1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9/10 9,00оценок: 9

Щелочные аккумуляторы для автономных систем

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем igr5591, 05.09.10.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.935
    Благодарности:
    3.456

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.935
    Благодарности:
    3.456
    Адрес:
    Москва
    Очень хорошо, что появился на форуме человек, имеющий опыт эксплуатации щелочных аккумуляторов.

    Есть проблема с работой свинцовых аккумуляторов в инверторно-генераторных системах. Посмотрите начало этой темы, первые пару страниц. Там я пытаюсь разобраться с тем, можно ли использовать в системе с генератором как едиственным источником энергии щелочные АБ.

    Что скажете по этому поводу? имеет смысл заменить в таких системах кислотные на щелочные? Если можете, посмотрите на предмет ошибочных тезисов этот материал, часть вторая про щелочные АБ.
     
  2. Вонг
    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355

    Вонг

    Живу здесь

    Вонг

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355
    Адрес:
    Москва
    :)] Вонг пришел Побеседуем...
    На самом деле интересно услышать мнение практика ибо в инструкции расхождения и с информацией с сайта завода и с рекомендациями продавцов. Одни рекомендуют заряд большим током, другие малым, третьи говорят ток пофиг - главное напряжение... Где правда?
     
  3. timoha-07
    Регистрация:
    30.06.10
    Сообщения:
    2
    Благодарности:
    1

    timoha-07

    Новичок

    timoha-07

    Новичок

    Регистрация:
    30.06.10
    Сообщения:
    2
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Ярцево
    Здравствуйте! Большое спасибо форуму , много полезного реализовал на практике.
    В свою очередь мои "пять копеек" в копилку опыта: имел дома батарею из 36-ти ТНЖ-450, использовал в основном для сварки, потому как эл.сеть слабая была. Пользовался более года, батарея осталась в "комплекте" проданному дому... Очень полезная и "дуракоустойчивая" вещь!
    Собирал батарею с "помойки"; на предприятии готовили "лигатуру" для литейки из отработанных АКБ от электрокар. Отбирал банки с неосыпанными ламелями, "комплектовал" непробитыми чехлами. Указанное количество банок определилось габаритами ямы в гараже :)] и напряжением не ниже 40 В. Из "визуально" отобранных 36-ти банок, в процессе заменил две! (неплохо для б/у железа)
    п.с. В САрмии резервное питание было на ТНЖ..
     
  4. Bigdan
    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22

    Bigdan

    Участник

    Bigdan

    Участник

    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22
    Адрес:
    Москва
    Итак, вкратце:

    1. Никель-кадмий (НК) герметичный отметаем ввиду высокой стоимости (при емкостях более 15 А/ч) и необходимости точного соблюдения режимов заряда (банально распухают при их несоблюдении).
    2. НК с жидким электролитом - отличный выбор при наличии достаточных средств. Основные (и очень важные достоинства) - работоспособность при низких (ниже -20) и высоких (выше +45) температурах, низкое газовыделение и большой срок работы в буферном режиме. Недостаток (кроме относительно высокой стоимости) - наличие кадмия (что, правда, не сильно хуже свинца, ибо количество окиси кадмия на 1 а/ч много ниже, чем у свинцовых - свинца).
    3. НЖ с жидким электролитом. Основной плюс - невысокая стоимость (10 руб. за А/ч против 14-15 руб. за А/ч у НК). Минусы - значительное снижение емкости при температурах за рамками -20+45 град., высокий саморазряд, значительное газовыделение.
    При зарядке щелочных аккумуляторов выделяется водород, посему необходима вентиляция (особенно - для НЖ). Никаких вредных "испарений" при работе щелочных аккумуляторов нет (не считая незначительного уноса щелочи пузырьками газа).

    Продолжу...
    Заряжать щелочные аккумуляторы нужно большими токами (желательно - более С/10), за исключением режима постоянного подзаряда (но это же не наш случай!). Иначе происходит "слеживание" активных масс, с чем придется бороться циклированием.
    Большая часть аккумуляторов выходит с завода отформированными - сиречь - сухозаряженными, но при покупке хорошо бы в этом удостовериться, ибо введение в "бой" неформированного аккумулятора задачка непростая.
    Заливать НК и НЖ нужно калий-литиевым электролитом плотностью 1, 21 г/куб. см, при этом температура замерзания его ниже -30 град. (плотность электролита в щелочных акк-рах не зависит от степени заряженности).
    Глубокий разряд им не страшен, за исключением одной ситуации - при ОЧЕНЬ глубоком разряде "слабая" банка может переполюсоваться и ее придется реанимировать.

    Что же выбрать?
    1. Есть вентиляция и температура не зашкаливает - ставьте НЖ.
    2. Есть деньги - ставьте НК.
    Очень неплохой выбор для систем с мощностями где-нибудь до 3 кВа (при напряжении "базы" 48 вольт) - НК-125 (KL-125), до 2 кВа - НК-80 (KL-80), до 1-1,5 кВа НК-55 (KL-55), предназначенные именно для работы в таких режимах.
    Найти эти аккумуляторы в рабочем состоянии можно - НК-125 - в трамвайных депо, депо электричек и метро, НК-80 - метро, станции сельской телефонной связи. В троллейбусах стоят замечательные батареи 9НКЛБ-70 (9хНК70) либо 9KPL-70.
    По поводу параллельного соединения батарей - есть классический способ соединения по схеме "монтажное ИЛИ" - через встречно включенные диоды. Напрямик - сильно не рекомендую! Представьте, что одна из батарей коротнет? Последстия, как правило, печальны...

    Еще чуток:
    В связи с тем, что разрядная кривая щелочных аккумуляторов более полога, чем у свинцовых, для адекватной работы инверторов нужно иметь запас по напряжению. В идеале инвертор должен быть с токовым входом...

    Про неубиваемость и дуракоустойчивость - убить щелочной аккумулятор много сложнее, чем свинцовый (в большинстве случаев поддается лечению), ну, а дуракоустойчивость.
     
  5. Вонг
    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355

    Вонг

    Живу здесь

    Вонг

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355
    Адрес:
    Москва
    Вопросик: Допускается ли заряд напряжением 1,45В на банку? У меня батарейка 40 ТНЖ 300, а инвертор, при напряжении на входе выше 60В, выходит в ошибку... Вот и думаю толи заряжать ее частями, толи и так раскачается...
     
  6. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094
    Адрес:
    Новая Москва
    А можно график посмотреть?
    Спасибо!
     
  7. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.935
    Благодарности:
    3.456

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.935
    Благодарности:
    3.456
    Адрес:
    Москва
    Схемку можно?

    По поводу замены электролита - действительно ли нужна полная замена каждый год?

    По поводу режимов заряда - что является показателем окончания заряда?
     
  8. timoha-07
    Регистрация:
    30.06.10
    Сообщения:
    2
    Благодарности:
    1

    timoha-07

    Новичок

    timoha-07

    Новичок

    Регистрация:
    30.06.10
    Сообщения:
    2
    Благодарности:
    1
    Адрес:
    Ярцево
    Андрей А.А., Вы занимаетесь проектированием-производством инверторов ( с контроллером заряда)?
     
  9. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094
    Адрес:
    Новая Москва
    Нет.:):):):):)
     
  10. Waldschnepfer
    Регистрация:
    28.11.07
    Сообщения:
    4.244
    Благодарности:
    2.999

    Waldschnepfer

    темнота некультурная

    Waldschnepfer

    темнота некультурная

    Регистрация:
    28.11.07
    Сообщения:
    4.244
    Благодарности:
    2.999
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Как это нет? Есть. Много с ними работал. Если работать постоянно, а не бросать на несколько лет, и следить за плотностью, то проблем нет. Габариты невпупенные и не крутанешь стартер, только, а при щадящих токах все нормально. Вопрос - где взять?
     
  11. Dingo
    Регистрация:
    10.02.10
    Сообщения:
    978
    Благодарности:
    467

    Dingo

    Живу здесь

    Dingo

    Живу здесь

    Регистрация:
    10.02.10
    Сообщения:
    978
    Благодарности:
    467
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Можно по подробнее про соединение.
    А мощность потерь на диодах 0.6В Х 100 А будем рассеивать в воздух?
    60 Вт это - 1.5 кВтчаса в сутки?
     
  12. Bigdan
    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22

    Bigdan

    Участник

    Bigdan

    Участник

    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22
    Адрес:
    Москва
    Продолжим...
    Итак, говорим о НЖ...
    Получили аккумуляторы, отформированные на заводе. Как правило, завод доводит аккумулятор до 80% емкости (что позволялось ГОСТом), поэтому за вами выбор - доводить батарею да 100% емкости или нет. С одной стороны - это геморрой (нужно провести энное количество циклов заряд-разряд, причем приличными токами С/4 - заряд, С/5 - разряд, количестов циклов зависит от "внутренностей"), с другой - отсеивает "отстающие" банки и выводит активные массы на оптимальный режим работы.

    Далее... режим заряда - сильно зависит от температуры и имеющегося в распоряжении времени. Оптимален режим заряда при напряжении 1, 48 - 1, 5 В на банку - минимально газовыделение. Менее 1, 45 В на банку - не есть гут, ибо бОльшая часть тока уйдет на выделение водорода. Вообще, заряд НЖ (и НК) производится в режиме постоянного ТОКА, а не напряжения. Нормальный режим заряда - током хотя бы С/6. Да, a propos, при температуре НЖ ниже -20 град. зарядить разряженный аккумулятор не удастся!

    Саморазряд НЖ при +20 град. - от 25% до 30% номинальной емкости в месяц, при 0 - 10-15%.

    Выбор количества элементов в батарее (к вопросу Вонг'а о напряжении заряда) - если инвертор "не понимает" напряжения более U, то лучше убрать одну-две банки, ибо напряжение на НЖ в начале заряда (при постоянном токе) - 1,4-1,45 В, в конце - 1, 75 - 1, 8 Вольта. Ну, либо заморачиваться коммутацией батареи.
    По поводу смены электролита и промывке аккумуляторов. Промывка (при стационарном размещении батареи) не есть первая необходимость - шламовое (мусорное) пространство достаточно велико. Т. е. раз в год промывать не надо - раз года в 3-4... А вот смена электролита... ее частота зависит от многих факторов, внешний признак необходимости - содержание карбонатов. Исходя из практики эксплуатации вагонных батарей (наиболее близкий аналог наших систем РП и АП) менять электролит можно не чаще раза в 3 года.

    А вот следить за уровнем электролита надо! Ибо при зарядке - испаряется. Существует старый солдатский борьбы с испарением и попаданием углекислого газа в электролит - после монтажа и заливки/зарядки батареи в каждый акк-р капают несколько капель солярового масла - оно образует пленочку, снижающую унос воды и реакцию с углекислым газом атмосферы.

    Про разрядные кривые... Оно для чего?
    Есть эмпирические кривые для разных режимов разряда (одно -, пяти - десятичасовой), температур, типов...

    Про соединение по схеме "монтажное ИЛИ" - от каждой аккумуляторной батареи с положительного вывода - диод.
    Потери, да, будут... можно поставить диоды Шоттки - падение будет 0.2-0.4 вольта...
    Недооценивать опасность КЗ запаралелленной батареи я бы не стал...
     
  13. Bigdan
    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22

    Bigdan

    Участник

    Bigdan

    Участник

    Регистрация:
    18.10.10
    Сообщения:
    18
    Благодарности:
    22
    Адрес:
    Москва
    Монтажное "ИЛИ"...
     

    Вложения:

    • ИЛИ на диодах.gif
  14. igr5591
    Регистрация:
    04.05.09
    Сообщения:
    121
    Благодарности:
    100

    igr5591

    Живу здесь

    igr5591

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.05.09
    Сообщения:
    121
    Благодарности:
    100
    Адрес:
    Самара
    Изначально задачи ставились скромные, необходимо было обеспечить бесперебойную работу только отопительного котла. Для аварийного питания насоса котла используется “ ИБП ” (24В/220В) IPPON 1000. Но своих встроенных аккумуляторов хватает на час работы, по известным причинам автомобильные кислотные меня не устраивали. Не дорого предложили щелочные 5НК-55 по 100руб., за банку о преимуществах и недостатках “щелочников” выше изложено. Зарядное устройство можно собрать и самому. Аккумуляторы установлены в цокольном этаже, под вытяжным зонтом думаю, проблем с зубами не будет. Остаётся выяснить, как отреагирует “ИБП” возможно потребуется регулировать напряжение отключения. Остаётся залить электролит, по результатам позже отпишусь.
     

    Вложения:

    • Изображение 265516990.jpg
  15. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    21.085
    Благодарности:
    15.094
    Адрес:
    Новая Москва
    Сначала - по сути. Может быть лучше плавкие предохранители поставить?
    К тому же, разряд-то пойдет, а заряд-то - нет...
    В ручную что-ли подключать ЗУ?

    По названию - по памяти "монтажное ИЛИ" это - банальное соединение проводов от двух источников безо всяких элементов.
     
Статус темы:
Закрыта.