1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Вот видите... А сколько трудов стоило вырвать у нашего Константина Вячеславовича эти замечательные слова! А ведь это традиция его деда.

    Насчет дедов. У меня, конечно, и в мыслях не было обижать кого-то лично, назвав наших обезьян "дедами". Я ПРОСТО "ОКУНУЛСЯ" СЛИШКОМ ГЛУБОКО В ИСТОРИЮ. В попытке раскрутить тему. Извините, если что не так сказал...

    Константин Вячеславович, я какова, интересно, история Вашей фамилии. От кого она у Вас? Если не тайна. Наверно ведь давняя история? И никак не связана с "Белым Движением"? Фамилия-то очень красивая. И благородная...
     
  2. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Юрий Михайлович, а я насчет обиды ничего не говорил и отлично разобрался с направленностью вашего материала.
    А на счет шуток если помните в старом журнале "Знание сила" был маленький раздел "Ученые шутят" там и не такое бывало выкладывали и это было не только забавно и курьезно, но и поучительно.
    Насчет фамилии, то она пришла с первыми казачьими атаманами при заселении Кубани, была даже верительная грамота Екатерины о даровании казакам Кубани и там в ней была даже указана фамилия.
    А на счет существования отдельно помывочного (в старину банного - не указывал в таком чтении только для того чтобы не создавать путаницы) помещения и парного помещения в одной бане я неоднократно указывал, но видно плохо донес и не смог раскрыть смысла.
     
  3. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Запорожским казакам? А кто там на Кубани раньше жил? Или пустые были земли?
     
  4. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Жило много народностей неберджайцы, адыги, черкесы и т.д.
    На территории Кубани периодически кочевые и горские народности то мигрировали, то создавали объединения.
    Например существовало на Таманском полуострове Тмутараканское княжество которое было основано в 9 веке. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем княжество перешло под власть Руси.
    Но постепенно турки вытеснили русских с Кубани
    Существовали города полисы основанные греками, а в последствии завоеванные турками.
    Турки держали в повиновении местные народности (что не всем нравилось, особенно черкесам) и угрожали Южным границам России.
    Поэтому Екатерина видя двойную угрозу с одной стороны Турции, с другой стороны от распущенной Запорожской Сечи, которая на тот момент фактически переместилась за Дунай искала решение вопроса.
    Большое скопление казаков вызвало перевес сил которые постоянно воевали с турками и было не совсем довольно политикой России.
    Казаки стали активно заселять контролируемые турками земли, особенно им пришлась по нраву Кубань и даже начали враждовать с Российской властью.
    Поэтому Екатерина приняла мудрое решение, даровав земли которые она фактически не имела несмотря на периодические военные действия. Получила богатые земли с населением которое устав от турков поддержало Россию. Убрала угрозу со стороны казаков получив преданное короне войско.
    Казаки где заселяли пустующие земли, где селились совместно с местным населением.
     
  5. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Поэтому благодарные казаки назвали нынешний Краснодар ЕКАТЕРИНОДАРОМ?

    Здорово. Интересно и поучительно. Но откуда у запорожских казаков появилась русская традиция мыться в бане? И париться с камнями в глинобитной печи? С веником?
     
  6. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Вот здесь про казаков и бани - как-то очень противоречиво http://forum.kazarla.ru/index.php?/topic/2921-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F/

    Например - "Да кто ж яё хаит-то? Я гутарил за то, что казаки в русских банях не мылись. Просто лично мне неприятно кады я вижу как голые, красные мужики прыгають с матюками из бани в речку, а потом упиваются так, что возля бани валяються."
     
  7. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    А может он и прав?

    Действительно, если Вы не помните, как отдыхали вчера с друзьями в бане, что делали там и какое оставили о себе впечатление - то, может быть, это именно то, что Вы и ожидали от "настоящей русской бани"?

    Ну какая Вам по большому счету разница, какая печка была в бане и был ли пар, если наутро Вы ничего не помните и просыпаетесь где-то у кого-то под кроватью? А может и под забором...

    Как считаете?
     
  8. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Про казаков написано было много и такие произведения как "Казацкому роду нет переводу" были еще не самые наигранные.
    Были такие которые показывали казаков как беспробудных пьяниц и дебоширов.
    Но это в основном образы надуманные или взятые с отдельных эпизодов и возвеличенные в ранг обязательности и постоянства.
    А наши писатели всегда были рады подключить эмоциональные нагрузки которые, как они считали добавит смысловую нагрузку.
    Помните у классика: "Редкая птица долетит до середины Днепра".
    О России все источники говорят о поголовном пьянстве, но мы то с вами не пьяницы и вокруг меня люди в большинстве трезвые.
    Теперь вернусь к вопросу о казаках, да это были лихие и где-то дерзкие люди, которые постоянно жили на рубежах государства. Кость в горле для завоевателей и не очень жалуемые правительством.
    Казаки не смотря на своей нрав были все же хорошо подготовленные и признавали дисциплину.
    Данная дисциплина распространялась не только на военное время, но и спокойное время.
    Именно отличие казаков от других сословий - служба требовали высокой организации труда, поскольку питанием и продуктами ремесла они обеспечивали себя и свои семьи сами.
    Требования высокой организации труда и быта приводили к тому, что в целом казачество было передовым обществом и впитывали в себя все самое рациональное, плюс к тому что приходилось участвовать в военных действиях и на других территориях где они активно перенимали самый передовой опыт.
    При всех военных действиях если поднять данные потери среди казаков были самые минимальные, и это говорит о том, что управление и организация у казаков были рациональны.
    Теперь относительно бань.
    Военные действия подразумевали большое скопление народа, плюс ранения и инфекции, но казаки не знали эпидемий, и это по причине, что за гигиеной следили обязательно.
    Поселения казаков находились на местах возможных нападений врагов и это требовало более тесному проживанию людей в поселениях.
    К примеру в средней полосе хутор - это отдельное проживание крестьянина со своим хозяйством.
    Казачий хутор закладывался не менее 100 дворов, для того чтобы выставить сотню казаков.
    Станица - создавалась как сборный пункт с развитой инфраструктурой равной провинциальному городку средней полосы России (жителей в них доходило от нескольких тысяч до десяток тысяч). И вы считаете, что при таком скоплении народа не требовались технологии гигиены?
    Кроме того осень, зима и весна в наших краях очень дождливые и ветреные. Сырость и промозглость и сейчас считаются хорошими предпосылками для простудных заболеваний и гриппа. А самое лучшее средство для оздоровления всегда была баня и казаки ничего не изобретали, а переняли опыт своих предков откуда вышли плюс опыт народностей где они заселялись, вот и было соединение разных опытов и культур и создание соей традиции, при том, что в каждой местности свое.
     
  9. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Это ясно. Все всегда невольно преувеличивают. Или приуменьшают.

    Стало быть, Вы считаете, что баня с глинобитной печкой пришла на Кубань с казаками из Запорожья?

    А у донских казаков баня была иная? А как мылись адыги, черкесы... Или не мылись?
     
  10. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Не только глинобитная печь, но и баня сама была глинобитной.
    Поэтому до нас они и не дошли как бревенчатые срубы, поскольку были недолговечны, плюс политика сбора налогов в советское время со всех строений привело к тому, что многие отказывались от строительства новых бань.
    Глинобитное и саманное строительство было присуще степной зоне заселения, например в горных районах Кубани уже ставили срубы.
    По донскому казачеству уверенно сказать не могу. поскольку источников не имею, могу предположить. что строительство саманных и глинобитных строений для них было также актуально, но боюсь ошибиться.
    Что касаемо адыгов и черкесов, то многие годы жизни под турками наложили и на них данный отпечаток. Они устраивали примитивные хамамы.
    Основное мытье их было при устройстве на очаге чана с водой и свободном его парении. В чанах, шайках, бочках они не мылись, мылись только обливаниями, у них считалось неприличным плескаться в своей собственной грязи.
    Как мылись богатые представители горцев не знаю дед об этом не говорил.
     
  11. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    По приглашению М.М.Куткина посетил выставку "Садовод и фермер". Вновь с удовольствием пообщался с Михаилом Михайловичем на его стенде. Человек он, в общем-то, знающий, разносторонний, легкий в личном общении, остроумный и далеко не столь "колючий", как на форумах... Так что без труда нашли, о чем поговорить. В основном спорили о металлических печках-каменках, но затронули и вопросы истории бань. Вспомнили банные печки его отца. Надеюсь, Михаил Михайлович поделится банными воспоминаниями "детства" и с форумчанами.

    В воскресенье на огромной территории ВВЦ /ВДНХ/ народу было очень много, при входе даже давка. Но поскольку был удивительно приятный солнечный день, то люди "толкались" в основном на просторе по ярмаркам, аттракционам и закусочным. А внутри здания выставки "Садовод и фермер" было не столь людно, да и сам "Банный остров" все же больше походил на демонстрационную банную выставку, чем на заявленное "банное шоу".

    Но в плане "экспонатов" банные организаторы подготовились капитально: у Василия Ляхова был действующий экспонат прозрачной поликарбонатной парилки, в которой на виду у всех парили вениками всех желающих, а Василий по ходу пояснял ход процедуры /типа "читал лекцию"/. Рядом располагались печные стенды Ферингера, Куткина и др. А на улице топились парилки Руспара и Емелина.

    Народ невольно притормаживал у "бань", глазел и даже задавал вопросы. Но прямо скажу, такого живого шоу как когда-то в 2000-х годах у Харвии /Онли/ на Старом Арбате и в Сокольниках здесь не было. Там тогда тоже были действующие сауны /в том числе и на колесах/, но действо происходило более по-театральному и более динамично.

    Так что Владимиру Ляхову со товарищи есть еще над чем поработать в плане "попсы" - режиссуры массовых представлений. А "попса" /организация "давящейся" от любопытства и зрелищности толпы людей/ - дело серьезное, этому обучают в институтах культуры.
    ----------------------------------------------
    P.S. Извините, что не в тему. Но надо было где-то формально "отчитаться".


    У нас сторожиха на массиве - казачка родом со станицы рядом с Волгодонском. Говорит, всякие есть "куреня" - и из бревен, и из кирпича, и из самана /сырого глинобитного кирпича с сечкой?/. И бани тоже разные. Но ведь все это не "старорежимное", а советское. Удивительно, не молодая уже казачка, но сказать что-нибудь толком про бани ничего не может. Не в состоянии...

    А сейчас и вовсе все по-другому - бабы, мол, уже давно не таскают по пол дня ведрами воду для полива с Дона на огороды /как Аксинья в Тихом Доне/. Насосы качают...

    Кстати, говорят, что русские шайки во Владимиро-Суздальской Руси пошли со времен "монголов". Для мытья только обливаниями. Но сначала парились в печи с веником, а затем мылись в тазу рядом с печью...

    А Калита /князь московского "усула"/ был наполовину мусульманином, наполовину христианином...
     
  12. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Ну что касаемо князей от их вероисповедания в принципе быт людской мало менялся, так что похоже, что данное мытье с парением в русской печи было присуще многим на Руси.
    Тем боле поставить баню мог позволить себе не каждый крестьянин.
    И обливаться в хате не каждый будет, тем более, что полы чаще были глиняные устеленные соломой.

    Кстати у деда в парной полы тоже были устелены соломой, а полок сеном.
    Правда его полком не называли - лавка, а что поменьше ослончик.
     
  13. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Да и церквей прежних сейчас тоже нет. Тоже типа исторических клубов. Иначе и здесь тоже необходимо менять уклад и общественный строй.

    Да и бань прежних тоже нет...

    Интересно, а церковнослужители что сейчас предпочитают - бани или ванны с душами?
     
  14. snik
    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772

    snik

    просто любитель

    snik

    просто любитель

    Регистрация:
    22.01.10
    Сообщения:
    1.234
    Благодарности:
    772
    Адрес:
    Хабаровск
    Прочёл любопытный народный фольклёр о русской бане, может кому ещё понравиться.

    Взял в книге Юрия Власова: Строим БАНЮ сами из того,что под руками!


    Как не обидеть банных духов.


    По народному поверью,когда-то шла активная борьба между богом и дьяволом на почве сотворения человека. Бог сотворил человека, а у дьявола,как ни старался, получались одни черти. Господу черти не понравились, и он их по-простому с неба скинул. Сердитый был. Черти, падая, попали кто куда. Кто в воду-стал водяной, кто в лес -стал леший, кто в дом-домовой, а в бане -банник.
    Откуда брался банник в каждой конкретной бане-неизвесно, но в ночь после постройки он становился там полновластным хозяином.Поэтому банника заранее задабривали: построив баню, под порог закапывали чёрную курицу или чёрного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не общипывать. Считалось, что банник появился в бане после того, как там побывала роженица. В самой бане он занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок.
    Список нарушений, из-за которых сердился банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадала из-за своего пристрастия к ругани. Произнесённое в бане проклятие обязательно сбывалось.
    При посещении бани необходимо было соблюдать определённый ритуал. При входе в баню следовало спросить разрешения на помывку, а при выходе -поблагодарить. Уходить при этом требовалось задом, по ходу движения, отвешивая поклоны и приговаривая: "Мойся, хозяин". Банник не прочь был отдохнуть от своих неправедных тудов и попариться "на халяву", на четвёртый пар (после того как в бане попарились три смены людей). Поэтому последний моющийся оставлял баннику метлу,кусок мыла, тёплой воды в лохани и, конечно веник. Банника можно было и угостить. С этой целью ему оставляли ломоть чёрного хлеба, изрядно пересыпанного крупной солью. Если кто по незнанию парился на четвёртый пар, банник очень сердился. Говорят, что бывали случаи, когда люди угорали или запаривались.
    Нередко банный дух мог выступать в женском облике. В этом случае его называли баннихой, банной бабушкой, но чаще всего обдерихой. Обдериха под стать своему собрату-морщинистая лохматая старуха и, что самое страшное, голая.

    Банниха была страшнее банника, могла сердиться без всякого повода.

    На Святки банник позволял приходить в баню "завораживаться". В полночь к двери бани приходили девушки и, задрав юбки, ждали, что он им посулит. По выставленному в двери заду банник либо бил когтистой лапой - быть беде, или нежно гладил мягкой и мохнатой - на счастье. В иных местах считалось: если бил-к бедному жениху. Если гладил - к богатому. Вообще банник женщин привечал больше, чем мужиков.

    Вместе с тем баня считалась местом нечистым. Неизвесно, куда девался банник, если баня сгорала или разваливаласьот старости. Места, где стояла баня, "банище", на многие годы становилось поганым. Даже в наше время в иных северных районах места бывших бань, как бы удобно ни было их расположение для всяких хозяйственных нужд, превращались в свалки мусора, заросли лопуха и крапивы.

    Горький опыт показывал, что отстроенный на "банище" дом изобиловал клопами и мышами. А если строился хлев - скотина болела, а то и дохла. Можно, конечно, думать, что это суеверие. Но почему, спрашиваеться, и в современных банях, оборудованных по последнему слову техники, нередко замыкает проводку?

    В древности считали баню "поганой". В ней нет икон, живёт нечистая сила. Поэтому нельзя брать в баню одежду, а также нельзя "поганую" банную утварь брать в избу. После мытья и парения считалось необходимым окатить себя чистой студёной водой или окунуться в озеро или речку. Зимой можно было покататься по снегу, чтобы смыть с себя всю нечисть. Не сделав этого, человек не имел права войти в церковь. И вообще, в день после бани ходить в церковь не полагалось.


    Там есть ещё немного из финского флольклора, но так как тема про истрию русской бани, я его пропустил.
     
  15. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Мне кажется, мною лично не поднималась.

    Где-то в 2002 году я написал статью "Теория курных изб". Но так никуда ее и не пристроил. А потом материал вошел в статью "Аэродинамика бань" и в книжку "Теорию бань" в "размазанном" виде.

    Вопрос заинтересовал меня сначала только аэродинамически. Ведь курная изба /баня/ - это сверхбольшой колпаковый топливник, который должен не только конструироваться умело , но и умело топиться, причем "хорошими" дровами.

    Затем я понял, что вопрос о курных избах и банях интересен и исторически множеством всевозможных архитектурно-планировочных решений. И в пещерах, и в землянках, и в бревенчатых срубах, и в несгораемых каменных строениях могут устанавливаться и просто очаги-костры, и очаги-каменки, и печи-каменки, и просто печи с горнилами и арочные, и купольные, и с железной бочкой дном вверх, и с "вывороченной" котлом-колодой по Вл.Далю.

    Что касается разговоров на форумах, то это все больше рекламные впечатления от коммерческих развлекательных строений. Они тоже ценны, но как и все рекламные материалы страдают субъективизмом и приукрашательством. На деле же, курные бани были не очень комфортным объектом в повседневной жизни даже в "цивильном современном" исполнении http://gornilo.ru/1Bolog1.htm

    Если бы Вам удалось систематизировать все это технически и этнически /по регионам/, то это было бы очень интересно даже массовому читателю. Но собирать по крупинкам историю нашей материальной культуры крайне трудоемко.

    P.S. Во вложении - Царь-колокол, который вполне мог бы стать основой "царского" курного очага /каменки-чугунки/ для "царской" черной бани /по аналогии с "вывороченным котлом"/. Огонь разводился бы внутри колокола как в русской духовой печи. Дым выходил бы в устье /в выломанное отколотое отверстие/ прямо в помещение. А воду для получения пара лили бы прямо на купол. Только осторожно, а то колокола-купола, бывало, трескались при падении в воду.
     

    Вложения:

    • царь-колокол.jpeg