1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7.5/10 7,60оценок: 10

История русской бани

Тема в разделе "Русская баня", создана пользователем Admin, 11.08.10.

  1. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    http://ibigdan.livejournal.com/8984229.html
    Купа́льная маши́на

    «Популярное в XVIII и XIX веках приспособление для купания на океанских или морских пляжах, позволявшее мужчинам и женщинам купаться, сохраняя правила приличия тех времён. Представляли собой крытую повозку с деревянными или брезентовыми стенками. Купальные машины были необходимой частью пляжного этикета, они скрывали купальщиков от посторонних глаз.

    Человек заходил в повседневной одежде в купальную машину на берегу. В ней он переодевался в купальный костюм. Затем машина спускалась в воду с помощью лошадей. На популярных курортах были рельсы, по которым спускались купальные машины.
    В воде она разворачивалась так, чтобы с берега купальщик не был виден. Затем купальщик спускался вниз по ступенькам в воду.
    Купальные машины часто оборудовались флажком, который поднимался купальщиком, как сигнал готовности возвратиться на берег.

    В начале XX века, после того как были разрешены смешанные пляжи, купальные машины стали исчезать. По привычке ими ещё пользовались пожилые люди. Некоторые купальные машины сохранились на пляжах до наших дней и используются в качестве пляжных кабинок».
    -------------------------------------------------------------------------------------
    Такие дела. Это все следствие католических гонений на совместное мытье-купание?
     

    Вложения:

    • купальная машина1.jpeg
    • купальная машина2.jpeg
  2. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Предлагаю познакомиться /пока есть такая возможность/ с текстом избранных глав книги БАНЯ И ПЕЧЬ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ, выложенных в открытом доступе на сайте http://www.vsl.su/o-russkoj-bane/russkie-tradiciipo-materialam-iz-izbranyh/. Тираж книги сразу разошелся, и издание давно уже стало библиографической редкостью.
    -------------------------------------------------------
    В.А.Липинская, Л.Н.Чижикова, Т.С.Макашина, И.А.Морозов, А.А.Желтов, И.И.Гольдин, БАНЯ И ПЕЧЬ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ, РАН - Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, М.: Интрада, 2004, ISBN 5-87604-062-2.
     

    Вложения:

    • аннотация.jpg
  3. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Из всего уважения к историкам хочу обратить внимание на необоснованность их суждений.
    Для примера возьму такой абзац:
    "Говоря о банных традициях, существовавших (и существующих до настоящего момента) на Руси, необходимо отметить, что одними банями они далеко не ограничивались. Банные строения имели широкое распрос¬транение лишь на северо-западе, севере, в Сибири, тогда как в других рай¬онах бытовали иные традиции. На юге России, на территориях прилегаю¬щих к Украине, мылись в деревянных чанах, стоявших в избе', в централь¬ной зоне и южнорусской этнографической группе — в русских печах."

    Почему огульно так заявляется?
    Кто нибудь пробовал затащить в хату (на Украине дома назывались хатами, хибарами но не избами) чан, через узкую дверь которая чаще была около 60 см. Но предварительно нужно было вытащить из той же хаты стол и лавки поскольку места больше не было. Теперь представьте, как мыться в помещении где в большинстве полы были земляными (глиняными), а как потом было жить в таком помещении, которое предварительно нужно было высушить?

    По мытье в печи. Найдите мне хоть одного человека который провел эксперимент помывшись в печи. И если все же кто то сможет сделать такую печь чтобы в ней можно было помыться, то сразу попутно вопрос: Какого размера должна быть эта печь? До какой температуры нужно охладить стенки чтобы можно было залезть в печь? Откуда получается пар если печь остыла?
    И если печь остывает до такого состояния не проще бы помыться рядом с горящей печью, излучающей тепло и поддавая на каменку пар.
    В таком случае сразу напрашивается вывод, что рациональнее было за печькой сделать перегородку где не только мылись, но и стирались, а более состоятельные люди вообще делали отдельные помещения Или даже отдельные строения.

    Я говорю не огульно, поскольку имею реальную информацию от моих дедов, что для каждого вида деятельности делались отдельные помещения и это я застал как свидетельство того, что традиции складывались из жизненного опыта и необходимости, а не от того, что до чего договорились историки.
    Мой материал Казачья баня выложен http://www.teplodaryug.ru/kazachya-banya.html
     
  4. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Я очень рад, что Константин Белый не только повернулся лицом к традиционным баням гигиенической ориентации, но и стал решительным борцом за сохранение правды в памяти народа о наших древних банных обычаях. А это очень важно - не каждый решится сейчас отстаивать историческую правду.

    Конечно, не в каждую хату втащишь чан, в который можно влезть всем телом как в современную ванну. Так что обходились теми корытами, лоханями и бочками, что были в наличии и влезали в дверь. Такова уж была мытейная традиция западных славян, закрепившаяся на нынешних украинских землях после вытеснения русских из Киева в результате татаро-монгольского погрома.

    Поэтому Константин Белый дополняет, что если позволяли семейные условия, то в хате /обычно в малой хате/ выделяли отдельный "банный" угол за печкой. Так я понял? В таком случае, можно выделить из традиции мытья в тазу отдельную "казацкую" традицию мытья во встроенной бане.

    То есть Желтов выделяет лишь три древние гигиенические /банные/ традиции - новгородское мытье в отдельном строении /мыльне, названной позже баней/, московское мытье в печи в избе, белорусское мытье в избе в тазу. А нужно еще добавить традицию казацкого /малорусского?/ мытья в отдельном /встроенном/ помещении внутри хаты вблизи печи? Так? Причем именно запорожской и кубанской традиции, поскольку у донских казаков /воронежских, например/ были отдельно стоящие бани /см. вложение/?

    В таком случае, может быть целесообразно обратиться непосредственно к Виктории Анатольевне Липинской, которая наверняка рассмотрит возможность уточнения видов бытования бань в следующем издании книги?

    Я тоже раньше не придавал значения мытью /парению/ в печах. Знал о "мытейных" печах, но думал, что это редкость. А вот Желтов показал, что традиция мытья в печах была очень сильно распространена. И печи действительно делались крупными. Удивительно, почему эта традиция не нашла должного отражения в отечественной литературе, в том числе художественной?

    По сути, говоря о русском парении, мы должны в первую очередь иметь в виду парение в печи...
    ---------------------------------------------
    Все вложения - цитаты из вышеупоминавшейся книги БАНЯ И ПЕЧЬ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ.
     

    Вложения:

    • казаки воронежа.jpg
    • бани вологды.jpg
  5. racoon1994
    Регистрация:
    24.06.11
    Сообщения:
    40
    Благодарности:
    6

    racoon1994

    Участник

    racoon1994

    Участник

    Регистрация:
    24.06.11
    Сообщения:
    40
    Благодарности:
    6
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    ПАРНЫЕ БАНИ, САУНЫ И ПАРОВЫЕ ВАННЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

    Похоже, что купание в банях, в частности, паровых ваннах (горячий воздух или пар, с последующим омовением холодной водой) было предпочтительным методом в Восточной и Центральной Европе.
    Основные методы приготовления бани, кажется, были одинаковыми в большинстве северных районов и в восточной Европе: «Нагреваются камни или плиты в закрытом помещении, то есть в бане. Плесните воду на камни, чтобы прибавить пару. Сядьте на скамейки в паровой области, голый, за исключением шляпы.»
    При купании в государственных банях или смешанных группах, можно было бы носить светлый костюм для купания (льняной для мужчин, или открытые с одной стороны одежды для женщин). Как описано в 15 веке Баден-Баден по Поджо Браччолини: « Ударь себя с пучками листьев, чтобы поощрять обращение крови. После или во время потоотделения, очистить организм с водой из ванны или ведра, или окунуться в ванну, реку, или снег.»
    Немецкие бани включали другие удобства, такие как бассейны-выдержки и места для общения, еды и питья, которые, возможно, были прообразом римских бань. Я не нашел информации о социализации областей, входящих в состав русской бани.
    Упоминание про паровые ванны римским историком, что скифы имели привычку посещать бани или паровые ванны:
    «Эти палатки были сделаны из войлока, все трещины тщательно опечатаны. Внутри была помещена чаша полная раскаленных камней на которых были брошены семена конопли. По свидетельству Геродота, скифы будут выть от восторга, когда они дышали этими парами. Сидеть в этих палатках было явно одним из своих любимых занятий «(П. Джеймс и Н. Торп, Древние изобретениия; Нью-Йорк:. Ballantine, 1994, с. 342).
    Парные в деревянных банях в России, упомянутые в Русской Первичной Хронике в 1113 году: «Парная разогревается до очень высокой температуры, затем раздеться, и, после помазания себя салом, взять молодого камыша и хлестать свои тела. Они стегают себя так сильно, что они едва живым не ушел. Затем они обливают себя холодной водой и, таким образом, возрождаются. Они думают, что ничего не делают это каждый день и на самом деле причиняют такие пытки на себя добровольно. « (Цитата по Аллен)
    Традиция в России купания до свадьбы в бане подтверждена в Домострое, и традиции рожать в бане, как представляется, были до 1600 года. В допетровской России, по словам Левина:
    «Обычным местом отдыха, по крайней мере, на севере России, была баня. Иья архиепископ Новгородский в двенадцатом веке сформулировал конкретные инструкции о том, чтобы очистить ее, ссылаясь на прецедент епископа Нифонта… Парная жаркая, чистая, и обособленная. Она должна находится отдельно от помывочной, не нарушая деревне процедуры. Кроме того, в бане было религиозное значение в финно-угорском язычестве. Баня служила в качестве центра для сбора, богослужения, религиозных танцев, и личных repurification. Обычай рожать в бане укоренился настолько, что женщины в семнадцатом веке родившие вне брака, убивали новорожденного в бане «. («Роды в допетровской России», стр. 51)
    Puskareva отмечает, что женщины прошли очистительные ванны в конце сорока дней после рождения ребенка (стр. 39)
    Немецкая парная предлагается известным проповедником чистоты в 12 веке Хильдегарды Бинген. Он предлагает заваренной в кипятке смесью трав облить «голову» сауны, плеснуть на камни сауны, чтобы обратиться в «труп», пить в сауне воду, а также купаться. Хотя «труп» переводится как термин, используемый в текстах, как «сауна».
     
  6. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Было бы более удивительно, если бы БАНИ там были. Ведь Хмельницкий регион с 1362 по 1798 год был в составе Польши, и обычаи там закрепились польские /Западная Украина/.

    А К.В.Белый говорит о запорожских казаках /предках кубанских казаков/, которое жили вольницей, силой отделились от влияния Польши и Оттоманской империи /включавшей и Крым/ в 1648 году,а с 1654 года вошли в состав России http://centennia-historical-atlas.softpedia.com/.

    Но Россия вечно жила в соседстве с Польшей /Смоленск был польским/, и даже один из русских царей в Смутное время был поляком. Так что казаки - это что-то промежуточное между украинским и русским. Бань у них как-бы не было, но банылись...:no: Так?

    Между прочим, царь Федор Алексеевич в 1676-1682гг. под влиянием "культурного" польского обычая бритья бороды ввел на Руси "выкуп бороды" - кто платил, тот и сохранял за собой право носить бороду.


    Нет, я не насчет законодательства. Вопрос о менталитете.

    Известно же, что все бани и в Европе, и в России были нудистскими, то есть с совместмым пребыванием обоих полов. Католическая церковь веками боролась с упадком нравов при совместном купании и, наконец, из-за эпидемии сифилиса вообще запретила общественные бани в Европе и попросила об этом же Екатерину Великую /немку/. Но Екатерина в 1784 году запретила лишь совместное мытье мужчин и женщин в торговых банях. Новых законов в России с тех пор не было. Хотя были попытки отменить запреты, даже со стороны царей!

    В Пикуль:
    - Да почему вы все считаете его вредным?
    Родзянко заговорил о распутстве и хлыстовстве:
    - Почитайте брошюру Новоселова, которую конфисковала полиция из продажи.
    А вот и фотография, где Распутин с двумя женщинами, он облапил их за груди,
    а внизу - его рукою писано: "Путь, ведущий к спасению". Полиция нанесет вам
    три короба фактов о том, как Распутин таборами водил женщин в баню.
    - В народе принято мыться вместе, - сказал царь.
    - Нет, государь, - возразил Родзянко, - это было давно, но еще Елизавета
    Петровна повела с этим борьбу, а Екатерина Великая особым указом запретила
    совместное мытье. Согласитесь, что сейчас, в нашем веке, никто и не пойдет
    мыться вместе.
    Царь горячо отстаивал "банный" вопрос:
    - Но существуют же в банях номера на двоих!
    - Существуют - для мужа с женой, но это их дело. А вот письмо госпожи Л.,
    обратите внимание. Распутин обесчестил ее, после чего она отшатнулась от
    него, обратясь к честной жизни. И после этого вдруг видит, что Распутин
    выходит из бани с двумя ее дочерьми-гимназистками... Госпожа Л. тут же сошла
    с ума!
    - Я об этом слышал, - сознался царь.
     
  7. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Хороший сайт. С удовольствием ознакомился. Спасибо.
    ---------------------------------------------------
    К.В.Белый -"Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений":

    А какова была конструкция войсковых шатровых казачих походных бань? Осталась ли о них память в народе?
     
  8. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Могу рассказать только то что мне говорил мне дедушка.
    Мой прадед был кузнецом в казачьем полку. Так вот они брали походный горн наваливали на него камней и раздували до состояния прогрева камней до малинового свечения, а дальше дело техники (элементов я не помню).
     
  9. TecJIa2
    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    1
    Благодарности:
    2

    TecJIa2

    Новичок

    TecJIa2

    Новичок

    Регистрация:
    07.11.11
    Сообщения:
    1
    Благодарности:
    2
    Адрес:
    Область
    Здравия желаю! Задержался по службе, а потом семейные дела отвлекали. Недосуг было. Да и пароль на форум забыл был Тесла, стал Тесла2.

    Отвечаю. Для ищущих истину – открыты библиотеки и google. Привожу в качестве примера малую долю.

    «…Это совсем не те бани, к которым мы привыкли. С парилкой, душем и бассейном. Современные суворовские бани -- это обычные ванны, в которые подается минеральная вода. Когда-то казаки, обживавшие эти места, обратили внимание, что вода из местных источников хорошо залечивает раны, укрепляет и бодрит тело. Так постепенно местную воду стали использовать в лечебных целях…» Источник: veche.tver.ru/index.shtml?news=11538
    «…Конечно же, не всегда была возможность построить баньку при такой кочевой жизни, а на юге России так и леса недостаточно, чтобы строить добротные русские бани. Вот казаки и исхитрились использовать котлы, чтобы добиваться эффекта русской парной…» Источник: bookz.ru/authors/marina-krimova/bana-le4_079/page-7-bana-le4_079.html

    «…К концу Страстной недели, в Великий четверг, который на Дону назывался «чистый», все члены семей старались вымыться. У казаков бань не было, мылись в деревянных корытах…» Источник: sholokhov.ru/museum/News/2011/n501/

    По теме «реконструкции» картинки дома-бани
    «…Во дворе стояли летняя печь, летняя кухня, баз и баня. Летом строго запрещалось топить печь в доме. В целях противопожарной безопасности все готовили только во дворе…» Источник: ng.ru/style/2007-03-12/24_kazaki.html
    «…Зажиточные казаки часто рядом с домом рыли артезианские колодцы и ставили русские бани…» Источник: rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st004.shtml

    В продолжении темы картины УСАДЬБЫ и хаты: sh-kuren.narod.ru/fk86.html

    От себя хотелось бы отметить, что: да, единично, но бани были. Строили их там где либо был лес (топливо в достатке) либо деньги (на покупку энергии) или же их совокупность. Прикрепленная к статье картинка – вымысел менеджера не имеющая никакого отношения к реальности. Поэтому считаю статью выдранной из общего исторического контекста с привнесенными элементами продаж…(достаточно бегло просмотреть ваши сообщения чтобы понять 99% ваших постов содержат ссылку на сайт продающий посредственные, на мой взгляд, печки. Говорю не по наслышке, надо чертовски постараться)…ищите кому это выгодно, как говориться. Из дискуссии выхожу ибо очередные ваши посты будут из серии как в нашем мышлении 70 лет искореняли баню и ссылка на теплодар.


    Спасибо, интересный сайт, почитаю на досуге.
     
  10. Конст. Белый
    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Конст. Белый

    Живу здесь

    Регистрация:
    29.01.09
    Сообщения:
    2.051
    Благодарности:
    791
    Адрес:
    Анапа
    Видите. уважаемый Тесла, есть многие общие моменты у всех трех рисунков?
    и отрицать это может только слепой.
    То что не существует множества примеров в современном быту, так извините, историю за сотню лет активно переписывали, а казачье сословие стирали с лица земли.
    Вот яркий пример:
    Директива о уничтожении казачества
    Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б)
    об отношении к казакам
    24 января 1919 г.
    Циркулярно. Секретно.
    Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
    1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
    2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
    3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
    4. Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном и во всех других отношениях.
    5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
    6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
    7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
    8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
    ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
    Центральный Комитет РКП
    РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.4. Д.7. Л.5; Ф.17. Оп.65. Д.35. Л.216. Машинописный экз.


    Вот теперь и ищите кому выгодно было уничтожать казачество, и кому выгодно теперь возрождать нашу историю и культуру.

    И если у вас есть какие-то сомнения, так будьте добры по пунктам и обстоятельно. Против казаков и казачества сейчас можно говорить что угодно, поскольку наши деды были казаки, а они мертвы, и за себя сказать ничего не могут
    Так вот в защиту казачества я говорил и буду говорить и без оснований не затыкайте мне рот, иначе это по меньшей мере пустозвонство.
     
  11. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Действительно, веник был не только в русских банях https://www.liveinternet.ru/users/2010239/rubric/1473892/.
    Вот гравюра Дюрера, датируемая 1496 годом и изображающая "женскую" баню в Нюрнберге. Durer Albrecht The-Women's-Bath-large 1496.jpg
    Веник фигурирует наряду с мочалками. Доски строганные. Печь каменка из кирпича. Видимо, белая. Таких на Руси при Иване Третьем, кажется, еще не было.
    Ведь в Новгороде мылись в курных избах с черными каменками. Киев был разгромлен и попал в Литву. В Московии мылись в жилых избах в сводовых печах.
    =
    Вот еще баня Дюрера. На сей раз "мужская". Вот что в руках у мужчин? Это что-то для мытья? Durer Albrecht The-Men's-Bath-large.jpg
    Вот здесь можно рассмотреть гравюру в деталях, кликнув на изображение http://www.royalcollection.org.uk/collection/800195/the-bath-house
    О самом Дюрере http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Albrecht_Durer
    Durer_self_portarit_1500.jpg


    Век спустя после Дюрера в Лицевом летописном своде появилась миниатюра русской бани, похожей на германскую /баварскую/. Петрушов.jpg


    Имеется также гравюра княжеской бани якобы 16 века в Ростове /ярославском/. княжеские бани в ростове 16 век.jpg



    Корнеев, 1812 год.
    Русская баня. Видны "клубы пара". Всюду изображена вода для мытья, как и в ранних германских банях. Парение без воды было не мыслимо. Корнеев Русская баня 1812.jpg
     
  12. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Летунов, 1835 год. Видно, что "содрал" с Корнеева. Но приукрасил. Добавил фонтан. Удалил мужчин.
    Вот это БАНИ! А не парилки...
    Летунов Русские бани 1835.jpg


    А. М. Васнецов /1856-1333/.
    Бани на Неглинной 17 века. Видно, что курные. Как-бы "двухэтажные" - видимо, с высокими полками. Васнецов Бани на Неглинной 17 век.jpg
     
  13. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    В. П. Рассохин /19371998/.
    Те же Бани на Неглинной. Видно, что "содрано" с Васнецова. Но в цвете.
    https://likonsta1.ucoz.ru/board/bani_na_neglinnoj/appolinarij_vasnecov_bani_na_neglinnoj/207-1-0-48
    Рассохин Бани на Неглинной.jpg


    Купание и мытье в 14-19 веках
    http://lj.rossia.org/users/marinni/321003.htm
    http://lj.rossia.org/users/marinni/323458.html
    =


    История бань http://www.gallowglass.org/jadwiga/herbs/baths.html
    =


    Андрей Захарович Петрушов:
    "Все-таки первые белые бани появились раньше - во времена великих князей. "Нажечь каменья рамяно" /как в Летописи/ можно только в специально построенной печи, да и миниатюры с двусводчатыми печами наверное более раннего происхождения?"

    Ю. М. Хошев:
    Рамяно, это не румяно. А "очень сильно" http://www.slovopedia.com/22/208/1640557.html
    =
    =
    А теперь о монголах... Говорят, что татаро-монголы никогда не мылись. Но тем не менее, "не смогли сломить тягу русских к русской бане".

    Но читаем
    http://www.istorya.ru/referat/referat2/41469.php
    http://allstude.ru/Istoriya/Zolotaya_Orda.html

    В территориальном отношении Золотая Орда обычно ассоциируется со степными просторами, сплошь населенными кочевниками. Такое представление справедливо лишь отчасти и для определенного времени….
    Столица Золотой Орды Сарай-Бату (Старый Сарай) (Нижняя Волга, р. Ахтуба, городище около с. Селитренного Харабалинского района Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году. Разрушен в 1395 году Тамерланом. Городище у с. Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды Сарай-Бату («город Батыя»), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км…

    Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший в 1333 году Сарай-Берке при правлении Узбек-хана, писал:
    Город Сарай (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивейшими базарами. В нем живут разные народы...
    Главные города Золотой Орды имели широкие улицы, водопровод в керамических трубах и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех городах и селениях были бани.

    Интересно, были ли фонтаны и водопроводные бани в русских городах в 1333 году? Это в годы правления Калиты /1328-1340/...
    Иоанн Первый Данилович «Калита». Получил ярлык на великое княжение от хана. Собирал Русь под московским княжеством. Скупал города и земли. Сделал Москву церковной столицей http://www.antikwar.ru/interes/hronol.htm.
     
  14. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    =
    Фоторепортаж с сеанса массажа в восточных банях Тифлиса в 1890 году.
    http://www.fresher.ru/2012/06/03/retro-massazh-v-fotografiyax-2/

    Вот это массаж - так массаж! Не то, что современный "веничный" или "мыльный" массаж наших профпарильщиков... :aga:
     
  15. Юрий Хошев
    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273

    Юрий Хошев

    Дачник

    Юрий Хошев

    Дачник

    Регистрация:
    03.04.07
    Сообщения:
    3.129
    Благодарности:
    4.273
    Адрес:
    Москва
    Комментарий Д. Пучкова http://www.diletant.ru/blogs/6532/689/
    Но ведь и на русских картинах иногда изображалось не совсем то, что было в действительности. А уж на "иконах" и подавно...
    Творческий замысел и нехватка информации всегда подталкивали художника к "невинному" изобразительному обману. В том числе, и в духе "забронзовевшего" соцреализма. :um: