1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Летописей на самом деле удивительно мало. Раньше объясняли это тем, что, мол, болгары разработали нам глаголицу и кириллицу очень поздно, да и то для перевода Библии. Сейчас при критике Влесовой книги выясняется, что, мол, были и до кириллицы у русских некие иные письменные источники "на ином языке" со своими характерными "лингвистическими" особенностями. Собственно именно на этом и построено официальное заключение о "поддельности" Влесовой книги.

    Очень много с горечью писали когда-то историки об утере старых рукописных источников при переписи церковных книг со старославянского на церковнославянский /не помню, правильны ли эти названия языков/. А сейчас много пишут и о последующих /уже вполне светских/ чистках царских архивов. Так что искажения, видимо, неизбежны.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------
    http://lib.rus.ec/b/206724/read
    Обнаруженный нами на престоле Ивана Грозного зодиак свидетельствует в пользу нашей точки зрения: имеющиеся сегодня русские летописи являются поздними редакциями, изготовленными в XVII–XVIII веках в узком кругу историков-фальсификаторов. Деятельность которых оплачивалась и направлялась царствующим домом Романовых. Узурпаторам Романовым была необходима такая версия русской истории, которая оправдывала бы их права на престол и одно временно лежала бы в струе общеевропейской программы по искажению истории. Согласно нашей реконструкции, Романовы XVII–XVIII веков были западно-европейскими ставленниками на русском престоле и всецело зависели от Западной Европы.
    -----------------------------------------------------------------------------------
    Кстати - Происхождение Ивана Четвертого Грозного:
    Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты /династия Рюриковичей/, по материнской — от Мамая!, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских! /Мамай - татарский военноначальник Золотой Орды/.
    Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.

    Иван Грозный - первый официально провозглашенный Царь всея Руси. Хотя именно с покорения татарских государств Русь стала называться Россией. Первым же российским Императором провозгласил себя Петр Первый.
     
  2. Предбанник
    Регистрация:
    22.10.10
    Сообщения:
    459
    Благодарности:
    408

    Предбанник

    Живу здесь

    Предбанник

    Живу здесь

    Регистрация:
    22.10.10
    Сообщения:
    459
    Благодарности:
    408
    Адрес:
    Омск
    "мытьё" - ... мытый не мытый: понятие скорее социальное.

    "Мытьё", - в современном, (модном) навязаном индустрией понятие. ЭТО
    вносить жёсткую коррекцию в "защитную структуру" органа "кожа". ровно как и табакокурение, (курильщики тоже живут долго).
    вот, кстати-
    Юрий Михайлович, где наш общий (не мытый более 20 лет) Игорь Васильевич Васильев. Что-то давно его не слышною Может, Вы в курсе.

    Я, не моюсь (в современно понятие) ...?- да несколько лет. Дай, Бог, в семье нас пятеро. И, - я один не мытый. - Бывает среди периодически покашливающих, и сопливых... Не упомню, намёка на ОРЗ.
    - ... может и не с этим связано. интересное тактильное ощущение, - "холод" ощущаю, но мне не зябко. Лёгкая одежда в ноябре на даче. Соседи зябнут, - глядя на меня.:)

    "Омовение" - . что наполняет смыслом? ... применение мыла?, мочалка?
    или "тепловое" воздействие, скорректированное "жидкой стуктурой" на поверхности тела.
    Можно, провести эксперимент, по очереди исключая выше перечисленное
    - В моём наборе, для ощущения полёта, остался, мощный ИК поток, плюс вода. Омовение в парной.

    А ощущение лёгкости, (разность ощущений) вполне объясняется, если понятие "шлаки", свести к термину "свободный радикал" , и как "волна" способна структурировать ионы до молекул, и влиять на ионофорез. Попросту, выплёвывая всё ненужное (пусть шлаки) - из "клетки".


    Вода усиливает эл магнитное воздействие , за счёт равномерного распределения по поверхности тела. Быть в парной и не омываться.. это совсем другие ощущения.
    вода, здесь выступает как "тепловая рубашка", как мне кажется равномерно распределяясь по телу, может являться нормализующим фильтром для ИК потока

    вот, моё мнение.И с радостью изменю его, поменяю на знание...


    Согласен, абсолютно.

    Добавлю, баня должна выстраиваться таким образом, чтобы в ней мыться. Современная модная комплектация, помещение плюс печь, категорически не позволяет этого.
    Отсюда. Для продвижения товара.
    Идёт мощная пропаганда, о полезности не "понятно чего", не понятно для кого. --- реализация

    Для возрождения традиций и нужно вычленить механику воздействия.
    . для многих всё равно где побухать, если с удочкой - рыбак, если на поле с ружьём - охотник. ... и само собой, где если не в бане.
    ======================================
    чёта уж больно сурьёзно получилось:pioner:
    на правах внештатной должности - "предбанник", продолжение серии от Ю.М.

    Петька, стирает бельё. Дошёл, до майки Чапая.
    пыхтя, с ноткой обиды
    - Василь Иваныч. А, майка то твоя... погрязнее! моей будя.
    Василь Иваныч, философски.
    - Дак - и мне и Годков - поболе.
    =========================
    Всем хорошего настроения. Бань плохих нет. Они разные.
     
  3. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Юрий Михайлович, я ни когда не протестовал от того, что баня изначально имела мытейные функции.
    Просто меняется время.
    Люди с коней давно пересели на автомобили, а вот бани до сих пор живы не смотря не развитие ванного и душевого направления.
    И здесь развитие развлекательной "бани" не при чем.
    Самое главное. что баня изначально имела не только мытейную функцию, но и оздоровительную и восстановительную, очистительную.
    А вот эти функции в бытовых условиях без бани получить очень сложно.
    Существует множество направлений и процедур, но баня со своей простотой объединяет все функции и позволяет совершать множество процедур.
    Поэтому в комплексе только возрождение банных процедур где будет место не только мытейной функции, но и другим, часто забываемым или неизвестным из-за утери традиций нашим народом.
    И думаю, что в ближайшее время мы с Алексеем подготовим материал на сайте, кстати не без вашей помощи, поскольку ваши вопросы натолкнули на метод изложения, чтобы было понятно всем.
     
  4. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Ну не обижайтесь. Лично к Вам у меня самые теплые чувства. В том числе и за то, что Вы категорически не равнодушны к нашим историческим корням. Я прошу у Вас извинение за "не ту трактовку" Ваших сомнений.

    Я исхожу из того, что мы ведем здесь как-бы научную дискуссию /на том уровне, что нам доступен/. Это не ругань между людьми, а "спор идей". А дискуссии "без остроты" не бывают. Тем они и интересны. И "для публики" тоже.

    Видите ли, эта "краеугольная" книга интересна лишь тонюсенькому слою общества. Даже сегодня. Издайте ее сегодня в 20-ти томах, и более ста экземпляров Вы ее не продадите...

    Теперь факты.

    1. Полное собрание летописей 1846 года http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=717564 /см. вложение/.

    2. Типографская летопись. Общерусский летописный свод, составленный в конце 20-х гг. 16 в. в Троице-Сергиевом монастыре лицами из окружения митрополита Даниила. В основе Т. л. лежали: летопись, близкая Лаврентьевской, с ростовскими дополнениями; сокращённый московский свод 1479; ростовский свод архиепископа Тихона; троице-сергиевский летописный свод с местными записями и др. источники. Многие известия Т. л. являются уникальными. В 1558 Т. л. была продолжена в том же Троице-Сергиевом монастыре материалами Никоновской летописи и повестями о взятии Казани. В 1784 и 1853 Т. л. издавалась московской Синодальной типографией, в библиотеке которой она хранилась.
    Лит.: Полное собр. русских летописей, т. 24, П., 1921; Шахматов А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV — XVI вв., М.— Л., 1938; Насонов А. Н., История русского летописания XI— начала XVIII вв., М., 1969.

    3. Ипатьевская летопись. Древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Б-ке АН СССР), самостоят. значение имеет Хлебниковский список 16 в. (Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Другие списки - Погодинский, Ермолаевский и Краковский - восходят в конечном счете к Хлебниковскому. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу - южнорус. летописному своду кон. 13 в. Впервые И. л. была издана с 1111 во 2-м т. Полного собр. рус. летописей в 1843, а полностью текст издан в 1871 и переиздан в 1908 А. А. Шахматовым. Новое издание было начато в 1923, но вышел только 1 выпуск (до 1146). В 1963 издание 1908 воспроизведено фототипич. способом. И. л. по составу разделяется на три осн. части: первая - "Повесть временных лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118-1199) - Киевский свод кон. 12 в.; третья (до 1292) - в основном галицко-волынские летописные записи, к-рые, судя по Хлебниковскому списку, в оригинале летописи не имели разбивки по годам. И. л. является ценнейшим источником по истории Юго-Зап. Руси до кон. 13 в. Замечат. особенностью ее является светский характер ряда рассказов. Мн. галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтич. произведения.
    Лит.: Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.

    И т.д.и т.п.

    Вот с русскими как раз и наоборот... Или просто "великая тайна", как Вы выразились.
     

    Вложения:

    • летописи.jpg
  5. serj58
    Регистрация:
    12.10.09
    Сообщения:
    100
    Благодарности:
    315

    serj58

    Живу здесь

    serj58

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.10.09
    Сообщения:
    100
    Благодарности:
    315
    Адрес:
    Новосибирск
    Ну почемуже - об этой летописи знает каждый, кто хот маленько учился в школе.
    Ну а продать - не продать - мы разве про это??


    На сколько я в курсе, сами историки признают, что те куски что перекрывают времена описанные в "Повести.." во всех других летописях просто повторяются, т.е. являются простой перепиской (с вариациями конечно). А вот та часть что описывает более поздние времена уже различается у разных летописей. Из чего историки делают выводы, что всякие Ипатьевские и проч. летописи наиболее древний кусок списывали с одного и того же источника, ну а более поздние писали уже, что называется, от себя.

    А с чего это вдруг? И откуда такая уверенность?


    На счёт первого издания.
    Собственно вот чего пишет вика
    =====
    Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990) языки.

    Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)
    Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. СПб, 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999)
    Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997. (по списку Ипатьевской летописи)
    ===
     
  6. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Вот то то же... :)]

    Давайте вернемся к первым русским баням - новгородским. Летопись писала о них как о диковинке. Стало быть, таких бань в Киеве у Мономаха не было?
     
  7. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Ну что нам известно наверняка... Желтов четко определил ареал бани /отдельно стоящего строения для мытья и сопутствующего/, ареал печи /в которой парятся и моются с окончательным обмыванием на улице или в сенях или в прямо в комнате/, ареал мытья в кадках и бочках и т.п. И установил, что бани пошли из региона Новгорода http://www.banbas.com.ua/2005-07-09%2813%29/Str_90.htm.

    В этом регионе самые древние постройки /7-9 века?/в виде срубов были с глинобитными печами. По раскопкам в Старой Ладоге и срубы, и печи, и орнамент керамики совпадали с традициями славянского балтийского Поморья /"от Дании до Кенигсберга"/. Черепа тоже совпадали и были похожи на германские. Значит, славянская колонизация этих краев шла вдоль Балтики с запада на восток. А вот в Киеве были совсем другие постройки /землянки/, другие печи /купольные с дыркой наверху чтоб ставить горшок/ и совсем другие черепа, в корне отличные от германских.

    Потом в Новгородских краях вдруг в 9 веке глинобитные печи исчезли и появились печи-каменки в виде груды валунов и булыжников. И эти каменки уже не исчезли в баням до 20 века. Многие связывают это с солеварением в Старой Руссе и вообще вокруг Ильменя и даже далеко на восток до Северной Двины.

    Так, что одна из гипотез возникновения бань - соляная. Такова уж была технология солеварения - выпаривания солевых родниковых вод. А соль издавна была главным богатством - без соли даже монгол не мог кочевать по степи, поскольку и человеку надо не менее 3г/сутки и лошадям 30 г/сутки соли.

    Соляная гипотеза пригодна и к другим регионам /Карпат, Болгарии и т. п./, где "банями" называли местности с источниками соли /превратившиеся сейчас в курорты типа Бани-Лука и др./.

    Извините, прерываюсь по делам... /без редактирования/.
     
  8. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Множество бывших солеварен стало бальнеологическими курортами, начиная от Баден-Бадена, Карлсбада /Карловы Вары/ и кончая Баня-Лука и нашим Сольвычегодском /на Северной Двине около Котласа/. Можно было бы предположить, что баня исторически означала солеварню /тем более древнее слово "ба" как-то связано с древним очагом-печью/. Более того, яма для добычи солевых растворов тоже называлась "бана".

    Но все эти "объекты", называвшиеся именно солеварнями-банями располагались в краях, на которые огромное влияние оказала Римская империя /как Восточная, так и Западная/. А по греко-римским говорам "банеум" и "баня" означало и омовение, и "ванну" /известный исторический факт перехода греческой древней "беты" в современную "виту" - мы говорим Византия, европейцы - Бизант/. То есть "баня-ванна" - это "по греко-римски" означает углубление с водой, водоем, в котором можно купаться.

    Короче, если потовая и паровая бани родились, видимо, у костров, то рукотворные ванны для горячих купаний родились из горячих источников /город Термы в Сицилии, город СПА в Бельгии, сенто в Японии, тифлисские бани-ванны и т.п./.

    Нас в первую очередь интересуют солеварни в новгородских краях. Поскольку руссы Рюрика пришли /якобы/ из балтийского Поморья /из ободритов, точнее из Вагрии, где был расположен славянский Старый город Старград, ныне немецкий Ольденбург, см. вложения/, то там как раз и было сильно развито солеварение. Особенно знаменит нынешний крупнейший бальнеологический курорт Колобжег http://www.polandtourism.ru/poland/sights/120/:
    "Солеварни, в которых раньше из минеральных вод добывали ценные соли, действовали в этой местности с VII в. Средневековые хроники упоминают о Cholberge in monte salis - месте, расположенном на Соляной горе. Солеварни продержались до XIX в., но позже в истории Колобжега более важную роль стали играть сами минеральные источники". Также http://agni-vs.narod.ru/History/Istorija_pomorjan.htm: "В Колобжеге уже с 6 - 7 веков поморяне занимались варением соли; около 1000 г. поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии". Кроме того, http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st055.shtml: "О гигиеническом состоянии поселений мы располагаем отрывочной, но довольно важной информацией. Так, доказано, что в Гданьске существовали общественные бани типа сауны. Повсеместное распространение получили купания в озерах и реках".

    Видимо, при переселении в новгородские земли руссы принесли с собой не только "избы", но и технологию солеварения. Во всяком случае Ильмень, Белозеро, Верховья Северной Двины - это базис Новгорода. И руссы-варяги развозили и торговали этой солью по всем рекам края http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani.

    Технология соли постоянно развивалась. Сначала соль добывали вымораживанием соленой воды /на этой технологии еще долго работали Соловки - монастырь в Белом море/. Затем растворы стали упаривать, сбрасывая в рассол раскаленные камни в березовые туеса, деревянные колоды или просто углубления в грунте. Видимо, эта технология и привела к появлению /в Старой Руссе?/ техпроцесса, близкого в паровой бане с вениками. Ведь нужна была изба для круглогодичной работы, каменка, дрова, веник для размахивания пара и для вентиляции помещения. В таким солеварнях и мылись /потом и паром/, хлеща себя веником. В дальнейшем стали использовать для выпарки рассола металлические котлы и противни /они назывались "циренами", "цренами", "чренами"/, установленные над огнем, а затем и над топливниками печей. См. например:
    http://northural.ru/article/kak_varil
    http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post95415753/
    http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/uljanov/un_mixed2.htm

    http://rushanin.narod.ru/bani.html#bani:
    "В топонимическом словаре «Имена московских улиц» (М. 2007) Р.А.Агеева относительно речушки «Баньки» и слова «баня» отмечала следующее: «В качестве географического термина это слово в древнерусском языке обозначало источник, преимущественно теплый. Ср. также украинское диалектное баня «минеральный источник, солеварня» ».

    В технологии солеварения большую роль сыграла также река Кама /историческая родина нашего модератора Магола/. Этот приток Волги когда-то в давние тысячелетия был основным руслом Волги. И соль из пермских у уральских верховьев /например, из региона Усолье-Соликамск/ везли вниз по течению сначала финно-угры, затем булгары в свой Булгар /в аккурат расположенный у слияния нынешней Волги с Камой/, потом татары в Казань. Этот перекресток водных путей у Булгара-Казани всегда славился оживленной торговлей: в первую очередь, солью, а во-вторую очередь товарами с Востока. Так что паровые бани с вениками вполне могли процветать в древности и в этих пермских финно-угорских краях, весьма далеких от Новгорода. Но назывались ли там солеварни банями? В последние шесть веком, кажется, что нет... Даже в Новгороде бани до поры до времени не назывались банями...

    Во вложении - избы-солеварни http://af1461.livejournal.com/123804.html
     

    Вложения:

    • балтийское поморье.gif
    • балтийское поморье2.gif
    • солеварня внутри.jpg
    • солеварня снаружи.jpg
  9. b}{p
    Регистрация:
    27.01.08
    Сообщения:
    669
    Благодарности:
    705

    b}{p

    отец

    b}{p

    отец

    Регистрация:
    27.01.08
    Сообщения:
    669
    Благодарности:
    705
    Адрес:
    Москва
  10. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Позиция ясна. Никого никогда не было.
    ----------------------------------------------
    Кстати, до интернет-форумов, появившихся в нынешнем современном виде у нас где-то в 2001 году?, в интернете существовали так называемые "конференции", создававшиеся какими-то иностранными серверами, где порой все было вперемежку - и наука и быт. Приходилось писать на английском, и, как ни странно, в 1996-1998гг /когда я еще работал, точнее числился, в НИИ/ я легко находил собеседников на другом краю света, которые понимали интересовавшие меня вопросы по таким узким направлениям, как химтехнологии жестких дисков или текстильного производства.

    Привожу как историческую реликвию чудом сохранившуюся банную конференцию 2000 года https://narod.yandex.ru/com_forum/?com_id=255

    Может быть, кто-нибудь уточнит или дополнит сведения о первых интернет-ресурсах русской бани?
     
  11. b}{p
    Регистрация:
    27.01.08
    Сообщения:
    669
    Благодарности:
    705

    b}{p

    отец

    b}{p

    отец

    Регистрация:
    27.01.08
    Сообщения:
    669
    Благодарности:
    705
    Адрес:
    Москва
  12. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Как я уже отмечал, в действительности же, в оригинале Геродота ничего не говорилось ни о бане, ни о паре /№152/. Упоминается лишь, что в чуме создается "пурия" - огонь , жар, пламя /видимо, сильные испарения-чад «как от ладана»/. И этими окуриваниями не мылись, а очищались после погребения покойника, которого долго возили по соседним селениям /для прощания, наверно/. Семя конопли при этом давало, видимо, и наркотический эффект.

    Так вот окуривания были известны с незапамятных времен. Еще в 1200 г. до н.э. Рамзес Третий в своих торговых законах «стандартизировал» качества благовоний - из чего и какого цвета должны были быть смолы. В Древней Греции на алтарях храмов олимпийских богов воскуряли ладан. Кстати, у мусульман существовала традиция окуриваться после бани ладаном, очевидно из-за того что все поры тела открывались http://www.futura.ru/inc/Ladan.htm. Может быть эта традиция существовала и в наших банях в далеком прошлом?

    В церковную практику окуривание вошло в форме кадИла-кадИльницы /по англ. thurible, лат. Turibulum/— изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Кадило разжигается при помощи раскаленного древесного угля, на который кладется ладан /incense/ — душистая смола восточных деревьев . При сгорании он образует благовонный дым — фимиам. Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке, см. фотографию) и келейные, иначе домашние (с фиксированной ручкой набоку). Процесс благовония называется каждением. Перед началом каждения священник произносит молитву.

    Самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями (tiraboleiros) в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

    Выражения: «Дышать на ладан» (разг.) — перен. умирать, быть еле живым. Тем не мене, от ладана никто не умирал. Просто имелось в виду, что человек уже близок к отпеванию в церкви с ладаном.

    Банная традиция бросать на раскаленные камни растворы ароматических масел появилась сейчас у нас от финнов. К сожалению, в печати появляются сведения о появлении практики наркотического окуривания в банях-саунах.

    «Каждение приготовляет нас к службе "вонею благоухания". Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
    Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
     

    Вложения:

    • кадило псковской работы.jpg
    • католическое кадило thurible.JPG
    • православное кадило.jpg
  13. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
  14. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
  15. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.271
    Адрес:
    Москва
    Для общего сведения:

    http://saami.su/books/haruzin-zhil.html
    Н.Н.Харузин, «Очерк развития жилища у финнов».

    Имеются упоминания о конструкции сауны.

    У этого же автора есть «Очерк развития жилища у тюрков», «История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России», «Славянское жилище въ Cеверо-Западномъ крае» и др.