даже в спальнях иконы имеют шторку. Ну нельзя перед иконами (суть ликами) непотребства творить. Чин иконопочитания называется. Утвержден Вселенским собором (6 и 7) и пересмотрен, либо модернизирован быть не может.

    Что интересно, сказали, что при монастыре в обязательном порядке должна быть баня. Ибо заповеди. Точно не скажу какая, но что то по поводу "путника обогрей, накорми и проводи".
    Так что, оказывается, есть специальное наставление от 14 века, о "монастырских банях". Сосед, глубоко верующий, обещал, как поедет поспрашивать. Говорят - прям таки инженерная вещь. С твердыми нормами и конструкциями.
     
  11. al185
    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264

    al185

    Модератор

    al185

    Модератор

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    31.388
    Благодарности:
    30.264
    Адрес:
    Екатеринбург
    И фотать обязательно. М. б. сохранились исторические традиционные конструктивы...
     
  12. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Попрошу. Но я надеюсь, что просто узнает название документа, и тогда его можно будет найти.
    Кстати! Я дано прошу Палеха выложить сюда "Уложение", оно хоть и не совсем древнее (188х года), но там есть описание и рекомендованные конструкции бань.
    "Иллюстрированное урочное уложение" графа де Рошфора - это такой, прообраз "справочника самостроителя". Там про баню есть. Он его нашел, и наверно он и должен его выкладывать?
    Со своей стороны, могу дать нормативные документы России от 1886 года - Урочное положение, с котором часто путают книгу Де Рошфора. Урочное положение - это нормативный акт Российской Империи (собственноручно написано Его Императорским Величеством - Быть по сему).
    А "иллюстрированное урочное Уложение" - это книга крупного специалиста в строительстве, графа Де Рошфора. Иногда их путают.
    ссылка для скачивания Урочного положения - https://rusfolder.com/36053392
     
    Последнее редактирование: 17.12.14
  13. Палеха
    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033

    Палеха

    Владимир

    Палеха

    Владимир

    Регистрация:
    03.10.11
    Сообщения:
    15.987
    Благодарности:
    21.033
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Ссылка давалась многократно https://www.forumhouse.ru/threads/163022/
    Это коллективный труд форумчан. Можно ознакомится не только с Урочным положением, но и другими ценными книгами и документами, прямо или косвенно касающихся строительства. Многие материалы выложены из личных архивов. Каждый может войти в тему и поблагодарить конкретных людей за их работу.
     
  14. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Вот что писал о банях и традициях историк Костомаров Н. И. (в викпедии можно посмотреть кто таков)
    Русские вообще ходили в баню очень часто: она была первою потребностию в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для какого-то наслаждения. Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня [...]; сверх того для простонародия и для приезжих везде по городам существовали общественные или царские мыльни, где за вход платили деньги, составлявшие во всем государстве ветвь царских доходов. По известию Кошихина, каждогодно собирались таким образом до двух тысяч рублей со всех мылень, находившихся в ведомстве конюшенного двора. Мыльни вообще топились каждую неделю один, а иногда и два раза. В летние жары запрещалось их топить в предупреждение пожаров, с некоторыми исключениями для больных и родильниц, по воле воевод. Тогда-то особенно наполнялись царские мыльни; впрочем, запрещение топить свои собственные касалось более посадских и крестьян; люди высшего значения всегда пользовались исключением. Баня для русского была такою необходимостью, что по поводу запрещения топить их, жители грозили правительству разбрестись врознь из своих домов.

    Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась от этого вредных последствий. Жар был нестерпимый. На скамьях и полках постилалось сено, которое покрывали полотном. Русский ложился на него и приказывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бросался летом в озеро или реку, подле которых обыкновенно строились мыльни, а зимою катался по снегу или обливался холодною водою на морозе. Всегда кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения: мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то и в другое был один; и мужчины и женщины, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с другом нагишом, закрывались вениками и без особенного замешательства разговаривали между собою, а иногда разом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу. В более отдаленную старину было в обычае и мужчинам и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и черницы мылись и парились вместе.

    [...] Баня была самым главным лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусит луком и идет в баню париться.

    Для простого народа баня была школой той удивительной нечувствительности ко всем крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя этим иностранцев. Но что касается до высших классов общества, то, при сидячей жизни, бани порождали бездействие и изнеженность; в особенности женщины высшего состояния отличались этим и казались хилыми и брюзглыми.

    Тут интересно (ну для меня) - " и даже чернецы и черницы мылись и парились вместе". Это ведь про монахов и монашек. Такое было, видать, отношение к Уставу Василия Великого. :aga:

    Ну и про то, что русские все лечили водкой - тоже мне кажется преувеличением и тенденциозным.
    Процентов 30 России было вообще не пьющим. Староверы, мусульмане, еще ряд направлений.
    А миф о повальном пьянстве и "национальном обычае пить водку" - он из городов, где просто в определенных районах концентрировался асоциальный элемент.
     
    Последнее редактирование: 17.12.14
  15. Liss1970
    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265

    Liss1970

    Живу здесь

    Liss1970

    Живу здесь

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    7.406
    Благодарности:
    4.265
    Адрес:
    Уфа
    Вот данные из Богородице-Табынского Женского монастыря.
    Каждая обитель (монастырь) должна иметь баню, для возможности помывки 12 паломников.
    Регламентируется это Решением Синода РПЦ времен Петра 1. Каких либо специальных, конструктивных мер в решении нет. Ну кроме того, что баня должна стоять так, что бы исключать "смущение". Сама баня там, сейчас, современная, с краниками и центральным отоплением. Без парной.