Настало время облагородить гараж, заимев в актив пользования доселе неосвоенные площади. Речь пойдет о бетонных полах по грунту.
Список альбомов по стройке:
https://www.forumhouse.ru/useralbums/862437/list
Диспозиция:
ленточный фундамент(МЗФЛ), обратная засыпка грунтом, в основном глиной и суспесью. Засыпка в течении стройки трамбовалась сама по себе(ходили по ней туда-сюда, что-то ставили итд, те без специального фанатизма). Единственная проходка, заложенная в ленте, как раз для отвода воды и талых гадостей с тачки, волею судеб была ангажирована под водопровод для полива участка.
Задачи:
Крепкий ровный бетонный пол под керамогранит для легковушки с контруклонами, лотком, пескоприемником и дренажем в замкнутом периметре, без возможности водоотвода за него. Понижение влажности с целью возможности хранения в гараже любимого инструмента.
Утепление пола с целью закрытия теплового контура и максимального сохранения тепла в гараже. Гараж отапливается пассивно, через смежную с домом длинную стену, трассами ГВС, циркуляции ГВС.
НАЧАЛО.
Площадь пола освобождена от хлама. Глина за почти три года отлично утрамбовалась, но земляной пол имел адовые перепады. Решено срезать(не копать, а именно срезать, чтобы не ухудшать несущую способность) лишкИ и опустить нулевую отметку земли, для:
а) выровнивания основания
б) освобождения места для песчаной подушки.
Подушка.
После выравнивания основания, отсыпал 10см песка - 1 слой.
Распределение песка сначала производил тачками, те равномерно развозил кучки по всей площади пола. Затем штык лопатой их примерно раскидал, потом растащили и заровнял волокушей, затем правилом. Можно приступать к трамбовке. Я не стал пользовать вибро плиту - не смог найти живой под конец сезона в аренду. ТК пол после трамбовки должен остаться плоскостью, ЧТОБЫ НЕ ГУЛЯЛ УТЕПЛИТЕЛЬ И СТЯЖКА ПОТОМ НЕ БУХТЕЛА, я отказался от колотушки из бруса 15*15см и трамбовал волокушей. Предварительно пролив подушку(не до луж!) Прошел сначала все вдоль, потом поперек, затем ещё раз пролил песок и также в два захода(вдоль и поперек) укатал 1ый слой песка полной 200л бочкой с водой. Пролил, оставил сохнуть на ночь. Второй слой песка - еще 10 см - все тоже самое.
Итог: следов от меня даже с сильного прыжка - нет. В идеале на песок нужно было кинуть щебня см 5 фракции 5-20(можно и 20-40) и утрамбовать его в песок. Это за счет расклинивающего эффекта камня повысит несущую способность основания. В бюджет щебень заложен не был, по-этому - мимо. Но как надо - я написал)
Дальше гидроизоляция - рубероид. Был халявный. Имеет ряд неоспоримых преимуществ перед 200мкм пленкой, которую принято стелить: толще, долговечнее, не собирается при ходьбе и предупреждает появление рытвин на подушке от нее.(особо актуально на время укладки утеплителя). Рубероид настелил с перехлестом в 15-20 см и заходом на стены, те ванночкой.
Демпфер.
В качестве демпферной ленты купил и нарезал 10мм пенофол(толстая подложка под ламинат). Демпфер развязывает полы по грунту со всем остальным(обязательно!!) + дает пространство для изменения геометрии стяжки, например, термического.
Слой утеплителя.
Затем утеплитель. Я сторонник ЭППС. Материал выигрывает у обычного пенопласта во всем, кроме цены. Не насыщается влагой(срок эксплуатации, характеристики теплопроводности), более плотная структура(несущая способность), лучше геометрия(плотность укладки плит утеплителя, минимальные щели), наличие L- кромки(отсутствие сквозных щелей = мостиков холода, перевязка по швам, доп гидроизоляция за счет слоя утеплителя). Толщина в один лист в моем случае оптимальна 5см, еслиб в 2 слоя - то два по 3см(так делал на ВТП) с перехлестом швов.
Процесс укладки утеплителя:
Если смотреть по фоткам, то видно, что рубероид уложен вдоль гаража, а ЭППС - поперек. Этим хотел дополнительно перекрыть швы в плане гидроизоляции. Еще ЭППС лежит поперек движения авто, что по идее равномернее передает нагрузки от будущей стяжки на подушку. ХОТЯ, думаю, - это загон)). Вобщем, мне это показалось обоснованным и правильным. ХЗ почему. Сделал так.
Раскладка ЭППС : начал с целого листа, в конце ряда отпилил остаток и пустил его на след.ряд. Таким образом не имеем остатков, а перевязку швов - имеем). Швы проклеивал упаковочным скотчем(он толще обычного прозрачного, а стоит дешевле :р), благодаря этому настил утеплителя становится жестче, цементное молочко при заливке остается в стяжке.
Следующий этап - опалубка будущего лотка.
Тут всё просто. Сколотил из досок, завернул доски в пленку, чтобы те не сосали влагу из стяжки при заливке. Лоток расположил по центру гаража. От стен и ворот к лотку будут уклоны 1см на метр.
Армирование.
На фотках можно увидеть сетку для армирования стяжки. На самом деле не хотел с ней морочиться, тк использую ПП фибру для армирования, но блин, 4 карты этой фигни - остаток от ВТП, Решил кинуть, чтоб больше не мешалось. Если класть не абы что, то нужно использовать сварную сетку 5мм с ячейкой 10 см - это самое норм. У меня 4ка с ячейкой 15см - хлипковата для армирования и большевата( в ВТП служила тупо для разметки и фиксации труб)
Сетку выложил сначала на кирпичи - не феншуйно. Кирпичи сосут влагу из стяжки, понижая ее марочность, потом эти места станут просто слабыми звеньями. Выкинул их(кирпичи) нафиг. Хотел купить подставки - стульчики для арматуры 3 рубля/штука. НО! вовремя сообразил, что при ходьбе по сетке стульчики продавят эппс и сетка утонет, а должна быть в толще. На глаза попались остатки профиль тубы 40*40*2мм. Нарезал их на подставки. Себестоимость 4рубля/штука. Ходить по сетке? - пожалуйста!
Маяки. Технология описана в альбоме по ВТП. Из-за большей толщины стяжки в гараже использовал не саморезы, а 200е гвозди. Диаметр гвоздя 6мм. Пришлось поискать перфоленту с 6мм дырками. Обычно она идет с дырками 5.5 и гвоздь в нее не лезет(. Нашел). ЭППС - плотность структуры. Гвоздь в нем держится очень крепко, работать - легко. Выставив все маяки обкидал их раствором. Раствора ушло дофига. На опыте, не стал месить руками - разложил бетономешалку. 4! Мать их, замеса! 200л готового раствора. Это только маяки, подумал я, махнул рукой и оставил все сохнуть.
Перед днем Х настроил рабочее место так, чтоб всё было под боком, завез цемент. Заливку планирую в один день. 2.6 куба "бетона" без щебня.
Расчет сыпучки.
Считаем сколько нужно цемента:
В одном мешке 50 кг 3 ведра * 15 литров цемента = 45л. На одно ведро 15 литров цемента будет 3*12л песка =36л (Песок лучше брать крупный речной. Но у меня остался только карьерный. Пойдет.)
итого с мешка я грубо получаю:
15*3 ведра цем + 36л песка *3 (пропорция 1:3) = 45цемент+108песок = 153 литра смеси с мешка. Воду в расчет не берем. Теперь считаем пол гаража и объем стяжки:
6.5м(длинна гаража) *4м(ширина)*0.1м(средняя высота стяжки) = 2.6куба. 2600/153 = 16.9 мешка цемента. Взял 20. Посмотрим). Сомневаюсь, правда, что хватит, тк есть места с толщиной стяжки 13-15 см 0_о.
Цемента хватило! Это говорит о правильности и точности предварительных расчетов. Теперь буду ими пользоваться с уверенностью. Сама заливка полов не вызвала больших проблем. Особо ровно делать не старался - всеравно на следующий день стяжку зачищать. Физический труд. Большие нагрузки на спину и руки при протяжке раствора, его ровнении, доставке и приготовлении. Впринципе, для меня - это нормальные нагрузки для организма и,скорее, норма. По-этому на след день был огурцом. Также СПАСИБО МОИМ ДРУЗЬЯМ И БРАТУ. Народ приехал и помог, без вопросов, по-взрослому, по-дружески, по-братски. Организация работ и оптимальное количество народа не поменялось и описано в альбомах по стяжке ВТП. Фармацефтика состава замеса немного изменилась:
7.5л воды, 15л цемента, 3*12л песка карьерного(речной сюда бы круче канеш, но увы) 250мл суперпластификатора(граненый стакан), 60гр ПП ФИБРЫ.
Уход за стяжкой.
Впринципе, все описано в альбомах по ВТП. Вечером закончили - утром зачищаем правилом насдир, прометаем и проливаем стяжку. Снятое со стяжки можно вбухать в какую-то нибудь яму на дорожке.(сыпите, ровняете, уплотняете, проливаете, ждете, когда высохнет - ямы не будет, будет почти камень.) Стяжку увлажнял три дня. ТК в гараже было закрыто все, что можно, влажность там создалась колоссальная - то что нужно.
Дренаж. Девать воду из периметра гаража некуда, увы. Сделал уклоны к центру, чтобы пешеходные зоны были всегда сухие. Сделал большой лоток для приема воды в центре. Далее трап, обычный, за 300 рублей. К трапу уклоны. В месте установки трапа снял кусок ЭППС, срезал ГИ из рубероида, произвел выемку песчаной подушки и грунта(около 80-100л) и засыпал туда щебень с трамбовкой. Все будет стекать сюда и уходить в грунт. Все на фото.
Трап пришлось разломать и сделать из него не только сифон, но и пескоприемник со съёмной накопительной частью, для извлечения песка.
Водоприемный лоток и трап закрыл решеткой:
Уголок 2.5см*.2.5см*3мм + профиль 1.5см*1.5см*2мм. Всего 3 съемные секции.
В планах по полу - керамогранит и отбойник под передние колеса авто(заехал - уперся = машина стоит как нужно).